К войнам на орбите всё готово
© wikipedia.org
Космическая война пока только на картине.

К войнам на орбите всё готово

Эффективными боевыми средствами могут стать и «невинные» спутники связи, и «космический мусор» - например, обыкновенные гвозди
Реклама
К войнам на орбите всё готово
© wikipedia.org
Космическая война пока только на картине.
Читайте нас на: 

Битва в космосе: силы и средства

Повышенный интерес к милитаризации космоса напрямую связывают с особой позицией США, которые создали Космические войска (USSF) и открыто говорят о планах выведения средств вооружения в космос. Причём в интересах Пентагона работает не только американский ВПК, но и вполне «мирные» компании, например, фирма Илона Маска SpaceX.

В привычном понимании спутник связи или спутник-разведчик оружием, конечно же, не являются - это лишь средство обеспечения, поставщики или передатчики информации, на основе которой принимаются решения о применении оружия. И прежде чем оценить их боевые возможности, давайте выясним, что же такое «космическое оружие».

Доклад корпорации RAND Space Weapons - Earth Wars.
© rand.org
Доклад корпорации RAND Space Weapons - Earth Wars.

В 2002 году исследовательская корпорация RAND опубликовала доклад  Space Weapons - Earth Wars, в котором обозначены наиболее перспективные виды космического вооружения:

1. Оружие направленной энергии - космические лазеры. Обладая мегаваттной мощностью и эффективной оптикой, они будут способны уничтожить вражескую ракету или цель на Земле, нанеся удар со скоростью света.

2. Кинетическое оружие, предназначенное для борьбы с ракетами. Может уничтожать таранным ударом цели, находящиеся либо в космосе, либо в верхних слоях земной атмосферы.

3. Кинетическое оружие космического базирования, предназначенное для поражения объектов на поверхности Земли, например крупных судов, сооружений или топливных резервуаров. Обладая скоростью, сравнимой со скоростью метеоритов, такое оружие способно поражать цели по крутым почти отвесным траекториям.

4. Обычные вооружения космического базирования, способные осуществлять маневрирование и поражать наземные цели. При этом они могут использовать весьма экзотические типы боеприпасов, например радиочастотные или микроволновые.

Наш «Пересвет» против американского лазера SBL

Достижения в освоении лазерной технологии оказали прямое влияние на разработку боевых лазеров. Раньше всех эту тему отработали в СССР в ответ на программу СОИ Рональда Рейгана, в которой лазеры должны были играть ключевую роль. Советское руководство, заказывая учёным несколько масштабных НИОКР, хотело знать, действительно ли лазер - это реальное, а не фантастическое оружие из голливудских киносаг.

Разработка боевых лазеров в СССР началась в ответ на программу СОИ Рональда Рейгана.
© history.com
Разработка боевых лазеров в СССР началась в ответ на программу СОИ Рональда Рейгана.

Как известно, испытание лазерных комплексов проходило в нескольких природных средах - на море, на суше и в воздухе. Советские учёные пришли выводу: единственная среда, где лазер способен стать оружием - это космос, где нет ограничений, обусловленных свойствами атмосферы. Но за сорок с лишним лет технологии сильно изменились, появились новые возможности.

По мнению американских разработчиков программы СОИ, наиболее перспективными были признаны следующие типы лазеров:

1. Химические лазеры на фтористом водороде.

2. Эксимерные лазеры.

3. Лазеры на свободных электронах.

4. Рентгеновские лазеры с накачкой от ядерного взрыва.

Из четырёх типов американцы выбрали первый - открыв проект Space Based Laser (SBL), согласно которому на орбиту будет выведено 20 платформ космического базирования с химическими лазерами на фтористом водороде мощностью 8 МВт. Каждая платформа должна состоять из четырёх основных подсистем: лазерного устройства, оптики и системы управления лучами, системы сбора, отслеживания, наведения и управления огнём, а также системы энергопитания и накачки лазера.

Американцы выбрали проект Space Based Laser.
© wikipedia.org
Американцы выбрали проект Space Based Laser.

Причём ключевой элемент проекта SBL не лазер, а космическая реакторная установка, без которой эта боевая платформа - пустая трата миллиардов долларов. И здесь надо отметить, что с космическими технологиями у американцев не всё так гладко, хотя они стараются. В 2016 году прошла новость о том, что учёные из Национальной лаборатории Айдахо создали компактный ядерный реактор мощностью 1,67 МВт. Правда, такой реактор вряд ли подойдёт боевому лазеру SBL, но для спутников с другим космическим оружием может стать источником долговременного энергопитания.

В России с ядерными технологиями космического назначения дела обстоят заметно лучше. В космосе уже несут боевое дежурство спутники-разведчики МКРЦ «Лиана» с компактным ядерным реактором на борту. А китайский луноход «Юйту» благодаря ядерному реактору российского производства бегает по обратной стороне Луны. Поэтому у нас перспективным космическим оружием направленной энергии считаются боевые рентгеновские лазеры с накачкой от ядерного реактора.

Лазерный комплекс «Пересвет» поступит на вооружение российских Воздушно-космических сил.
© mil.ru
Лазерный комплекс «Пересвет» поступит на вооружение российских Воздушно-космических сил.

Справка

Импульсная реакторно-лазерная система была разработана в России в 1995 году, а в 2012 году был создан газовый лазер с накачкой от ядерного реактора, обладающий пиковой мощностью 1,3 МВт. И в случае реальной угрозы выведения оружия в космос на вооружении у российских ВКС появится реальный боевой лазер.

Таким образом, Россия может достаточно быстро и эффективно дать ассиметричный ответ американскому проекту SBL, до реализации которого пройдёт 10-15 лет. Предвестник такого ответа - лазерный комплекс «Пересвет», поступающий на вооружение российских Воздушно-космических сил.

Радикальное средство от «космических авианосцев»

В советские времена ходила такая шутка про космическое оружие: если американцы выведут оружие в космос, наши космонавты опрокинут на орбите ведро гвоздей. Но в каждой шутке есть доля правды. Дело в том, что роль «стихийного» кинетического оружия на орбите выполняет различный «космический мусор», встреча с которым может вывести из строя любой космический  аппарат (КА) и даже МКС. Поэтому, чтобы избежать нежелательных рандеву, руководство ЦУПа периодически корректирует орбиту МКС.

И самое примечательное, что в области создания кинетического космического оружия мы опять оказались впереди планеты всей. Вот только история его появления связана не с программой СОИ, а с информацией о появлении у американцев спутников-инспекторов и кораблей Space Shuttle, которые могут атаковать и снимать с орбиты наши космические аппараты (КА). В результате в СССР появилась программа боевых станций «Алмаз», оснащённых не только элементами космической разведки, но и средствами обороны - космической пушкой (модернизированная под условия космоса авиапушка НР-23 со специальными боеприпасами) и ракетами класса «космос-космос». На крайний случай у космонавтов имелся лазерный пистолет, предназначенный для ослепления оптики спутника-инспектора. Кстати, «механика» работы советского кинетического оружия космического назначения оказалась до гениальности проста. А дальнейшим развитием орбитальной пушечной системы стал компактный рельсотрон, который уже испытан. Всё понятно и с ракетами, поскольку по разработкам управляемого гиперзвука равных нам пока нет.

Космическая боевая станция «Алмаз».
© wikipedia.org
Космическая боевая станция «Алмаз».

По мнению американцев, для войны в космосе необходим космический перехватчик (проект Multiple Kill Vehicle system - MKV), поражающий цели кинетическим ударом. По сути, это космический авианосец, у которого на борту от 6 до 20 малых спутников-перехватчиков. А успешность работы MKV на орбите должны обеспечить искусственный интеллект, двигатели холловского типа нового поколения, система целеуказания от перспективной системы боевого управления и наблюдения ABMS (Advanced Battle Management and Surveillance).

Что тут сказать? Сложно и дорого. Стоит учитывать и то, что кинетическое оружие не может быть размещено на спутниках с массой, соизмеримой с массой боекомплекта. Третий закон Ньютона ещё никто не отменял, поэтому при разгоне снаряда смещение спутника с орбиты физически не может быть компенсировано.

При этом новые российские КА с двигателями холловского типа следующего поколения уже прошли успешные испытания на орбите. И американцы признали высокие манёвренные способности нашего спутника «Космос-2542», правда, назвали их «опасными и безответственными». Так что на каждый американский «космический авианосец» у нас в потенциале тоже имеется асимметричный ответ - маневрирующий и высокоточный КА.

Американский космический проект с пафосным названием Power Star.
© insta-grid.com
Американский космический проект с пафосным названием Power Star.

«Молния Зевса» и ударные «микроволновки»

Американский космический проект с пафосным названием Power Star («Звезда силы»), который предусматривал удар с орбиты концентрированной солнечной энергии, по-другому можно было окрестить «молнией Зевса». Смысл не пострадал бы. Но с технической точки зрения этот проект слишком сложный, к тому же ненадёжен в применении из-за космического мусора и малоэффективен из-за таких атмосферных явлений, как  сплошная облачность. Поиск возможностей продолжился, и в результате появился проект Пентагона и Илона Маска - Starlink, в котором спутниковая группировка рассматривается не как база для систем связи в стандарте 5G, а как источник СВЧ-излучения, благодаря которому можно ставить радиочастотные помехи в космосе.

Во-первых, в США разработкой СВЧ-оружия занимаются практически все заказывающие управления Пентагона. В частности, есть несколько проектов по созданию тактических комплексов СВЧ, которые будут способны обнаруживать и сопровождать цель, а затем при увеличении энергии импульса производить функциональное или силовое поражение.

В качестве типовых целей, предназначенных для поражения СВЧ комплексами, Пентагон рассматривает следующие:

  • цифровые специальные вычислители систем управления межконтинентальных баллистических ракет;
  • РЭС спутников СПРН, связи, навигации и ретрансляции;
  • РЛС систем ПВО/ПРО;
  • РЭС головок самонаведения управляемых зенитных и авиационных ракет.

В приоритетных разработках находятся СВЧ-комплексы с наносекундными высоковольтными генераторами импульсов. С помощью таких генераторов были получены импульсы 1-5 н/с с выходной мощностью до 400 МВт с перспективой увеличения до 1 ГВт.

Во-вторых, основным поражающим фактором силовых систем подавления радиоэлектронных систем (РЭС) является электромагнитное излучение (ЭМИ). При этом поражающим фактором является излучение в диапазоне от 100 МГц до 300 ГГц с энергией в импульсе не менее 100 Дж (или пиковая мощность более 100 МВт, или средняя мощность свыше 1 МВт). Наиболее распространённые устройства РЭБ развитых стран, создающие активные радиопомехи, работают в диапазоне от 1,5 МГц до 20 ГГц.

В-третьих, американские специалисты выяснили, что лучше всего ЭМИ проникает в РЭС благодаря коротковолновому излучению СВЧ. При этом оптимальными устройствами названы активные фазированные антенные решётки (АФАР), работающие в миллиметровом диапазоне радиоволн.

Спутники системы Starlink.
© spacex.com
Спутники системы Starlink.

Технические характеристики типового КА системы Starlink

Спутник имеет четыре направленных к Земле антенны с АФАР, которые работают в Ku (10,7-12,7 и 14-14,5 ГГц) и Ka (17,8-19,3 и 27,5-30,0 ГГц) диапазонах, пропускная способность одного ИСЗ от 17 до 23 Гбит/с. Спутник позволяет изменять направление луча (зоны покрытия одной АФАР) относительно Земли. Каждый луч покрывает 2.800 кв. км на земной поверхности.

Допустим, что вместо раздачи бесплатного интернета, Пентагон, как спонсор Маска, переключит 12.000 спутников на свои задачи. На орбите будут работать 48.000 радаров с АФАР, которые при увеличении мощности смогут нанести «функциональное или силовое поражение» всем спутниковым РЭС. И тогда человечество не без удивления окажется перед фактом, что с этого момента все информационные коммуникации находятся только в одних руках - американских, поскольку все другие национальные спутниковые системы связи и ретрансляции прекратят своё существование.

Впрочем, против спутников военного назначения с оружием или без, у ВКС России есть надёжное «противоядие» - источник  ЭМИ, который при необходимости можно оперативно доставить на орбиту. Ну а подрыв термоядерного заряда в космосе прекратит существование всех средств космического оружия. Это именно тот случай, когда, по русской пословице, на каждую гайку найдётся свой болт с обратной резьбой. И не беда, что он может оказаться гораздо большего размера.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама