В других СМИ
Загрузка...
Противокорабельная ракета «Вулкан».

Шагреневая кожа мифической неуязвимости

«Перетягивание каната» в сфере военно-морских вооружений продолжается и постепенно оборачивается в пользу России
05 марта 2020, 13:45
Реклама
Шагреневая кожа мифической неуязвимости
© mil.ru
Противокорабельная ракета «Вулкан».

Сразу три вроде бы разнородных события произошли практически одновременно и дали свежий повод поговорить о главном. То есть о правильной военно-морской стратегии и выборе оптимальных для этого сил и средств.

Что произошло?

Во-первых, как сообщили российские СМИ, во время военно-морских учений, прошедших в начале января текущего года, к Черноморскому флоту России присоединился ракетный крейсер Северного флота РФ «Маршал Устинов». Таким образом, потенциал крейсерской эскадры ЧФ, оснащённой самыми мощными и дальнобойными в мире противокорабельными ракетами «Вулкан», увеличился ровно в два раза.

Справка

Противокорабельные ракеты «Вулкан» являются следующим этапом в развитии российской ПКР П-500 «Базальт» (семейство П-35). Приняты на вооружение в 1987 г. Искусственный интеллект изделия способен идентифицировать корабли противника и ранжировать цели по шкале значимости. Радиус действия от 700 до 1.000 км.

Во-вторых, американский веб-ресурс «Naval News» информировал, что «командование ВМС США объявило о достижении стадии "начальной оперативной готовности" новыми авиационными противокорабельными ракетами большой дальности Lockheed Martin AGM-158C LRASM (Long-Range Anti-Ship Missiles) в составе вооружения палубных истребителей Boeing F/A-18 E/F Super Hornet. Один самолет F/A-18E/F способен нести до четырёх ракет AGM-158C LRASM».

Справка

Дозвуковая малозаметная ракета LRASM представляет собой противокорабельный вариант высокоточной оперативно-тактической авиационной крылатой ракеты Lockheed Martin AGM-158B JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Stand-off Missile Extended Range ). Дальность LRASM в авиационном варианте официально не раскрывается, но заявляется как относящаяся к «диапазону 500 морских миль» (908 км).

И, наконец, третье интересующее нас, в том же контексте, сообщение российского издания bmpd (блог Центра анализа стратегий и технологий «Аст»): «Морской авиации ВМФ России был передан очередной отремонтированный на предприятии дальний противолодочный самолёт Ту-142МЗ (бортовой номер «64 красный»). После прохождения всех необходимых испытаний Ту-142МЗ был передан экипажу авиации Краснознаменного Тихоокеанского флота и успешно совершил перелёт к месту своего постоянного базирования».

Справка

Ту-142 - российский дальний противолодочный самолёт, разработанный на базе Ту-95РТ в 1963-1969 гг. Крейсерская скорость составляет 855 км/ч, боевой радиус - 5.200 км, практический потолок - 13,5 км. Принят на вооружение в 1970 году. Ту-142М3 принят вооружение в 1993 г. Отличается новой силовой установкой НК-12МП, кормовой пушечной установкой и прицельной станцией. Последняя серийная машина была произведена в 1994 году. Было выпущено около 100 единиц.

 

Что общего между этими событиями?

А теперь о том, какая связь существует между этими, на первый взгляд, весьма разноплановыми сообщениями. Между тем, она действительно существует. Причём настолько прямая и непосредственная, что впору говорить об этих новостях, как о разных сторонах одной и той же проблемы.

Ракетные крейсеры советского проекта «Атлант», несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор остаются самыми грозными в мире «убийцами авианосцев».

Более того, в ходе недавней модернизации они получили на вооружение ещё более дальнобойную ракету П-1000 «Вулкан» и теперь могут поражать крупные надводные корабли противника на дистанции до тысячи километров.

И это при том, что возможности американского флота по отражению этой ракетной угрозы остаются весьма спорными. Во всяком случае, неоднократно проводившиеся в ВМС США исследовательские учения по перехвату даже не самих этих ракет, но только их единичных имитаторов, мягко говоря, успехом не увенчались.

Вот что пишут по этому поводу компетентные источники: «При полёте на малой высоте ракета может быть обнаружена на дальности примерно 12 км, причём времени для противодействия будет примерно 15 секунд (скорее, значительно меньше). Вся надежда на зенитный автомат "Vulcan-Phalanx" (CIWS Mk15), который, за всю свою историю, не смог защитить ни один корабль. Что и неудивительно, так как вероятность поражения 0.5 неманеврирующей сверхзвуковой ПКР будет достигнута на дистанции 400 метров, а маневрирующей с перегрузками 8g (у «Москита» - 15g) - 120 метров. А на таких дистанциях не имеет значения промазал или разнёс ПКР в щепки, ибо корабль всё равно будет поражён.

После продажи "Москитов" в Китай, в США активизировались работы по созданию средств противодействия. В результате появились ЗУР SM-6 и новая версия "Aegis BL9", обеспечивающие возможность стрельбы по внешнему целеуказанию. По сообщению разработчика, в конце октября 2014 года ракетный крейсер USS "Chancellorsville" (CG 62), используя внешнее целеуказание, отбил "массированный налет ПКР" из двух мишеней - низколетящей сверхзвуковой GOM-163A и дозвуковой BQM-74E. Однако на какой высоте была сбита сверхзвуковая мишень, нигде не сообщалось. Причём это практически уровень НИОКР, так как полигон, необходимый для таких экспериментов, будет построен не ранее 2020 г., и только на нём может быть проведён весь комплекс испытаний».

Справка

ПКР «Москит» не имеет аналогов по следующей характеристике: скорость подлёта к цели на высоте 7 м превышает 2 Маха. Медианное время для противодействия - 3-4 с. Принята на вооружение на советских эсминцах проекта 956 в 1984 г. Выпуск завершён в 2014 г.

Ещё раз подчеркну: в этой цитате речь идёт даже не об отражении групповой атаки ПКР «Вулкан», но только таких ракет, как например «Москит», которые в РФ уже сняты с производства.

 

Спорная новая тактика ПВО ВМФ США

Именно с учётом факта неустранимой проблемности надёжного отражения атаки современных российских ПКР (а «Вулкан» - далеко не самая новая в этом семействе), американцы сосредоточились на противодействии самим носителям таких ракет, имея целью уничтожение этих кораблей до момента их выхода на дистанцию пуска тех же «Вулканов».

Отсюда наша вторая новость - о вооружении палубных истребителей F/A-18 Super Hornet новейшими дальнобойными крылатыми ракетами LRASM.

Замысел вполне очевиден - вооружить палубные самолёты авианосцев ракетами такой дальности, которые, с учётом боевого радиуса действия самого самолёта-носителя, практически вдвое перекроют дальность пуска тех же «Вулканов», а также в недалёкой уже перспективе «Цирконов». И таким способом обезопасят свои авианосные группы.

Однако, даже на первый взгляд, такая тактика далеко небезупречна. Во-первых, те же ракеты LRASM вряд ли могут рассматриваться как «абсолютное оружие» против кораблей неприятеля. Ибо они сами по себе являются не более чем модернизацией уже известной американской дозвуковой КР AGM-158B JASSM класса «воздух-земля».

Справка

Указанная ракета применялась американскими ВВС в Сирии. Причём её боевая эффективность даже при ударах по неподвижным наземным целям оказалась не вполне убедительной. А потери ракет JASSM от противодействия местных средств ПВО, мягко говоря, превзошли ожидаемые американцами.

В том, что при действиях аналогичных ракет по подвижным морским целям, оснащённым к тому же самой передовой в мире корабельной системой ПВО/ПРО, эффект будет ещё более сомнительным, можно не сомневаться.

Обращает на себя внимание и тот факт, что КР LRASM интегрированы в состав вооружения основного палубного истребителя ВМС США F/A-18 А/В/С/D Hornet. Между тем самолёты этого типа считаются машинами уходящего поколения, на смену которым должны прийти самолёты-«невидимки» типа F-35 B и С.

Справка

F/A-18 Hornet многофункциональный истребитель поступил на вооружение ВВС США (ВМФ) в 1983 году. В 1983 г. оснащён РЛС с АФАР, позволяющей синтезирование апертуры, что привело к тысячекратному увеличению угловой разрешающей способности РЛС.

Однако такие крупногабаритные боеприпасы, как LRASM, явно не предназначены для размещения во внутренних отсеках этого самолёта. А в случае подвески под крыло ЭПР F-35 моментально увеличится в разы и всю его «невидимость» вместе с колоссальными затратами на неё, как ветром сдует.

И это при том, что самим палубным истребителям и указанным ракетам придётся действовать не в чистом небе, а прорываться к целям сквозь заслоны российских истребителей ПВО (класса МиГ-31 БМ), которые по своим тактико-техническим характеристикам могут не только уничтожать самолёты и КР противника на самых дальних подступах, но ещё и, действуя в составе комбинированных групп, поражать сами авианосцы и корабли охранения ударами гиперзвуковых ракетных комплексов типа «Кинжал».

Ту-142М3 снова в строю

И, наконец, третье событие, которое мы считаем правильным логически объединить с двумя предыдущими - восстановление и возвращение в боевой строй дальних морских разведчиков Ту-142 М3. Сам по себе этот факт знаменует новое обретение российским военно-морским флотом ранее практически утраченных возможностей по контролю над оперативной обстановкой в Мировом океане.

Вот как эта система работала в период СССР: «Целеуказания обеспечивались самолётами Ту-95РЦ, которых было выпущено 52 единицы. Это была действительно система целеуказания, а не передачи информации. Самолёт, при помощи РЛС, обнаруживал вражеский корабль на дальности 250-350 км и потом транслировал радиолокационное изображение на носитель на дальность до 400 км, который и производил пуски ПКР. Можно сказать, что был создан первый разведывательно-ударный комплекс.

Так же для разведывательной авиации флота было изготовлено около 70 Ту-16Р и 12 Ту-22М3Р. Кроме того, ВМФ переоборудовал своими силами 33 серийных Ту-16 в разведчики Ту-16РМ. Пара Ту-95РЦ за один вылет обследовала акваторию площадью 10 млн квадратных километров. Для Ту-16 этот показатель был равен миллиону квадратных километров. Для полётов на разведку реальных морских целей широко привлекались самолёты дальней авиации ВВС. Полёты по планам «Чайка» (Атлантика) и «Чайка-2» (Тихий океан) были обычным делом».

Флот, лишённый таких океанских «всевидящих глаз», терял свою боевую ценность даже при сохранении части своего ударного потенциала.

Сегодня эта брешь постепенно, но вполне уверенно и планомерно закрывается. И дополняется активными мерами российского руководства по восстановлению потенциала средств космического контроля океанских акваторий.

Такова логическая взаимосвязь трёх рассмотренных нами недавних военно-морских событий. Которые довольно наглядно свидетельствуют о том, что боевые возможности российского ВМФ по эффективному поражению крупных надводных целей противника, в том числе его авианосных соединений, уже прошли свой исторический минимум и сегодня явно имеют тенденцию к устойчивому увеличению. Другой же стороной той же медали является неуклонное сокращение шагреневой кожи мнимой неуязвимости американского флота, которая имеет всё большее отношение к легендам и мифам нежели к реальной действительности.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама