В других СМИ
Загрузка...
Танки Победы
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
75 лет Великой Победы!

Танки Победы

Победу в Великой Отечественной и всей Второй мировой над нацизмом ковали не только солдаты и офицеры Советской армии, но и оружие, созданное и произведённое в сложнейших условиях нашими конструкторами и рабочими
01 февраля 2020, 06:09
Реклама
Танки Победы
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
75 лет Великой Победы!

В межвоенный период танковые войска всего мира пытались решить задачу маленького ресурса гусениц - танки просто были не способны передвигаться своим ходом на дальние расстояния во избежание выхода из строя гусеничных лент. Одним из решений была перевозка танков в кузовах грузовиков, но подвижного состава часто не хватало. Ещё одним выходом стала колёсно-гусеничная схема

Семейство БТ: быстрый танк, очень быстрый

Вопреки мнению фальсификатора истории Виктора Суворова (Резуна), вбросившего в публицистическое пространство термин «танк-агрессор», колёсно-гусеничный движитель совсем не свидетельствовал об экспансионистских планах страны-производителя таких танков. Например, нейтральная Швеция массово оснащала свои танки именно таким движителем, совершенно не собираясь ни на кого нападать. Однако наиболее удачной и технологичной колёсно-гусеничной схемой стала подвеска Уолтера Кристи, американского конструктора. Впрочем, он не нашёл понимания у собственного минобороны и был рад продать образец танка М1931 советским представителям.

В США для изучения возможностей американской танковой мысли и закупки образцов в 1930 году прибыла делегация во главе с начальником управления механизации и моторизации РККА комкора Иннокентия Халепского. Он выступал за максимально быстрое развитие танковой советской промышленности и войск за счёт покупки образцов и лицензий. Халепскому понравилась идея Кристи о съёмных гусеницах и движении танка на обрезиненных катках, причём в таком режиме он управлялся автомобильным рулём, а не рычагами. Руль при переходе на колёсное движение закреплялся на специальной рулевой колонке и мехвод управлял, в частности, манёврами танка путём поворота передней пары колёс.

В начале 1931 года два танка Кристи, но без башен и вооружения, прибыли в СССР. Союз заплатил за эти танки $60 тысяч и на $4 тысячи купил запчастей. Кроме того, СССР обязался выплатить Кристи за десятилетнюю лицензию на выпуск танков ещё $100 тысяч.

Результаты испытаний оставили самое хорошее впечатление, и танк с советской башней был принят на вооружение как БТ-2 (быстроходный танк). У БТ была достаточно своеобразная ниша - прикрытие от вражеской бронетехники «пехотных» БТ-26. Уже в 1933 году в войска поступает БТ-5, два года спустя - уже БТ-7. Он выпускался до 1940 года, с 1939-го оснащаясь дизелем (БТ-7М).

Корпус БТ-2 и БТ-5 - клёпаный, у БТ-7 - сварной. Броня - 13 мм, на «семёрке» увеличена до 15 мм, верхняя часть лба корпуса - все 20 мм. Весьма характерной частью облика БТ был «утиный нос», что было необходимо для поворота колёс. БТ имели прозвище «летающий танк» из-за продолжительных прыжков на этих танках, освоенных мехводами. Рекордная длина прыжка - 42 метра. И это не глупое трюкачество, а военная необходимость: так проще преодолевать рвы, траншеи, овраги и неширокие водные преграды. БТ-2 были нерадиофицированы, а на БТ-5 и БТ-7 стояли танковое переговорное устройство и радиостанция 71-ТК.

В реальном бою приняли участие уже БТ-5, поставленные СССР испанским республиканцам, где они хорошо выступили против итальянских и немецких лёгких танков, но под конец войны некоторые «бэтэшки» стали жертвой противотанковой артиллерии 37-мм калибра. Все модификации воевали с японцами на Хасане и Халхин-голе, «семёрки» - даже с Квантунской армией летом 1945 года. БТ участвовали в Освободительном походе в Польшу в 1939 году, присоединении к СССР стран Прибалтики. На Зимней войне обошлись без БТ-2, к тому времени выведенного из войск в танковые школы и учебные роты.

С нападением гитлеровской Германии на Советский Союз БТ-2 снова бросили в бой. Под Ленинградом БТ-5 и БТ-7 успешно воевали вплоть до самого снятия блокады.

К слову, именно про БТ поётся в знаменитой песне про погибший экипаж. И эти танки показали в довоенном кинохите «Трактористы». Основным производителем БТ был Харьковский паровозостроительный завод. Стоили БТ от более 60.000 до свыше 100.000 рублей в зависимости от модификации и года выпуска. БТ-2 вооружался 37-мм пушкой и пулемётом ДТ. Поздние модификации оснащались 45-мм и даже 76-мм орудиями и всё тем же ДТ.

Т-34: лучший танк Великой Отечественной

Потенциал подвески Кристи далеко не исчерпывался семейством БТ и её было решено использовать при создании нового среднего танка. Правда, от колёсно-гусеничной схемы к тому времени уже отказались. Подвеску Кристи прекратили использовать в конце войны на танках Т-44 и Т-54.

Требования к среднему танку, который должен был сменить Т-28, автобронетанковое управление РККА сформулировало к середине октября 1937 года. На Харьковском паровозостроительном заводе выделили специальное КБ под эти цели. Возглавил его Михаил Кошкин. Коллектив разработчиков напряжённо работал, в результате зимой 1939-1940 года было создано несколько опытных образцов. Они прошли своим ходом от Харькова до Москвы и обратно, представ в марте 1940 года перед высшим руководством СССР.

Танк получил одобрение, и под индексом Т-34 поставлен на вооружение. Танк имел пушку 76,2 мм и пулемёт ДТ 7,62 мм, бронирование достигало 45 мм. В первом полугодии 1941 года в Харькове выпустили 1.100 танков Т-34-76. Осенью ХПЗ эвакуировали в Нижний Тагил Свердловской области. Производство танков наладили ещё на ряде заводов, включая «Красное Сормово» в городе Горький. Все они немного отличались по конструкции из-за заводских улучшений или упрощений.

Стоил Т-34 от менее 600.000 тысяч в начале Великой Отечественной до порядка 150.000 рублей в её конце. Т-34-85 принят на вооружение РККА 23 января 1944 года, принимал участие в военных конфликтах от Корейской и Вьетнамской войн до боёв в Югославии. Т-34-85 замечен в наши дни в Сирии и Йемене.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама