Переговоры Великобритании с ЕС и США: сеанс одновременной игры без эндшпиля
До 31 декабря этого года действует переходный период, и к этому сроку стороны должны прийти к подписанию объёмного соглашения по целому ряду торгово-экономических, социальных и юридических вопросов. Должны, но могут и не договориться. Одновременно Лондон ведёт торговые переговоры с США, и на этом фронте тоже не всё очевидно. Останется ли Лондон у разбитого корыта?
Тяжкие «тёрки» с ЕС
Вероятное торговое соглашение между Лондоном и Брюсселем намного сложнее, чем соглашение по Brexit, которое фактически ничего не определило, кроме сроков переходного периода и даты его окончания. Как отмечают политические аналитики, Брюссель стремится установить с Лондоном беспрецедентные отношения, не сравнимые с теми, которые ЕС поддерживает с другими странами, не входящими в ЕС. К ним относятся прежде всего такие государства как Швейцария, Норвегия, Канада. Еврокомиссия полагает, что в отличие от других торговых соглашений, которые преследуют цель добиться относительной конвергенции правил и норм ЕС и страны-партнёра, в этом случае речь идёт о предотвращении чрезмерного расхождения с бывшим членом ЕС. Уж слишком резок британский премьер Борис Джонсон, и Британия хочет слишком много от ЕС, ничем не жертвуя.
Такое впечатление, что Джонсон уже в начале переговорного процесса намерен осложнить его до невозможности.
Недавно, выступая перед предпринимателями и дипломатами в Гринвиче, британский премьер предупредил: Лондон не примет от ЕС никаких договоров, которые бы заставили страну строго соответствовать нормам Евросоюза, в частности в том, что касается стандартов качества, трудовых или экологических норм. Не намерена Великобритания и подчиняться судам в рамках ЕС. И потому пока не понятно, как решать возможные торговые споры. Британцам предложили полный доступ на доходный европейский рынок в обмен на принятие всего регламентного списка и признание судебных решений ЕС. Это модель, по которой с ЕС сосуществует Норвегия, не входящая в Евросоюз. Но Туманный Альбион артачится. На данном этапе известно, что Джонсон предпочитает вариант Канады. Торговое соглашение между Канадой и Евросоюзом предусматривает открытость европейского рынка для канадцев при том, что они не обязаны следовать регламентам ЕС.
Джонсон: гори оно всё синим пламенем
Джонсон заявил, что если к середине года стороны не продвинутся к соглашению, Великобритания начнёт готовиться к разрыву отношений без соглашения. Джонсон даже не намерен просить о продлении переходного периода ещё на год или даже на два года, хотя такая возможность предусмотрена. Создаётся впечатление, что британский премьер сознательно осложняет себе и европейским партнёрам переговоры.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предупредила, что «если Великобритания решит дистанцироваться от ЕС, то Лондон также увеличит и свою дистанцию от единого рынка с точки зрения конкуренции на равных условиях и свободного перемещения товаров, капитала и услуг». Брюссель настаивает на том, что доступ Лондона к европейскому рынку будет пропорционален нормативному выравниванию, на которое согласится Лондон. Если стороны не сблизят свои позиции до 31 декабря, то можно предположить, что свободный или по меньшей мере привилегированный доступ Великобритании на европейский рынок будет закрыт.
По каким вопросам спорят ЕС и Великобритания
Лондон и Брюссель создали 11 переговорных групп, каждая из которых специализируется на отдельных областях. Среди них, в частности, торговля товарами, торговля услугами и инвестиции, справедливая и равная конкуренция, транспорт, энергетика и гражданское сотрудничество в ядерном секторе, рыболовство, координация в области социального обеспечения, судебное сотрудничество по уголовным делам, участие Соединённого Королевства в программах ЕС. Между тем, практически нет вопроса, который не вызывал бы разногласий.
Особенно острая дискуссия разворачивается вокруг признания или непризнания Лондоном верховенства европейских судов. Джонсон заявлял уже, что не намерен в этом деле подчиняться европейцам. Брюссель подозревает Лондон также в том, что последний будет прибегать к демпингу в торговле, и пытается принудить британцев дать письменное обещание не делать этого.
Далее: Брюссель и Лондон будут пытаться достичь соглашения о рыболовстве уже к 1 июля. Эта проблема, как пишет европейская пресса, «взрывоопасна сама по себе, особенно с социальной и трудовой точки зрения, и неудача в этом вопросе может сорвать переговоры по всем остальным вопросам». «Рыбные державы» ЕС, такие как Франция, Испания и Португалия, хотят сохранить доступ в традиционные зоны лова в британских водах. А Лондон намерен сохранить для себя сбыт улова на европейском рынке. И это только некоторые вопросы, вызывающие пререкания между Лондоном и Брюсселем.
«Фантастическая сделка» с США...
Многие уже неоднократно отмечали, что открыто надменное и даже агрессивное поведение Джонсона в отношении ЕС и в отношении возможного будущего договора с ЕС может объясняться готовящейся торговой сделкой между Великобританией и США, которая, по идее, должна заменить собой торговые отношения Великобритании с ЕС. Это единственное видимое и разумное объяснение политики Джонсона, особенно учитывая намерение США ослабить ЕС (как одного из главных торговых конкурентов) и сформировать с участием Великобритании, Канады и Австралии новый, англосакский политический и торгово-экономический блок. В этом, собственно, и есть видимый смысл Brexit.
Президент США Трамп неоднократно говорил, что США и Великобритания движутся к заключению «фантастической» торговой сделки. Между тем, согласно последним сообщениям из Лондона, не всё так гладко и с этой сделкой. Некоторые европейские СМИ пишут, что переговоры между США и Великобританией находятся в «зачаточной стадии». Более того, некоторые заговорили, что эта сделка - лишь мираж, который «создаётся консервативными евроскептиками в течение всех лет битвы за Brexit».
Как бы то ни было, британцы ведут сейчас два переговорных процесса. Один - с ЕС. Другой - с США. Причём, в отношении ЕС из Лондона слышна жёсткая риторика, с подробностями расхождений в позициях и с грубыми выпадами в адрес Брюсселя. В отношении же перспективного соглашения с США - наоборот. Слышны елейные, но расплывчатые обещания, не имеющие ничего конкретного.
«У нас самые лучшие переговорщики в мире, и они будут вести переговоры жёстко, чтобы достичь наилучшей сделки для британской экономики», - заявил Джонсон. И в этом заявлении завышенный оптимизм резко контрастирует с отсутствием деталей будущей сделки с США.
… которая совсем не фантастическая
Неожиданно из британского кабинета министров послышался голос в другой тональности, судя по которому, торговое соглашение с США отнюдь не компенсирует убытки, которые принесёт выход Великобритании из ЕС. Как указывается в докладе британского министра внешней торговли Элизабет Трасс, торговый обмен между США и Великобританией в прошлом году составил 250 млрд евро, что равно 19,8% всего британского экспорта. «Согласно прогнозу правительства, - говорится в докладе, - новое соглашение о свободной торговле может увеличить товарооборот между США и Великобританией на 17 млрд в долгосрочной перспективе по сравнению с 2018 годом». То есть, торговля британцев с США составляет сейчас лишь пятую часть всей их торговли (приходящейся главным образом на ЕС), и увеличится она лишь на 17 млрд, и только в долгосрочной перспективе?
Причём в сноске на этой странице доклада уточняется, что «долгосрочная перспектива» составляет примерно 15 лет после вступления будущей сделки в силу. По подсчётам экономистов, это незначительное увеличение торгового обмена с США составит лишь 0,16 % нынешнего британского ВВП. Не густо.
Кроме того, всплыли и другие подробности о трудностях переговоров с США. Оказывается, есть опасения, что американцы будут добиваться от британцев продажи в частные руки Национальной службы здравоохранения (NHS). Финансируемая государством система здравоохранения Соединённого Королевства, созданная ещё в 1948 году, представляет собой одну из главных социальных реформ после Второй мировой войны. Основополагающие принципы её работы заключаются в том, что медицинские услуги должны быть всеобъемлющими, универсальными и бесплатными в момент их предоставления. NHS - «священная корова» для простых британцев. Сегодня официальный Лондон заверяет, что NHS не является предметом торга с США.
Однако все в Британии помнят слова Трампа, который сказал, что «ничто не будет исключено в будущих торговых переговорах». Лейбористская оппозиция обвинила Джонсона в том, что уже существуют секретные планы по передаче в частные руки священной для британцев NHS. Элизабет Трасс в интервью BBC заверила, что «если мы не сможем добиться такого соглашения с США, какое хотим получить, мы готовы выйти из этих переговоров», это, мол, касается и неприкосновенности Национальной службы здравоохранения. Эти заверения все услышали. Но осадочек остался. Как это «выйдем из переговоров с США», а что тогда заменит Лондону потерю европейского рынка?
Голый король британской политики
Что-то не так в британском правительстве и с самим Джонсоном, как, впрочем, и с предыдущими премьерами Дэвидом Кэмероном и Терезой Мэй. Зачем было затевать весь сыр-бор с выходом из ЕС, бесконечные перепалки с лейбористами в парламенте, если экономические выгоды этого шага, как минимум, не очевидны, а как максимум - печальны, если верить Элизабет Трасс? Тогда возникает вопрос: как всё же поведёт себя делегированная Джонсоном в Брюссель команда переговорщиков? Будет ли она так же хамски и дерзко вести себя, как их шеф? И зачем вообще Трасс вылезла со своим печальным прогнозом относительно сделки с США, причём накануне старта переговоров с ЕС?
Не может ли это быть некой политической игрой Лондона с целью выбить слезу у бывших европейских партнёров и добиться от них выгодных для Лондона условий сосуществования с континентальной Европой? Мол, смотрите, от американцев мы ничего не получим, так хоть вы нас не бросайте. С другой стороны, переговоры с американцами вообще закрыты для прессы, и всё, что оттуда просачивается, даёт повод больше для фантазий, чем для прогнозов. Но, похоже, что и там англичане пытаются «давить партнёру на глаз» в попытке добиться своего.
Пока очевидно одно: Великобритания прыгнула в омут, не зная, насколько он глубок и умеет ли она плавать. Лондон ведёт игру сразу на двух досках, причём и там и сям он находится в крайне сложной ситуации. Везде угроза мата. Сегодня кажется, что британский король на обеих досках голый. Остаётся подождать до конца года, чтобы увидеть эндшпиль в этих двух партиях. Хотя, есть все основания предполагать, что и к этому сроку, учитывая разнонаправленные желания всех сторон, тумана останется больше, чем ясности.