В других СМИ
Загрузка...
Мог ли украинский «Тор» в Иране сбить украинский «Боинг» по собственному или чужому почину?
© flyuia.com
Украинский «Боинг-737» - именно этот самолёт был сбит над небом Ирана.

Мог ли украинский «Тор» в Иране сбить украинский «Боинг» по собственному или чужому почину?

Ответы на эти вопросы зашифрованы, и иранский инцидент ещё долго не раскроет свои тайны, в том числе с помощью американских спутников, висевших в это самое время над Ираном. Еженедельник «Звезда» провёл своё расследование
15 января 2020, 11:21
Реклама
Мог ли украинский «Тор» в Иране сбить украинский «Боинг» по собственному или чужому почину?
© flyuia.com
Украинский «Боинг-737» - именно этот самолёт был сбит над небом Ирана.

Эксперты уходят в геополитику, забыв о некоторых вполне очевидных аналогиях и непреложных истинах.

Дело в том, что на экране ЗРК ПВО отметка того же Боинга фактически неотличима от военно-транспортного самолёта с десантом. Именно такие обстоятельства привели в своё время ПВО США к не менее трагической ошибке в 1988 г., когда был сбит гражданский лайнер над Персидским заливом. Тогда погибло 290 пассажиров. И всё же капитан американского ракетного крейсера получил за убийство сугубо гражданских лиц орден от высшего командования ВМФ (!).

Система ПВО Ирана использует не автоматизированную систему ЗРК «Тор М1». Иными словами, жизнь многих десятков людей - граждан нескольких стран, включая и сам Иран, - была перечёркнута из-за так называемого человеческого фактора.

То есть надо предположить, что дежурный расчёт и командующий им офицер неожиданно приняли сугубо гражданский Боинг, не выходивший за пределы согласованного международного воздушного коридора, причём едва покинувший международный аэропорт, за военную цель и уничтожили его. 

Любопытно, что буквально за несколько десятков минут до этого по той же авиатрассе перемещалось другое воздушное судно по аналогичному маршруту, как, кстати, и много других воздушных судов, пролетающих в воздушном пространстве Ирана. Тем не менее никто не пытался атаковать его.

Получается, что почему-то зенитчикам не приглянулся в ночном небе над Тегераном именно этот несчастный самолёт.

По этому поводу представляется совершенно бессмысленным сравнивать уничтоженный «по недоразумению» пассажирский транспорт с происшествием на Украине или же даже с вышеприведённым случаем гибели самолёта над Персидским заливом. Все они находились вдали от крупных населённых пунктов и, как бы мы ни относились к людям, нажавшим на кнопку, эти воздушные суда вполне могли быть приняты за потенциальную цель.

В этой связи остаются только две возможные гипотезы, согласно которым развивались события.

Первая предполагает конспирологический сценарий и, как не дико это звучит, тоже не может быть отброшена по принципу «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Итак, если Боинг был сбит при слежении за небом Тегерана в ручном режиме, то его вполне мог уничтожить подкупленный (а может быть, и фанатичный) военный, который хотел вызвать рост международной напряжённости и возможную эскалацию конфликта между Ираном и европейскими странами. Но этот «человек» не мог действовать в интересах своей родины, так как Тегеран ничего не выигрывает от конфликта с Украиной.

А вот если за трагедией стояли западные заказчики, то смысл произошедшего предстаёт совсем в другом свете.

Во-первых, уничтожение гражданского самолёта иранцами играет на руку американцам и их союзникам.

Кроме того, резонансное событие бросает тень на надёжность российской системы «Тор», что, оговоримся, весьма важно для американцев в свете недавних плачевных (а точнее, нулевых) результатов хвалёных Patriotи Aegis при отражении атаки йеменских повстанцев на саудовские нефтеочистные сооружения.

Именно поэтому руководство страны принесло извинения за ошибку. Согласно официальной версии, цель была идентифицирована дежурным офицером. Самолёт погиб в результате попадания управляемой ракеты 9М330.

И вот тут всё совсем неоднозначно. Хотя бы потому, что не только фамилия виновного не разглашается (хотя, казалось бы, вина вполне очевидна и не может быть ни объяснена, ни опровергнута), но не называется вообще никаких обстоятельств произошедшего. Говорится только о страшном напряжении, в котором находятся силы ПВО Ирана в связи с убийством 3 января генерала Касема Сулеймани.

В той связи было бы логично рассмотреть и другую - чисто техническую - версию произошедшего.

«Тор М1» работает в режиме автоматического, полуавтоматического и ручного поиска целей. И самое любопытное: «Торы» Ирану, помимо России, могла поставить и сама Украина, причём не в малом количестве - ещё в 2016 г. эта страна подтвердила, что у неё таких ЗРК не менее 6 единиц - и после «реставрации», то есть восстановления боеготовности в кустарном режиме, без связи с изготовителями, так как официально украинские ТОРы были списаны ещё в 2001 г.

Нет ничего удивительного, что восстановленные неизвестно кем на Украине под эгидой местного оборонпрома и поставленные Ирану ЗРК могли некорректно провести захват цели.

Если цель отслеживалась в автоматическом режиме, то пуск мог произойти самопроизвольно с учётом возможностей комплекса, способного одновременно вести до 48 целей на высоте до 6 километров.

Вообще-то непонятно и другое: почему на месте крушения самолёта оказался неизвестный с сотовым телефоном, снабжённым высокочувствительной камерой, который зачем-то направил её заранее, подключив режим ночной съёмки в ночное небо чётко в те несколько секунд, когда проходил предполагаемый пуск ракеты и её столкновение с каким-то объектом - предположительно гражданским лайнером.

Весьма любопытно, но на следующий день после падения злополучного MH-17 на Украине, один из моих американских контактов прислал мне видео падения малайзийского самолёта, заснятое во всех подробностях.

Доступ к документу был открыт по гиперссылке без права копирования. Через несколько дней ссылка стала недоступна, но тогда у меня возникли аналогичные вопросы: каким образом в отдалённой точке воюющего Донбасса оказался оператор с камерой высокого разрешения, который заснял катастрофу, сопровождая самолёт с увеличением при помощи «наезда» объектива да ещё в быстром падении?

По поводу же несчастного украинского «Боинга» неясно и следующее: как правильно указал главный редактор журнала «Арсенал Отечества» В.И. Мураховский, над Ближним Востоком - и тем более сейчас - постоянно висят спутники наблюдения, прежде всего, американские. Почему нельзя получить от них никакой информации с фиксированием пуска ракеты?

Также удивительно, каким образом самолёт, получивший попадание на относительно небольшой для ЗРК «Тор» высоте (половина предельной высоты поражения для этого комплекса ПВО) сумел ещё перемещаться какое-то время в пространстве, выполнить разворот и попытаться снизиться?

На все эти вопросы имеют твёрдые ответы только премьер-министр Канады Джастин Прудо и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Не дожидаясь результатов расследования, они обвинили во всём... Иран. И тут - самое удивительное! - Иран со всем согласился!

Зачем Тегеран решил так поступить, или, точнее, что повлияло на его решение, мы, наверное, никогда не узнаем. Политика по определению грязная вещь, и цена смерти людей в ней ещё с самых древних времён имеет вполне конкретную цену.

Сразу после заявления главы иранского внешнеполитического ведомства о признании вины, пошли публикации о ненадёжности российских систем ПВО. Как говорится, бизнес превыше всего!

Похоже, что, как и в случае расследования авиационного происшествия с малайзийским лайнером, иранский инцидент никогда не раскроет свои тайны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама