Терминаторы XXI века: небесные работники войны
Исторический факт: первое боевое применение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) произошло... 12 июля 1849 года. Войска Австро-Венгрии использовали их при подавлении восстания в Венеции. В качестве воздушных носителей были выбраны аэростаты, на которые установили боевые заряды с шрапнелью и часовыми механизмами, производившими спуск механизма для сброса смертоносного груза.
Боевая эффективность этих «беспилотников» оказалась невелика, но панику в рядах революционно настроенных венецианцев они посеяли страшную. Сами австрийцы воздушную атаку признали удовлетворительной, зафиксировали результат и вскоре об этом боевом эпизоде благополучно забыли. Так что первое боевое применение беспилотных воздушных аппаратов осталось малоизвестным.
Попытка выйти на суд широкой публики была предпринята во время Первой мировой войны, когда параллельно с первыми шагами боевой авиации появились проекты беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для бомбометания и пуска торпед. Такие проекты делались в Германии (проект Fledermaus компании Siemens&Halske) и США (проект Kettering «Bug» компании Dayton-Wright). Дальше создания и испытания опытных образцов работа не пошла, да и война к тому времени закончилась.
С развитием радио- и электроприводов у БЛА появился второй шанс для успешного старта и развития. Отличилась Великобритания, создавшая первые в мире радиоуправляемые БЛА-мишени QUEEN BEE на основе трех бипланов Fairy Queen. Пальму первенства у британцев вскоре перехватили США, которые выпустили серию из 3.800 БЛА Radioplane OQ-2.
Во время Второй мировой войны Германия создала знаменитые БЛА - самолеты-снаряды Vergeltungswaffe-1 («Фау-1»), достаточно успешно атаковавшие Лондон.
Американцы смогли похвастаться только одним успешным применением БЛА - атакой беспилотным торпедоносцем Interstate TDR-1 севшего на мель японского торгового судна Yamazuki Maru.
Когда в мире «похолодало»
Периодом активного развития БЛА принято считать времена «холодной войны», когда две сверхдержавы - США и СССР участвовали в «гонке вооружений», создавая различные средства вооружения и военной техники. В основном беспилотники выполняли задачи по ведению воздушной оперативной разведки, так как функцию нанесения удара и та, и другая стороны традиционно отдавали ракетам и самолетам.
В СССР с 1970 по 1991 год производили различные типы БЛА - от реактивных Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» до поршневых «Пчела-1Т» и «Шмель-1». Кстати, БЛА Ту-143 можно назвать самым массовым: наша промышленность выпустила свыше 900 единиц этого беспилотного разведчика.
США ответили нам сверхзвуковым БЛА Lockheed D-21 (построено 38 единиц), реактивным AQM-91 Firefly («Светлячок», 28 единиц) и поршневым RQ-2 Pioneer (175 единиц). Такое малое количество американских БЛА объяснялось тем, что основные разведданные добывали спутники-шпионы и самолеты-разведчики.
Поэтому времена «холодной войны» можно по праву считать пиком развития советских БЛА, которые уступили пальму первенства лишь после 1991 года, когда началось бурное развитие американских БЛА. Сегодня в США их парк насчитывает свыше 7.500 единиц.
Классификация
БЛА можно отнести к классу боевой робототехники: они выполняют боевые задачи над районами, в которых оператор БЛА отсутствует. Фактически все, что видит беспилотник, видит и оператор. Оптические приборы стали неотъемлемой частью практически всех БЛА - как разведывательных, так и ударных. Помимо этого под контролем оператора находятся все датчики и контрольные приборы, которые отвечают за обеспечение полета робота, а для ориентации на местности, как правило, используются цифровые карты, показывающие отметку реального местоположения БЛА по данным GPS-навигации.
По своим весовым характеристикам воздушные беспилотники делятся на 4 группы. Легкие - до 9 кг, средние - от 9 до 30 кг, тяжелые - до 600 кг, сверхтяжелые - свыше 600 кг. По высоте применения: низковысотные - до 360 м, маловысотные - до 1.200 м, высотные - до 6.000 м, тропосферные - от 6.000 до 12.000 м. По боевым задачам БЛА делятся на разведывательные и ударные, по управлению - на автономные, частично автономные и под управлением оператора. Помимо этого стоит различать БЛА, способные выполнять боевые задачи в зависимости от степени противодействия средств ПВО и РЭБ - в режиме «мирного времени», «локальных конфликтов» и «глобальных конфликтов».
Теперь рассмотрим современное состояние и боевые возможности БЛА в США и России.
БЛА вооруженных сил США
В составе ВВС США несут боевую службу около 1.150 БЛА. Они рассредоточены по зонам ответственности командования штабов боевой авиации в Европе (U.S. Air Force in Europe) и Тихого океана (Pacific Air Force). Парк БЛА ВВС США состоит из средних разведчиков RQ-20 Puma (1.000 единиц), тяжелых разведывательно-ударных MQ-9 Reaper (93) и RQ-170 Sentinel (20 БЛА, выполненных по технологии «стелс»), а также стратегических разведывательных RQ-4 Global Hawk (37).
В сухопутных войсках числится свыше 100 разведывательно-ударных MQ-1C Grey Eagle, а в корпусе морской пехоты в штате находится 275 разведывательных RQ-7B Shadow 400 и 1.400 малых разведчиков RQ-14 Dragon Eye. Помимо этого в сухопутных войсках, морской пехоте и силах специального командования США имеется около 5.000 малых разведывательных беспилотных летательных аппаратов RQ-11 Raven.
Подавляющее большинство в парке БЛА армии США составляют малые разведывательные аппараты RQ-14 Dragon Eye, RQ-11 Raven и RQ-20 Puma (7.400 единиц). Средних беспилотников насчитывается 275 единиц, а тяжелых еще меньше - 250.
Почему же предпочтение отдано малым БЛА? Дело в том, что начиная с 1991 года США провели несколько локальных конфликтов с участием сухопутных войск и корпуса морской пехоты, часть из которых до сих пор продолжается на территории Афганистана, Ирака и Сирии. В ходе этой боевой практики RQ-11 Raven хорошо зарекомендовали себя в поиске и скрытном сопровождении врага, они могут днем и ночью выполнять функции охраны баз и конвоев. RQ-11 может нести два вида видеокамер (дневного и ночного видения), держаться в полете почти 80 минут, а электрический двигатель, разгоняющий БЛА до скорости 95 км/ч, делает беспилотник практически бесшумным. Радиус боевого применения составляет около 10 км.
RQ-7B Shadow 400 выполняют оперативно-тактическую разведку на дальности до 100 км, могут вести видеонаблюдение с высоты свыше 4.500 метров в течение 6 часов. С 2015 года на них стали устанавливать две малогабаритные управляемые бомбы «Пирос». Конечно, боевая эффективность от двух бомб весом в 6 кг каждая не высока, но для ликвидации VIP-персоны или малой диверсии - вполне сгодится.
«Хищники»
Разведывательно-ударные MQ-1C Grey Eagle и MQ-9 Reaper, снискавшие славу «тихих убийц», летают высоко (свыше 8 км) и быстро (с крейсерской скоростью 250 км/ч), с боевым радиусом около 3.750 км. Эти БЛА несут разнообразный арсенал высокоточного вооружения - ракеты AGM-114 Hellfire, бомбы Mark 82 с лазерным и GPS-наведением. Эти «хищники» имеют на своем боевом счету уничтоженную боевую технику и несколько главарей из «Аль-Каиды». Но в то же время есть за ними и дурная слава: «из-за ошибок программного обеспечения» были жертвы среди мирного населения.
Боевой опыт американских БЛА показал не только их эффективность при выполнении задач разведки и целеуказания, но и выявил недостатки их полуавтономного управления. Они вызваны наличием у противника средств РЭБ и РЭП, которые могут перехватить управление у оператора. Поэтому задачи разведки против стран, имеющих комплексы РЭБ и ПВО, возложены на разведывательную авиацию США, а БЛА, в случае боевых действий против этих стран, выполняют тактическую разведку и нанесение ночных высокоточных ударов.
14 апреля 2018 года во время нанесения удара США и Великобритании по Сирии в воздухе около берегов Ливана «висел» RQ-4 Global Hawk. Не заходя в зону действия сирийских средств ПВО, беспилотник выполнял задачу разведки боевых режимов работы сирийских ЗРК во время отражения ракетного удара. В паре с ним работал самолет-разведчик RC-135.
БЛА армии России
В отличие от США, наши вооруженные силы не могут похвастаться большим парком БЛА. Но, несмотря на то, что Россия достаточно поздно приступила к возрождению своих БЛА (активная работа по их созданию началась в 2013-м), она вполне может гордиться эффективностью их применения в Сирии.
Там наши БЛА совершили более 16.000 вылетов, при этом в воздушном пространстве порой одновременно находилось до 50 беспилотников. Российские БЛА выполняли задачи разведки и мониторинга, а также работали в составе разведывательно-ударных и разведывательно-огневых контуров. Вся информация от БЛА в Сирии в режиме реального времени поступала в группу боевого управления НЦУО МО РФ.
Прямая речь
«Сирийский опыт показывает, что в современных войнах и вооруженных конфликтах возрастает роль робототехнических комплексов».
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу
В качестве разведчиков в небе Сирии работали БЛА «Форпост», «Орлан-10», «Элерон-3», «Пчела-1Т», «Дозор-100» и «Орион». За время проведения боевой операции с 2015 года были сбиты всего три наших БЛА - один «Элерон-3» и два «Орлана-10».
Особо хочется отметить отработанный контур передачи информации целеуказания для нашей авиации. В качестве корректировщиков часто выступали военнослужащие Сил специальных операций (ССО), нередко находясь в глубоком тылу джихадистов. В качестве боевой экипировки на них был комплект «Ратник-2» с КРУС «Стрелец». Именно через КРУС боец ССО передавал координаты целей ближайшему БЛА «Элерон-3» или «Орлан-10», от которого информация передавалась нашей авиации как непосредственно перед боевым заданием, так и для перенацеливания во время полета.
«Рабочие лошадки»
«Элерон-3» - легкий российский БЛА для воздушной разведки и наблюдения, разработан российским предприятием ЭНИКС (Казань). Может летать на скорости до 130 км/ч, имеет боевой радиус до 25 км и высоту полета - до 5 км. Продолжительность полета - до 100 минут, поэтому основная задача для этого БЛА - тактическая разведка.
«Орлан-10» - средний БЛА для проведения оперативно-тактической разведки. Продолжительность полета - до 16 часов, высота полета - до 5 км, а боевой радиус при автономном режиме полета - до 600 км.
Оба БЛА несут на своем борту разведывательную видеоаппаратуру, а также комплекс навигации ГЛОНАСС, который позволяет передавать точные координаты для корректировки маршрута полета и выдачи данных целеуказания.
Сегодня в России ведутся работы по малому БЛА «Типчак» (концерн «Вега»), разведывательно-ударному «Орион» (группа «Кронштадт»), тяжелому разведывательно-ударному БЛА «Альтуис» (ОКБ «Сокол»), сверхтяжелому ударному «Скат/Охотник» (РСК МиГ и ОКБ Сухого).
Безусловно, сирийский опыт внес коррективы в программы создания новых воздушных беспилотников для армии России. Поэтому можно уверенно сказать, что БЛА у нас возрождаются, или, как говорят авиаконструкторы, становятся на крыло.