Противовоздушная оборона тыла
© Фото из архива
Заградительный аэростат на Пушкинской площади Москвы.

Противовоздушная оборона тыла

Во время Великой Отечественной аэростаты прикрывали небо столицы, многих ключевых городов, промышленные объекты. Но про аэростатчиков не сложили песен, был снят в 1968 году фильм «Крепкий орешек», остались редкие фото и кадры кинохроники, не отражающие вклада в победу над врагом
Реклама
Противовоздушная оборона тыла
© Фото из архива
Заградительный аэростат на Пушкинской площади Москвы.
Читайте нас на: 

Не пролетит стальная птица

Эффективное оружие необязательно должно быть высокотехнологичным, более того, со стороны оно может выглядеть смешно и нелепо - как например аэростаты заграждения. Да, на земле они были неуклюжи, но от них и не требовалась грация, важнее были боевые характеристики, позволяющие противостоять налётам вражеской авиации. На Великой Отечественной войне аэростаты прикрывали небо столицы, многих ключевых городов, промышленные объекты.

Первая мировая стала премьерой заградительных аэростатов: при атаке итальянских позиций авиация Австро-Венгрии потеряла 23 июля 1917 года четыре самолёта, повреждённых аэростатными тросами. Этот день считается рождением аэростатов в качестве средства ПВО.

Именно стальной трос является боевой частью аэростата.
© Фото из архива
Именно стальной трос является боевой частью аэростата.

Вопреки распространённому мнению, именно стальной трос является боевой частью аэростата, а наполненная газом оболочка - лишь средство доставки троса на позицию. Практически неизвестны эпизоды столкновения самолётов с оболочкой аэростатов, а вот от троса пострадали многие аэропланы.

Нередко на трос крепились специально разработанные мины. Достаточное количество аэростатов позволяло организовать эшелонированную оборону на разных высотах, само наличие аэростатов мешало свободному полёту и маневрированию авиации при налёте. Завеса в воздухе была аналогом заминированной акватории.

В РККА аэростатные подразделения стали формировать постановлением Реввоенсовета СССР «О противовоздушной обороне тыла» от декабря 1930 года. Разработано и использовалось несколько типов аэростатов с максимальной высотой подъёма 2,8 - 5,2 км.

К гитлеровскому вторжению в РККА насчитывалось 10 аэростатных дивизиона, к концу войны - три дивизии и семнадцать отдельных аэростатных дивизионов.
© Фото из архива
К гитлеровскому вторжению в РККА насчитывалось 10 аэростатных дивизиона, к концу войны - три дивизии и семнадцать отдельных аэростатных дивизионов.

К гитлеровскому вторжению в РККА насчитывалось десять аэростатных дивизионов, к концу войны - три дивизии и семнадцать отдельных аэростатных дивизионов. Советская ПВО располагала примерно 3.000 аэростатных постов и свыше 50.000 военнослужащих. Аэростатное прикрытие вынуждало вражескую авиацию забираться на высоту, что снижало точность бомбардировки и исключало пикирование при бомбометании, являвшееся наиболее эффективным приёмом.

За четыре года войны немецкие самолёты столкнулись с аэростатными тросами свыше 120 раз.

ПВО Москвы насчитывала 124 заградительных аэростата, но, как писал в мемуарах Георгий Жуков, их было нужно как минимум вдвое больше. Небо Сталинграда прикрывали 6-й и 26-й отдельные аэростатные дивизионы.

Промышленность - фронту

За время войны промышленность СССР выпустила порядка 10 тысяч стационарных разнотиповых аэростатов, 10 млн метров троса и необходимое количество наземного оборудования.

Конструкция аэростата незатейлива, но продумана. Специальная прорезиненная материя шла на изготовление оболочки, имевшей яркий серебристый цвет из-за алюминизированности материала снаружи. В оболочку закачивался водород, с подъёмной силой более килограмма на кубометр. Этого хватало для подъёма аэростата на требуемую высоту без применения двигателей.

Аэростат поднимался с помощью лебёдки, укреплённой на базе грузовика ГАЗ-АА.
© Фото из архива
Аэростат поднимался с помощью лебёдки, укреплённой на базе грузовика ГАЗ-АА.

Пневматические стабилизаторы на корме, наполнявшиеся встречным потоком, служили для обеспечения устойчивости летательного аппарата в воздухе. Вся конструкция фиксировалось верёвками. Аэростат поднимался с помощью лебёдки, укреплённой на базе грузовика ГАЗ-АА, знаменитой «полуторки».

В незаполненном состоянии оболочка весила от 150 до 240 кг и переносилась в чехле шестью бойцами.

Чаще использовали одиночные аэростаты, но применяли и тандемы, закреплённые последовательно на одном тросе. На земле в оболочку закачивали водород не больше, чем на 70%. При подъёме газ расширялся из-за уменьшения давления, заполняя весь объём. Нижняя часть аэростата наполнялась воздухом, иногда - инертным газом, что резко понижало вероятность уничтожения: исключался пожар при попадании пули или снаряда. А через получившуюся дыру воздух уходил крайне медленно. Кроме того, всегда можно спустить аэростат, залатать пробоины и снова поставить его на боевое дежурство.

Все сражающиеся стороны пытались бороться с аэростатами, но дальше неудачных экспериментов дело не сдвинулось.

После Победы аэростатные подразделения расформировали, военнослужащих демобилизовали. Техника и оборудование легли на склады, в шестидесятые-семидесятые годы всё списали.

Кадр из фильма «Крепкий орешек».
© Кадр из фильма
Кадр из фильма «Крепкий орешек».

Про аэростатчиков не сложили песен, был снят в 1968 году фильм «Крепкий орешек», а также остались редкие фото и кадры кинохроники, не отражающие вклада в преодоление врага.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама