В других СМИ
Загрузка...
Беспилотные корабли - флотилия нового поколения
© darpa.mil
США инициировало ряд программ по созданию беспилотных кораблей.

Беспилотные корабли - флотилия нового поколения

Американские военные намерены вывести свой флот на новый уровень - за счёт создания разнообразных беспилотных кораблей, рассчитанных на выполнение широкого спектра задач
23 января 2020, 13:00
Реклама
Беспилотные корабли - флотилия нового поколения
© darpa.mil
США инициировало ряд программ по созданию беспилотных кораблей.

В начале 2019 года военно-морской флот США приступил к масштабному обновлению. Самый мощный флот в мире оказался не готов эффективно противостоять вооружению будущего. Для того чтобы флот США достойно показал себя в новом десятилетии, руководство инициировало ряд программ по созданию беспилотных кораблей, превосходящих в эффективности имеющиеся в наличии у американцев фрегаты, эсминцы и авианосцы.

Причин для этого обновления несколько. В первую очередь, это новое оружие, появившееся в арсенале России и Китая. По словам представителя командования ВМС США, нынешние корабли уже не в состоянии противостоять современным ракетам.

Цитата

«Мы больше не можем перевооружать наши фрегаты стоимостью два миллиарда долларов, чтобы обеспечить эффективную защиту от потенциального противника, который создаёт новое вооружение и платформы с невероятной скоростью».

Адмирал Майкл Гилдэй, начальник военно-морских операций ВМС США.

Авианосный флот США оказался не готов к противостоянию гиперзвуковым ракетам. И пока правительство решает вопрос о сокращении количества авианосцев, беспилотники могут заполнить образовавшуюся дыру в обороне.

Другая причина создания беспилотников - это стремление Пентагона связать всю армию в единую сеть. Технологии и системы, позволяющие американской армии взаимодействовать со всеми родами войск, уже близки к реализации. И пока флот отстаёт в воплощении этой идеи.

Последняя причина банальна - экономия. Производство и обслуживание боевых кораблей требует астрономических сумм. Беспилотные корабли вполне способны сократить расходы флота. По оценкам, обслуживание одного фрегата может стоить около миллиона долларов в год. На эту сумму вполне реально создать новый беспилотник. Также отпадает необходимость в расходах на содержание личного состава. К тому же, внедрение большого количества недорогих кораблей позволит увеличить размер флота до 355 единиц к 2030 году без существенного повышения бюджета.

Охотники за подлодками

Наиболее близким к завершению сейчас является беспилотный корабль «Морской охотник», разработанный институтом DARPA. Он является результатом программы по созданию беспилотного корабля для длительного противодействия субмаринам ACTUV. Задачей программы является создание автономного судна, способного патрулировать определённый участок океана и обнаруживать вражеские подводные лодки. Для этого на борту «Охотника» установлен мощный активный сонар, способный обнаруживать дизель-электрические субмарины. Подлодки такого класса считаются достаточно тихими и незаметными.

При обнаружении противника, программа беспилотника пеленгует цель и отдаёт приказ об атаке другим кораблям. Ключевой особенностью «Охотника» являются его размеры: при длине 40 метров, его ширина составляет лишь три метра, из-за чего корабль кажется невероятно узким. Таких размеров удалось добиться за счёт избавления от необходимости размещения человека внутри корабля.

На демонстрационной версии корабля, представленной в 2016 году, присутствует лишь небольшой «капитанский мостик». По заявлениям разработчиков из компании Leidos, это лишь временная мера - на мостике располагается инженер, ответственный за демонстрацию способностей судна и управляющий им с помощью планшета. Боевая версия корабля будет управляться удалённо. Поскольку корабль предназначен выполнять операции в океане на большом удалении от командного пункта, велика вероятность потери связи с оператором. На этот случай в «Охотнике» будет встроен искусственный интеллект, способный выполнять задание автономно. ИИ также позволит нескольким «Охотникам» объединяться в группы и выполнять задачи совместно.

Отмечается и возможность корабля функционировать на протяжении 70 дней. Такое долгое время работы оправдано задачей корабля: «охота» на подлодки - это испытание на выносливость и терпение. Зачастую победу в противостоянии определял человеческий фактор - выигрывает самый терпеливый и стрессоустойчивый экипаж, способный долгие недели работать в условиях максимальной скрытности. Искусственный интеллект гораздо эффективнее в подобной «дуэли» - по очевидным причинам.

Стоимость «Охотника» оценивается в 20 миллионов долларов. Для сравнения: строительство миноносца «Арли Берк», который обладает необходимым арсеналом для борьбы с субмаринами, обходится США в два миллиарда долларов. Роберт Уорк, занимавший в 2016 году должность заместителя министра обороны США, оказался впечатлён дешевизной беспилотника.


«За один миллиард долларов мы можем построить пятьдесят «Морских охотников». В будущем на борту каждого из них можно разместить до шести ракет. Представьте, что могут сделать эти пятьдесят кораблей под руководством командира флотилии», - отметил тогда Роберт Уорк.

В 2019 году «Морской охотник» успешно преодолел маршрут от Сан-Диего до Пёрл-Харбора и обратно - более 8 тысяч километров - полностью автономно, без присутствия человека за системой управления. Любопытно, что после этого научно-исследовательское управление ВМС США полностью засекретило проект, что можно трактовать как намерение оградить эффективное оружие от излишнего внимания. Стоит отметить, что, несмотря на желание американцев оснастить автономный корабль оружием, решение о стрельбе всегда будет принимать человек.

Больше, сильнее, тяжелее

Несмотря на эффективность «Морского охотника», он всё ещё остаётся крайне узконаправленным оружием. Но в планах у командования флота США разработать и другие варианты автономных кораблей. В декабре 2019 года руководство флота поручило научно-исследовательскому управлению приступить к созданию беспилотных кораблей среднего и тяжёлого классов. Судя по опубликованному заявлению, средние беспилотники будут использовать в качестве разведывательных кораблей, и они должны обладать модульной компоновкой. Таким образом, эти корабли смогут выполнять широкий спектр задач: от разведки и патрулирования до ведения радиоэлектронной борьбы. Тяжёлые беспилотные корабли (LUSV) должны быть оснащены системами вертикального пуска ракет и выполнять функции ударного корабля.

В перспективе у военных создание целых подразделений морских дронов, состоящих из моделей разного класса. Такие отряды смогут выполнять комплексные задачи. Например, самые лёгкие корабли могут проводить разминирование территории, тяжёлые - наносить ракетные удары по вражеским позициям, а средние - оборонять отряд в случае нападения.

Для полноценной работы таких кораблей силам ВМС необходимо разработать единую систему управления, которая позволила бы контролировать все морские беспилотники, находящиеся в распоряжении флота. Более того, к этой системе в будущем будут подключены и другие корабли американского флота. Внедрение единой боевой системы уже включено в состав проекта по созданию фрегата нового поколения - FFG(X). Этот фрегат, входящий в состав американской программы оборонных мероприятий будущего, станет своеобразным «командным пунктом», откуда будут управляться дроны.

«Гарри Трумэн» против роботов

Несмотря на столь грандиозные планы, существует вероятность того, что беспилотники не выйдут в море в заявленный срок. В программе финансирования на 2020 год уже запланировано выделение средств на производство двух прототипов тяжёлых морских беспилотников. Сумма составила около 209 миллионов долларов, ещё 50 миллионов будут потрачены на установку ракетных систем.

Но минобороны США привлекло к проекту нежелательное внимание со стороны Конгресса. Вышеупомянутые средства изначально предназначались для доработки и ремонта авианосца «Гарри Трумэн», введённого в эксплуатацию ещё в 1998 году. В сентябре 2019 года появились сообщения о неполадках и необходимости ремонта. Одновременно с этим поднимались темы эффективности авианосцев. Поэтому руководители ВМС и власти США подняли на обсуждение вопрос о списании и утилизации флагмана американского флота. Это помогло бы не только сократить бюджет ВМС, но и позволить перспективным разработкам занять место устаревающего корабля.

Но были и те, кто высказался категорически против этой идеи. Далеко не все военные оценили идею списать флагман, для многих являющийся символом мощи американского флота. Противником этой идеи также выступил и президент Дональд Трамп.

«Необходимость отказаться от ремонта «Трумэна» бросает тень на производство морских беспилотных аппаратов. В 2020 году заявлено о производстве 10 таких аппаратов общей стоимостью три миллиарда долларов. И это существенная сумма для военного бюджета. Сейчас наблюдается нехватка информации о боевых возможностях LUSV, его технических характеристиках и концепции проведения операций. В связи с этим мы советуем отдать предпочтение проверенному авианосцу и его самолётам, а не беспилотникам, чью эффективность ещё следует доказать», - сообщили в минобороны США.

В результате авианосец всё же отремонтировали и вновь отправили на службу. А судьба беспилотных кораблей осталась под вопросом. Несмотря на то, что все военные мира уверены, что будущее армии и флота зависит от роботов, консервативность политиков и некоторых военных может задержать процесс внедрения этих технологий на долгие десятилетия. А многие американские разработки, не вписавшиеся в военный бюджет, могут так и остаться на уровне прототипов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама