«Глупый и в Киеве не купит ума»
Украинские мудрецы от политики то собираются разрушить своими новыми ракетами Крымский мост, то, как директор Павлоградского химзавода, «вдарить» по НПЗ в Ростовской области, то использовать в очередной раз испытанную ракету «Нептун» по базирующимся в Новороссийске кораблям ВМФ России. Особо буйные, вроде экс-замглавы генштаба генерала Игоря Романенко, целятся изделиями, которые «покрывали бы всю территорию Российской Федерации», по предприятиям Урала. Самые же не дружащие с головой и вовсе требуют взорвать украинские ядерные бомбы в Москве, Санкт-Петербурге и… Будапеште. Конечно, многие из этих людей просто обязаны время от времени делать какие-нибудь антироссийские заявления, чтобы сохранить свои должности или занять новые. Но есть ли у Украины возможность осуществить эти угрозы.
Жалкое, душераздирающее зрелище
По данным за 2014 год Украина лидировала среди пяти государств мира, которые не смогли превысить свой же ВВП 1990 года. Причём лидировала с огромнейшим отрывом от ближайших соседей в этом очень коротком списке: падение этого показателя на тот момент у неё достигало 35%. И это было далеко не дно экономического штопора. С тех пор она, несмотря на бодрые рапорты властей о непрерывном экономическом подъёме, так и не выкарабкалась из ямы: на конец 2019 года её годовой валовый внутренний продукт был ниже ВВП 2013 года на 25%.
Украинские высокотехнологические отрасли («оборонка», в первую очередь) и до «революции достоинства» находились далеко не в лучшей форме, выживая исключительно за счёт сотрудничества с Россией. Но последствия неонацистского государственного переворота 2014 года вколотили в её гроб последний гвоздь: в первые же недели недолгого правления узурпатора Александра Турчинова он запретил любое сотрудничество с РФ в оборонной и ракетно-космической областях. Его последователи «углУбили» и расширили эти запреты, творчески подойдя к антироссийским санкциям, введённым США и некоторыми странами Запада.
Результат этих действий закономерен. Уже несколько лет подряд Украина, при СССР производившая 1.000 самолётов в год, не может изготовить ни одного, поскольку доля российских комплектующих в продукции объединения «Антонов» составляет от 40 до 70%. Днепропетровский «Южмаш» и КБ «Южное» не только были вынуждены выйти из транснационального консорциума «Морской старт», но и не смогли выполнить обязательства перед бразильскими партнёрами по обеспечению запусков ракет «Циклон-4» с космодрома «Алкантара».
Ещё Виктор Ющенко сделал для себя сногсшибательный вывод о том, что Украина без России не способна производить танки из-за отсутствия технологии изготовления танковых орудий. Производимый в Сумах контрафакт имел в 3-4 раза меньший ресурс, чем оригинальные «советские» стволы и в шесть раз меньший ресурс, чем изготавливаемые в современной России. То же самое касается стрелкового оружия: из-за отсутствия технологии обработки внутренней поверхности стволов контрафактные украинские танковые пулемёты и «пехотные» КМ-7,62, украденные у «Калашникова» (автор работал в КБ киевского завода «Маяк» в то время, когда последний КМ-7,62 запускался в производство, и знает, о чём он говорит), имеют многократно более низкий ресурс в сравнении с оригиналами.
Но нынешняя «танковая» реальность оказалась ещё более жестокой: президент Владимир Зеленский в ноябре 2019 года пережил шок из-за того, что некогда мощнейшее танкостроительное предприятие Харьковский завод им. Малышева за десять лет смогло собрать для украинской армии только один танк. Ещё одно харьковское предприятие - КБ машиностроения им. Морозова - за 2019 г. из 45 плановых БТР для украинской армии произвело лишь семь. Разрыв связей с Россией вынудил харьковчан отказаться от дальнейших попыток производить хвалёный украинский танк «Оплот». Из-за отсутствия комплектующих. Дело дошло до того, что правительство Владимира Гройсмана было вынуждено использовать контрабандные схемы поставок запчастей для ремонта советской боевой техники, повреждённой в ходе карательной операции в Донбассе.
Деградация украинского кораблестроения заслуживает отдельного рассказа: от страны, некогда спускавшей на воду авианесущие крейсера, она опустилась до того, что верхом её достижений стали бронекатера водоизмещением менее 40 тонн. Николаевские же корабелы ныне вместо боевых кораблей производят печи-буржуйки.
Лишившись в 2014 году единственного на всю страну патронного завода в Луганске, за прошедшие шесть лет Украина так и не сумела создать новое патронное производство, и вынуждена либо закупать патроны за рубежом, либо получать их в виде помощи от экс-советских стран. То же самое касается других боеприпасов: из-за разваленного производства взрывчатки она не в состоянии массово производить снаряды и заряды РСЗО. А об угрозе «снарядного голода» ещё в 2016 году говорил Турчинов. Спасают положение лишь запасы, оставшиеся со времён СССР на регулярно взрывающихся складах.
Мечтать не вредно?
Тем не менее на Украине продолжают мечтать. И благо, когда эти мечты касаются довольно безобидных прожектов, вроде участия в марсианской программе, собственной лунной базе или, скажем, высокоскоростных вакуумных поездах-гиперлупах, которые свяжут крупные украинские города. Чуть менее безобидны мечты вытеснить Россию из той или иной отрасли. От европейского газового рынка до рынка запуска спутников, о чём недавно объявил новый глава Укркосмоса, до назначения на этот пост занимавшийся изготовлением искусственных челюстей и консультировавший компанию «Кока-Кола» в вопросах 3D-печати.
Для последней цели некие проходимцы уже даже начали собирать пожертвования в размере 50 миллионов долларов, которых, по их расчётам, должно хватить на строительство самого настоящего космодрома. Причём ракеты с него они намерены запускать не на восток (дабы отработанные ступени не падали на российскую территорию), как поступают во всём мире, чтобы вращение земли придало ракете дополнительную скорость, а на юго-запад. Ещё более «крут» проект плавучего космодрома, который собираются совместно строить «Южмаш» и николаевский завод «Океан». Тот самый, что вместо авианосцев производит «буржуйки».
Но «патриоты» шагают дальше в практической области, разрабатывая и испытывая «оружие возмездия». И речь не только о мифическом «орбитальном истребителе», коим горячие головы в Днепропетровске и Киеве намереваются уничтожать элементы российской спутниковой группировки. Нас уже не первый год пугают «не имеющей аналогов в мире» ракетой «Ольха». Правда, являющейся всего лишь модификацией боеприпаса к РСЗО «Смерч», практически не отличаясь от него по тактико-техническим характеристикам. Или крылатой ракетой «Нептун», являющейся модернизацией старой советской противокорабельной КР Х-35.
Нет смысла сравнивать ТТХ этих изделий. Хотя бы потому, что при низкой насыщенности украинских войск этими новинками (с момента принятия на вооружения по сей день поставлено 128 ракет или только 10 пакетов заряжания пусковой установки, а «Нептун» пока так и не принят на вооружение) использовать их Украина может только для единичных террористических операций, но никак не для полноценных боевых действий. И любое применение даже единичной ракеты по целям в России повлечёт за собой катастрофические последствия для применившей стороны из-за ответных действий. Мало того, в случае такого удара украинским ракетам придётся столкнуться с противодействием российских зенитных комплексов. И, например, один комплекс С-300 способен перехватить все ракеты, выпущенные одновременно двумя пусковыми установками «Ольхи». Так что мечты о разрушении Крымского моста или заводов в Ростовской области «Ольхой» совершенно безосновательны.
Язык до Урала не доведёт
Нет никакой перспективы и с производством ракет, способных даже не «покрыть всю территорию Российской Федерации», а хотя бы, как пугает генерал Романенко, долететь до Урала. Просто по той причине, что она не обладает ни производственными мощностями, ни технологиями для изготовления мощных ракетных двигателей первой ступени, без которых ракету с серьёзной дальностью не построить. И никогда, даже во времена СССР, такие не производились. А чтобы создать их «с нуля», требуется много лет. Потому можно только посмеяться над бывшим украинским генштабистом. Заодно и над предпринимателем, перепрыгнувшим из производителей 3D-принтеров в главы Укркосмоса, возжелавшим выдавить российские двигатели РД-180 из американских космических программ несуществующими украинскими «аналогами».
Ещё «веселее» ситуация с предложениями взорвать «грязные» бомбы украинского производства.
Да, для страны, имеющей работающие ядерные реакторы, вполне по силам набрать нужное количество высокоактивных отходов для изготовления оружия, которое может заразить радиацией довольно большую площадь. Однако существующая международная система контроля за такими отходами пока не позволила ни одной террористической организации осуществить подобные планы.
Собственно, предложения депутата Билана отнюдь не новы для Украины. Буквально в первые же недели после госпереворота в 2014 году с этой идеей носился печально известный террорист Сашко Билый и его «побратимы» из «Правого сектора» (террористической организации, запрещённой в РФ). Мало того, украинские нацисты даже предприняли попытку проникнуть на одну из украинских АЭС, чтобы воплотить в жизнь задуманное. Но… столкнулись с вооружённой охраной атомной станции.
Если же, как предлагает Билан, этим займётся государство, то до воплощения его задумки дело может не дойти несколько по иным причинам. Как бы ни потакали украинским нацистам США и страны Запада, они не позволят появиться в Европе откровенно террористическому оружию. Тем более которым планируется, как минимум, шантажировать одну из стран ЕС и НАТО. В 2012 году именно по настоянию США Виктор Янукович избавился от последних запасов высокообогащённого урана. А в 2016 году, комментируя это, американский президент Барак Обама, сделавший немало для того, чтобы к власти на Украине пришли неонацисты, порадовался избавлению этой страны от урана, поскольку благодаря этому «в течение последних двух лет очень сложной ситуации в Украине, она не стала более опасной».
А караван идёт...
Российские военные и эксперты, занимающиеся военной тематикой, совершенно спокойно реагируют на то, как петушатся со своими угрозами украинские неадекваты. Поскольку отлично знают: Украина не обладает сколь-нибудь серьёзным оружием, способным нанести России какой-либо ощутимый ущерб. Воспринимать подобные угрозы всерьёз - просто глупо, ведь данными угрозами эти люди пытаются привлечь внимание к собственной персоне либо, как в случае с директором Павлоградского химзавода, к предприятию, находящемуся на грани краха. Привлечь внимание по рецепту Моськи из басни Крылова.