Новый эпицентр пандемии: коронавирус накрыл Латинскую Америку
Это ожидалось. За последние две недели более 51 процента 657 тысяч случаев заражения COVID-19, зарегистрированных в мире, приходится именно на этот регион. В результате Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала Латинскую Америку «новым эпицентром» пандемии. В Китае, Европе и США пандемия с её карантинами и остановкой многих видов экономической деятельности рассматривается как общенациональная трагедия, вызов экономике, системе здравоохранения и всей социальной сфере. В Латинской Америке те же проблемы, только возведённые в квадрат или в ещё большую степень.
То, что на данный момент испытывает Старый Свет, можно назвать цветочками по сравнению со странами к югу от Рио-Гранде. Всё объясняется хронической бедностью абсолютного большинства населения латиноамериканских стран, крайним социальным расслоением и несовершенной системой здравоохранения. Доступ к полноценному лечению имеют единицы.
Кроме того, большая часть населения Латинской Америки живёт в плотно заселённых городских анклавах, где зачастую царит антисанитария, а вирус распространяется с наибольшей лёгкостью. По разным данным, около 490 миллионов человек в Латинской Америке не имеют надлежащих санитарных условий. Все они в группе риска.
Печальным лидером среди латиноамериканских стран по распространению COVID-19 и смертности от него является Бразилия, занимающая второе место в мире после США по числу заражённых. В этой крупнейшей стране континента к указанным выше традиционным факторам, способствующим вспышке любых инфекционных болезней, присоединяется ещё политический фактор. Президент Бразилии Жаир Болсонару настаивает на том, что ничего страшного в стране не происходит, а в мире, по его мнению, воцарилась неоправданная истерия по поводу нового коронавируса.
Никаких мер в национальном масштабе по борьбе с болезнью не принимается. Болсонару буквально воюет с местными санитарными службами и губернаторами отдельных штатов, которые вопреки мнению центральной власти на местах принимают карантинные и другие защитные меры. Президент же видит в этом саботаж национальной экономики, попытку его политических оппонентов довести Бразилию до экономического кризиса с тем, чтобы отстранить его от власти.
Он публично высмеивал меры предосторожности, общался с людьми на улице и делал с ними совместные сэлфи до тех пор, пока сам Мессия (полное имя бразильского президента Жаир Мессиас Болсонару (порт. Jair Messias (Мессия - рус.) Bolsonaro. - Ред.) не заразился коронавирусом.
Так или иначе, но почти каждый день Бразилия бьёт печальные рекорды. К моменту написания этой статьи, в Бразилии уже зарегистрировано почти 23,5 тысячи погибших от коронавируса. Число подтверждённых случаев COVID-19 превысило, по официальным данным, 374.000. Смертность составляет 6,3%. При этом в других странах она не превышает 1%. Многое в Бразилии, судя по всему, можно списать на неподготовленность страны к подобного рода кризисной ситуации. Как говорят медики в таких случаях, там есть медицина, но нет системы здравоохранения. В целом наблюдается полная неразбериха. Например, правительство пообещало увеличить количество доступных тестов на коронавирус до 17 миллионов к концу мая, но распространило менее половины. При этом, как пишет испанская El País, власти даже не знают, каково общее количество проведённых тестов. Данные, которые собирают государственные лаборатории, известны. А количество тестов, проведённых сетью частных клиник, не учтено. Таким образом, приведённую выше статистику, хоть она и считается официальной, трудно назвать корректной.
Ситуация в других странах «пылающего континента» складывается по-разному. Мексика - это вторая страна, власти которой ещё до недавнего времени вели себя аналогично бразильскому президенту. Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор также склонялся к тому, что коронавирус - это фикция. Сейчас, похоже, он изменил своё мнение. Пока власти раскачивались с принятием нужных мер, в стране заразилось почти 66.000 человек и умерло 7.179. Не считая Бразилии и Мексики, в остальных странах Латинской Америки были введены довольно жёсткие карантинные меры, закрыты границы. В результате в Аргентине, например, на порядок меньше заразившихся, чем в Бразилии, - около 11,5 тысяч. При этом скончалось 445 человек.
Наилучшую статистику демонстрирует, как ни странно, Венесуэла, живущая в условиях жёстких экономических санкций со стороны США. Более того, Международный валютный фонд отказал Венесуэле (явно по политическим мотивам) в предоставлении займа в пять млрд долларов на борьбу с коронавирусом. Тем не менее в Венесуэле всего 944 случаев заражения коронавирусом и всего 10 погибших.
Такая статистика объясняется, скорее всего, тем, что в стране работает много кубинских врачей, и в целом Куба оказывает Венесуэле всестороннюю медицинскую помощь, в том числе в условиях нынешней пандемии. К слову, кубинцы активно помогают в этом плане также Никарагуа и Гренаде. В соседних с Венесуэлой Перу и Эквадоре картина разительно другая. Эквадор уже подтвердил 3.108 смертей от COVID-19. В Перу, где вообще введён комендантский час - самая жёсткая мера из всех стран Латинской Америки - 115.000 подтверждённых случаев болезни и 3.373 погибших. В Колумбии - более 20.000 больных и около 700 умерших. Вот что значит кубинская медицина и кубинская система здравоохранения, которая считается лучшей на континенте и одной из лучших в мире.
Между тем у пандемии в Латинской Америке кроме эпидемиологической есть ещё и другая сторона. Поскольку пандемия блокирует кооперационные цепочки по всему миру, то Латинская Америка, многие страны которой находятся в состоянии глубокого и хронического экономического кризиса, как никакой другой регион, экономически уязвима.
Экономический рост в Латинской Америке и Карибском бассейне в 2019 году составил всего 0,1 %. Причиной тому были низкие цены на товары и социальные потрясения, которые всколыхнули Венесуэлу, Перу, Эквадор, Боливию и Чили. Аналитики прогнозируют, что пандемия коронавируса осложнит кризисные явления в экономике региона ещё больше.
Вот только пара примеров: Аргентина и Мексика. Особенно шатко положение Аргентины. Карантинные меры грозят окончательно подорвать и без того кризисную экономику страны. Специалисты опасаются, что экономические издержки будут неуправляемыми. Только в марте, за 10 дней карантина, деловая активность в Аргентине упала на 11,5%. Апрель, как ожидается, покажет цифры беспрецедентного обвала. В этих условиях правительство президента Альберто Фернандеса ведёт вязкие и пока безрезультатные переговоры со своими кредиторами о реструктуризации внешнего долга. Перспективы не радужные.
Для Мексики экономисты рисуют одну из самых чёрных картин в регионе - в результате паралича туристической отрасли ожидается падение ВВП на 10-12%.
Из всех стран Латинской Америки лишь Чили имеет относительно устойчивую экономику. Но и там всё может перевернуться в одночасье. В Чили наблюдается крайнее расслоение общества, лишь 1 процент населения владеет 33 процентами ВВП. Чили до сих пор ещё живет с привкусом прокатившегося осенью по всей стране социального бунта, участники которого требовали изменения всей социально-экономической системы, построенной в годы диктатуры Пиночета. Социальные требования, которые были парализованы карантином, снова выплыли на поверхность в последнее время.
Перечислять разноликие и многочисленные проблемы Латинской Америки - общие для всех стран региона и характерные лишь для некоторых - можно ещё долго. Их объединяет то, что все они живут в напряжённом ожидании резкого экономического обвала, который, в свою очередь, грозит социальными потрясениями, массовыми протестами и в целом политической нестабильностью, которая и без того является «визитной карточкой» Латинской Америки.
---
Автор - эксперт РИСИ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.