«Негро Примеро», или Крах дешёвой операции американского спецназа «Гедеон»
Коммандос-неудачники
Однако операция закончилась провалом: по данным главы МВД Венесуэлы Нестора Ревероля, было предотвращено морское вторжение боевиков со стороны штата Ла-Гуайра на севере страны. По словам Ревероля, нападавшие пытались прибыть на скоростных катерах до рассвета на пляж в Макуто (Macuto), примерно в 10 километрах к северу от Каракаса, но были перехвачены военными и специальными полицейскими подразделениями.
Справка
Восемь террористов-наёмников были ликвидированы, двое взяты в плен. Рейд через колумбийско-венесуэльскую границу был срежиссирован отставным офицером «зелёных беретов» ВС США Джорданом Гудро из ЧВК Silvercorp, который действовал вместе с отставным генералом-перебежчиком из Венесуэлы Кливеро Алькала, обвинённым в США в торговле наркотиками.
Гудро с ним познакомился в Боготе при посредничестве Лестера Толедо - человека из окружения Гуайдо. С помощью наёмников Silvercorp в спецлагерях в Колумбии на границе с Венесуэлой осуществлялась подготовка дезертиров из венесуэльских ВС.
Сама операция, по заявлению Гудро, на опубликованном видео вместе с перебежчиком из Венесуэлы капитаном Хавьером Ньето, называлась «Гедеон». Кроме того, Гудро указал на то, что ещё в октябре получил от венесуэльского оппозиционера Хуана Гуайдо крупную сумму денег. Генеральный прокурор Венесуэлы Тарек Уильям Сааб показал журналистам фотографию контракта на операцию с подписями Гуайдо и Гудро, который первоначально был опубликован Патрицией Полео - венесуэльской журналисткой, бежавшей в Майями от правосудия на родине.
Согласно данным, контракт был подписан на сумму $212,9 млн. Несмотря на улики, сам же Гуайдо всячески отрицает причастность к провальной операции.
Далее, в твиттер-аккаунте Silvercorp во время проведения операции утверждалось, что ударная группа венесуэльцев в количестве 60 человек и ещё двух бывших «зелёных беретов» (сотрудники Silvercorp) отправились в Венесуэлу (дословно «Strikeforce incursion into Venezuela. 60 Venezuelan, 2 American ex Green Beret», дата 5:03 PM, 5/3/20, информация со скриншота удалённого аккаунта Гудро @SilvercorpUS).
Двое захваченных в плен американских террористов были идентифицированы: ими оказались Аарон Берри и Люк Денман, которые ранее были агентами секретной службы США и занимались охраной самого Дональда Трампа. Также задержали местных подрывных элементов античавистского толка, которые должны были действовать в координации с проникшими на территорию Венесуэлы интрудерами.
Государственная машина тайных операций Трампа стояла «на приколе»?..
Денман заявил, что Трамп был в курсе происходящего, и знает о подписях на контракте Гудро и Гуайдо. Схожие заявления сделал и его сообщник Берри.
Однако есть основания усомниться в причастности США к операции.
Во-первых, уровень подготовки операции ниже всякой критики, что признали даже в интернет-сообществе спецподразделений США. Террористы собирались пробиться к Мадуро тремя группами по двадцать человек, даже не зная точно, где он находится. Или у них были свои агентурные источники, которые могли точно дать целеуказание и сообщить детали, то есть информацию о вооружении службы охраны президента, протоколах действий на случай нападения?
Сомнительно. Кроме того, если бы у них имелись источники такого уровня, то в этом случае организаторы и исполнители не могли не знать о том, что власти Венесуэлы знали о вторжении и были к нему готовы. Тогда операция и вовсе не началась бы.
Во-вторых, утечка именно 3 мая фотографии контракта с подписями Гуайдо и Гудро, а также ряд косвенных признаков, указывает на наличие «крота», что и следует из заявления Мадуро о том, что операция готовилась ещё к 10 марта, но дата была перенесена.
Следовательно, контрразведывательное обеспечение планирования и организации операции либо отсутствовало, либо находилось на крайне низком уровне. Как следствие, соблюдение конспирации было поставлено под угрозу ещё на самых ранних этапах планирования.
В-третьих, вместе с группой террористов обнаружены вещи, которых, по логике проведения подобных операций, не должно было быть в принципе. Начать можно с американских флагов на шлемах боевиков.
Какой смысл указывать на государственную принадлежность части террористов, участвующих в операции, чья цель государственный переворот? Чтобы подставить своё же правительство, президента (накануне выборов) и страну в случае провала? Абсурд.
В-четвёртых, зачем на операцию брать с собой документы, включая паспорт? Чтобы легче было идентифицировать?
Абсурд в квадрате. Смысл подобного рода акций в том, чтобы при провале никакая информация не могла указать на причастность правительства той или иной страны. Для этого лучше использовать оружие, экипировку и прочее производства других стран, чтобы идентификация боевиков была затруднена.
Среди террористов были экс-сотрудники Секретной службы США (ныне входит в Министерство собственной безопасности), занимавшиеся охраной лично Трампа. То есть их лица известны (охрана сопровождает президента и часто попадает в объективы камер и фотоаппаратов), поэтому анализ изображений из открытых источников позволит их легко обнаружить и опознать. Что и произошло.
В-пятых, зачем всё это Трампу накануне президентских выборов, борьбы с демократами и критики оппонентов за его действия во время эпидемии COVID-19? Если устроить «маленький победоносный переворот», то к нему нужно основательно подготовиться, поскольку ставки слишком высоки.
Однако ресурсы, задействованные в диверсионно-террористической операции, а тем более уровень её организации и конспирации, явно не соответствуют поставленной задаче.
Поэтому слова госсекретаря Помпео о том, что американское правительство не имеет к этому отношения, а если бы имело, то результат был бы другой - возможно, в определённой мере не пустое дипломатическое опровержение. Опять-таки, не примеряя на себя роль адвоката Трампа и самых высокопоставленных чиновников его администрации, всё же отметим, что вряд ли в провальном «Гедеоне» задействовалась на полную мощь государственная машина США.
Инициаторы и агенты под прикрытием
По всей видимости, ответ может состоять в следующем. Инициатива проведения операции исходила не от Трампа или кого-то из его ближайшего окружения, а со второго эшелона исполнительной власти.
Скорее всего, решение принималось на уровне чиновников в системе Совета национальной безопасности или Оперативного директората ЦРУ, спецпосланника в Венесуэле и по совместительству военного преступника Эллиота Абрамса, а также временного поверенного в делах США в отделе по делам Венесуэлы посольства США в Колумбии Джеймса Стори.
Чтобы не «светить» американский спецназ, использовали прикормленную ЧВК Silvercorp, которая, как и почти все аналогичные структуры, плотно взаимодействует с военно-разведывательным сообществом США, откуда и происходят их основатели и рядовые сотрудники.
Затем Гудро свели с Алькалой. Финансирование операции было предоставлено, прежде всего, за счёт конфискованных у венесуэльского правительства средств (в данном случае у госкорпорации PDVSA, о чём сообщил генпрокурор Сааб), для чего использовали безотказного и глуповатого Гуайдо, которому сказали - и он сделал.
Иными словами, переворот должен был состояться за счёт самой Венесуэлы, а частично, по всей видимости, за счёт наркоторговли. Однако в дело оказалось посвящено слишком много ненадёжных лиц, из-за чего и произошла утечка.
К слову, об утечке. Тот факт, что венесуэльские спецслужбы и военные превентивно узнали об операции, говорит об очень высоком уровне их осведомлённости, что наводит на мысль о помощи чавистам со стороны. С наибольшей вероятностью её оказали кубинцы.
Справка
У Кубы одна из лучших разведок в Южной Америке, а сами барбудос очень плотно взаимодействуют с чавистами и обладают разветвлённой агентурной сетью в Майями (где и был подписан контракт между Гудро и Гуайдо в октябре прошлого года), а также в Вашингтоне и других местах, где есть эмигранты латиноамериканского происхождения, которые на идейной, а кто-то и на материальной основе сотрудничают со знаменитой DI (Dirección de Inteligencia, Управление разведки Кубы), организованной при помощи КГБ в начале 1960-х.
Скорее всего, утечка произошла из окружения Гуайдо, после чего информация тут же попала в руки кубинцев, под чьим плотным оперативным контролем самопровозглашённый «президент» Венесуэлы находится ещё с позапрошлого года.
Как только сведения оказались у DI, то после проверки их немедленно передали коллегам из венесуэльской SEBIN, подчинённой боливарианскому МВД. По всей видимости, контроперация кубинских и венесуэльских спецслужб началась ещё на самом раннем этапе планирования «Гедеона», с соблюдением наивысших мер предосторожности во избежание утечки со своей стороны о том, что им стало известно.
Диверсионно-террористическую группу с самого начала «вели», и к её встрече венесуэльское руководство было полностью готово, развернув широкомасштабную операцию «Негро Примеро. Сокрушение врага». Стоит отметить, что в обнаружении и ликвидации террористов венесуэльское руководство, помимо военных, спецслужб и полиции, задействовало гражданских лиц, и блестяще справилось с поимкой и уничтожением интрудеров.
Ларчик не сразу открывается
Эпический провал американских террористов с их марионетками из числа венесуэльских дезертиров свидетельствует о чудовищно низком уровне подготовки спецоперации и нехватке ресурсов.
Нельзя не сказать и несколько слов о версии, согласно которой произошедшее есть следствие разборок двух наркокартелей - колумбийского Лос Растрохоc и венесуэльского Лос Солес, о чём высказались отдельные обозреватели.
Однако нанимать ЧВК и дезертиров для госпереворота, действующих таким методом, не почерк наркокартелей. Кроме того, это рискованно, так как на подобные действия венесуэльское руководство может жёстко отреагировать, что способно вызвать передел наркопотоков. В совокупности с уже известными фактами всё это делает версию о разборках между Лос Растрохос и Лос Солес неубедительной.
По всей видимости, венесуэльцы, возможно, не без совета товарищей с Острова свободы, придержали интересные факты провальной операции «Гедеон», и вполне способны их озвучить в наиболее неподходящий для Дональда Трампа момент - например, накануне выборов президента.