Выиграть войну, не начиная сражения
И рыбку съесть, и «Циркон» засечь
Несмотря на то что Россия не проявляет никаких агрессивных действий в отношении США и их партнёров, именно её растущее военное могущество начинает сказываться на мировом рынке вооружений, точнее на самых дорогостоящих отраслях американского ВПК - кораблестроительной и авиационной промышленности.
После того как Россия объявила о том, что её флот получит на вооружение гиперзвуковую противокорабельную крылатую ракету (ГПКР) «Циркон», в сенате США озадачились вопросом: «А смогут ли авианосцы - гордость ВМС США - противостоять новому виду угрозы?»
Дискуссия по этому поводу состоялась в июле 2019 года, когда в комитете Сената по вооружённым силам (U.S.Committee on Armed Services) проходило слушание членов Комитета с директором Объединённого штаба ВМС США вице-адмиралом Майклом Гилдэйем, которого Дональд Трамп рекомендовал на пост руководителя военно-морских операций. Сенатор Ангус Кинг задал вице-адмиралу вопрос о том, что будет делать Гилдэй, к примеру, став командиром авианосца «Джеральд Р. Форд», который будет проводить операции в Северной Атлантике, когда из Мурманска прилетят ГПКР «Циркон». Не моргнув глазом, Майкл Гилдэй ответил: «Буду защищаться как могу, сэр!»
Позже, после назначения на должность руководителя военно-морских операций ВМС США Майкл Гилдэй обозначил, как он «может» это делать, анонсировав программу закупок для нужд флота беспилотных топливных заправщиков MQ-25 Stingray. Они-то, по его словам, должны увеличить боевой радиус палубной авиации. Таким образом самолёты смогут обнаруживать на дальних подступах носители ГПКР и российские корабли.
В исследовании, опубликованном в 2019 году Центром стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments, CSBA, специализируется на исследованиях оборонной политики и планировании военного бюджета США), говорилось о том, что авианосцы и авиакрылья, размещённые на них, должны будут пройти модернизацию в связи с появлением в их составе MQ-25 Stingray. Дело в том что беспилотник-топливозаправщик может обслуживать ограниченное число палубных F/A-18 Super Hornet. «Если ВМС США хотят противостоять ГПКР России, то они должны возродить тактику «воздушного морского боя» времён холодной войны, которая делала ставку на дальнем перехвате стратегических бомбардировщиков СССР, - говорится в исследовании. - При этом авиакрылу авианосца придётся сражаться не на нынешних 200 милях от ордера авианосной ударной группы (АУГ), а на гораздо больших дальностях - порядка 1000 морских миль».
Как видим, слова вице-адмирала Майкла Гилдэя нашли серьёзную поддержку в CSBA, и это сказалось не только авиационных проектах, но и на программах введения в строй следующих четырёх авианосцев типа «Джеральд Р. Форд», два из которых будут переданы флоту США после 2023 года. Инициатива Майкла Гилдэя сказалась на программах финансирования исследований перспективного палубного самолёта F/A-XX, который должен заменить устаревающий F/A-18 Super Hornet.
В 2019 году эта программа из бюджета получила 5 млн долларов, а в 2020 вместо 20,7 млн долларов, запрошенных ВМС США, из бюджета выделили только 7,1 млн долларов. К слову сказать, именно с этой программой командование ВМС США связывало будущее американских авианосцев.
В защиту проекта F/A-XX выступил бывший заместитель министра ВМС и заместитель министра обороны Боб Уорк. В интервью изданию Defense News он сказал, что для отражения новых угроз самолёты F-35C и F-35B не подходят, т.к. даже с дозаправкой они не смогут обеспечить боевой радиус в 1000 морских миль. Зато это сможет сделать F/A-XX в сочетании с беспилотником-топливозаправщиком или дальний ударный беспилотник (long-range unmanned combat aerial vehicle, UCAV), с дальностью полёта до 3000 морских миль, без дозаправки, и с возможностью выполнения различных задач - от радиоэлектронной борьбы до противолодочной или противокорабельной миссий.
Из приведённой информации можно сделать вывод, что на среднесрочную перспективу (10-20 лет) США не намерены отказываться от силы, которую она транспонирует во все уголки мирового океана - авианосных ударных групп. При этом программа строительства и модернизации авианосцев претерпит изменения, которые позволят США вести локальные войны не только против таких стран как Сирия, Ливия или Венесуэла, но и более развитых в военно-техническом отношении - России и Китая.
Чем же ответит на это Россия и вызовет ли это новую гонку вооружений с учётом развития российских ВМФ?
«Теперь догоняют нас»
На расширенной Коллегии Министерства обороны, которая состоялась 24 декабря 2019 года, президент Владимир Путин сказал следующее: «Мы всегда догоняли: атомную бомбу создали США, и Советский Союз только догонял. Средств доставки, носителей ядерного оружия у нас тоже не было. Не было стратегической авиации. Советский Союз догонял. Первые ракеты межконтинентальной дальности фактически тоже появились не у нас. Советский Союз догонял. На сегодняшний день у нас уникальная ситуация в нашей новой и новейшей истории - догоняют нас».
Действительно, внедрение технологии управляемого гиперзвукового полёта в современные виды вооружения - это безусловно технологический отрыв, который деньгами и мозговым штурмом быстро не наверстаешь. Его можно сравнить с изобретением пороха. Поэтому США, как догоняющим, придётся пройти свой путь, который займёт десятилетия. При этом Россия не будет останавливаться на достигнутом, понимая все угрозы, возникающие у её границ.
Как известно, на этой коллегии Владимир Путин обязал Министерство обороны решить ключевую задачу - разработать план обороны страны на 2021-2025 годы, который в полной мере будет учитывать оценки произошедших изменений в военно-политической обстановке в мире и перспективы её развития, а также провести всесторонний анализ потенциальных военных угроз и определить меры по применению и дальнейшему совершенствованию Вооружённых сил РФ.
Естественно, речь шла о новых видах вооружения и военной техники, которые будут поступать на вооружение в период с 2021 в нашу армию и флот. Сейчас согласно «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 г.» (СРССП-2035) на верфях «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) находятся в разных стадиях постройки: пять многофункциональных атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень-М» (всего будет построено 8), четыре фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (всего будет построено 8) и восемь корветов проектов 20380/20385/20386 (всего будет построено 24). Что это за корабли и подводные лодки? Отвечаю, все они являются носителями ГПКР «Циркон», т.е. в момент ввода их в строй на вооружении ВМФ РФ будет около 500 пусковых установок способных нести данный вид вооружения.
Помимо этого, такие же ГПРК получат и комплексы береговой обороны «Бастион-П», которые совместно с авиационным гиперзвуковым комплексом «Кинжал» и его самолётами-носителями МиГ-31К и Ту-22М3М создадут вдоль морских границ России зону A2/AD (зона воспрещения доступа и манёвра), т.е. под контролем наших вооружённых сил будет зона на расстоянии до 4000 морских миль.
В ближайшей перспективе мы закроем ближнюю морскую зону и, тем самым, сделаем невозможным разворачивание АУГ, существующих и перспективных, имеющих на своём борту самолёты F/A-XX и беспилотники MQ-25 Stingray.
Примечателен тот факт, что такие планы МО РФ (оснащение армии и флота ГПРК) разработало и начало гораздо раньше (ГПВ-2020), чем адмиралы из командования ВМС США озадачились классическим вопросом - что делать с авианосцами? Видимо поэтому «горькая правда» для американских военачальников становится реальностью, которая спускает с небес на землю. Заместитель председателя Объединённого комитета начальников штабов вооружённых сил США четырёхзвёздный генерал Джон Хайтен, тот самый, который грозил России звёздными войнами и говорил о бесперспективности СНВ-III, сказал про это следующее: «Что мы сделали после того, как они потерпели неудачу? Мы начали многолетние исследования причин неудач и затем отменили эти программы».
Слова генерала ни в коем случае не стоит рассматривать с позиции выкидывания белого флага. Как говорили все выдающиеся военачальники прошлого, нет большей беды, чем недооценивать противника, и никто в нашем военном ведомстве так не делает. В нём знают о восьми программах по созданию гиперзвукового оружия, об этих программах я уже писал в статье «Гиперзвук снова в приоритете». В то же время наши военачальники знают и об угрозе размещения баллистических ракет средней дальности в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Знают и делают всё, чтобы максимально снизить все эти угрозы. Делают, основываясь на принципе оборонной достаточности, заказывают военную технику и вооружение, которые опережают существующие мировые аналоги, но при этом руководствуются принятой Военной доктриной, которая направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, а также на оборону суверенитета России.
Предварительные итоги этой работы подвёл Владимир Путин, выступая перед Федеральным Собранием 15 января 2020 года: «Обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперёд, хотя и здесь нам нельзя почивать на лаврах и расслабляться, а нужно идти вперёд, внимательно наблюдая и анализируя то, что происходит в этой сфере в мире, разрабатывать боевые комплексы и системы будущих поколений. Сегодня мы так и делаем. Надёжная безопасность создаёт основу для прогрессивного, мирного развития России, позволяет нам сделать гораздо больше для решения самых насущных внутренних вопросов, сосредоточиться на экономическом, социальном росте всех наших регионов в интересах людей, потому что величие России неотделимо от достойной жизни каждого гражданина. В этой гармонии сильной державы и благополучия людей вижу основу нашего будущего».
В качестве заключения хочу привести слова из трактата китайского стратега и мыслителя Сунь Цзы «Искусство войны»: «Сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего. Лучшее из лучшего - покорить чужую армию, не сражаясь».
В этом году Россия 9 мая будет отмечать 75 лет Великой Победы. Лучшая благодарность нашим дедам за эту Победу - это сохранение мира, сдерживание и предотвращение всех военных конфликтов. Вы только вдумайтесь - 75 лет не давать миру скатиться в новую глобальную войну, сохраняя паритет и баланс сил, несмотря на все ложные упрёки и экономические санкции - вот это и есть то самое «покорение чужих армий, не сражаясь», или тактика ведения победоносных войн без сражений.