COVID-19: рыцари плаща и... пробирки
© astrazeneca.com
Одна вакцина будет для богатых, другая - для бедных?

COVID-19: рыцари плаща и... пробирки

Всемирная «гонка вакцин» приближается к стадии разделения заветного препарата от коронавируса на две категории - для богатых и для всех остальных
10 июля 2020, 06:16
Реклама
COVID-19: рыцари плаща и... пробирки
© astrazeneca.com
Одна вакцина будет для богатых, другая - для бедных?
Читайте нас на: 

Четыре страны Евросоюза - Италия, Франция, Германия и Нидерланды - уже закупились ещё не созданным «чудо-снадобьем» для профилактики COVID-19 от британской компании AstraZeneca. По контракту (стоимость неизвестна), подписанному компанией с Европейским альянсом инклюзивных вакцин (IVA), будет поставлено 400 миллионов доз уже до конца текущего года. Общая производительная мощность линий AstraZeneca, предназначенных для производства вакцины, составляет два миллиарда доз. Отдельные контракты компания заключила с Великобританией и США.

При этом AstraZeneca заявила о справедливом «глобальном» доступе к потенциальной вакцине против COVID-19, разработанной Оксфордским университетом. Отмечается, что поставки в бедные страны, и в первую очередь Индию, будут осуществляться по соглашениям с Коалицией за инновации в области обеспечения готовности к эпидемиям (Coalition for Epidemic Preparedness Innovations, CEPI), Глобальным альянсом по вакцинам и иммунизации (Gavi the Vaccine Alliance) и Индийским институтом сыворотки (Serum Institute of India, SII). Стоимость заключённых с CEPI и Gavi контрактов составляет 750 миллионов долларов за 300 миллионов доз. Также AstraZeneca заключила лицензионное соглашение с SII на поставку одного миллиарда доз для стран с низким и средним уровнем дохода при обязательстве предоставить 400 миллионов доз до конца года. Стоимость этого контракта также неизвестна.

AstraZeneca заключила лицензионное соглашение с SII на поставку одного миллиарда доз для стран с низким и средним уровнем дохода.
© astrazeneca.com
AstraZeneca заключила лицензионное соглашение с SII на поставку одного миллиарда доз для стран с низким и средним уровнем дохода.

Повод для недоверия

С «лекарством для богатых» всё как бы понятно. А вот вакцина от COVID-19 для бедных… Чтобы разобраться, о чём реально идёт речь - о помощи бедным или о чём- то совсем противоположном по смыслу, выясним, кто же стоит за этой «благотворительностью». Как известно, CEPI основана и финансируется Фондом Билла и Мелинды Гейтс, благотворительным фондом Wellcome Trust, Всемирным экономическим форумом и ещё рядом характерных структур. Кроме того, организация получила финансирование от Европейской комиссии и правительств Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Германии, Японии, Мексики, Норвегии и Великобритании. Всего в кубышке - два миллиарда долларов, которые надо срочно освоить.

А теперь внимание! Посмотрим, чьи представители входят в научно-консультативный комитет CEPI, который и будет определять вектор финансирования. На первый взгляд, всё вроде бы почти пристойно - Лондонская школа гигиены и тропической медицины (эксперименты с Эболой и аналогичными заболеваниями), Национальный институт здоровья США, Центр США по контролю и профилактике заболеваний (кстати, имеют программы в сфере биооружия) и ряд медицинских ведомств других стран.

Но как в списке участников оказались две организации с откровенно одиозной репутацией - Медицинский исследовательский институт Билла и Мелинды Гейтс, который отметился разработкой вакцины от столбняка, вызывающей бесплодие (в Кении от этой вакцины пострадали 2,3 миллиона девочек и женщин), а также главный разработчик американского биологического оружия - Военно-медицинский НИИ инфекционных болезней армии США (USAMRIID)?

Главный разработчик американского биологического оружия - Военно-медицинский НИИ инфекционных болезней армии США.
© usamriid.army.mil
Главный разработчик американского биологического оружия - Военно-медицинский НИИ инфекционных болезней армии США.

Вот какие убаюкивающие слова в ответ на этот совсем не риторический вопрос нашёл главный исполнительный директор AstraZeneca Паскаль Сорио: «Мы неустанно работаем над тем, чтобы выполнить наше обязательство по обеспечению широкого и справедливого доступа к оксфордской вакцине по всему миру, причём без прибыли (а $2 млрд для AstraZeneca, получается, уже не прибыль?). Сегодняшний день знаменует собой важный шаг, помогающий нам снабжать [вакциной] сотни миллионов людей по всему миру, в том числе в странах с самыми низкими доходами». И, заметьте, ни слова о последствиях применения противостолбнячной вакцины четы Гейтс в Кении!

…Но деньги вперёд

Желание не забыть о бедных, конечно же, похвально... Но посмотрим, что сообщает про свою вакцину от коронавируса сам Оксфордский университет: «Университет недавно объявил о начале исследования фазы II/III по AZD1222 на 10.000 взрослых добровольцев. Другие испытания на поздней стадии должны начаться в ряде стран». В переводе с официального это означает, что вакцина ещё не опробована на людях, а только на макаках-резус, но…  уже готова к продаже, и ключевые слова здесь - «другие испытания на поздней стадии должны начаться в ряде стран». Буквально как в анекдоте: «Наиболее рискованные эксперименты проводятся на наименее ценных членах экипажа».

Однако продолжаем изучение университетского сайта: «Вакцина ChAdOx1 nCoV-19 создана из вируса (ChAdOx1), который представляет собой ослабленную версию вируса простуды (аденовируса), вызывающего инфекции у шимпанзе, причём генетически изменённого, так чтобы его было невозможно воспроизвести у людей. Генетический материал был добавлен к конструкции ChAdOx1, которая используется для получения белков из вируса COVID-19 (SARS-CoV-2), называемого Spike-гликопротеином (S). Этот белок обычно находится на поверхности SARS-CoV-2 и играет существенную роль в процессе заражения вирусом SARS-CoV-2».

Идея в основном понятна. Но вот что университет заявляет о самом важном - работает ли вакцина вообще: «Чтобы оценить, работает ли вакцина для защиты от COVID-19, специалисты нашей команды сравнивают количество инфекций в контрольной группе с количеством инфекций в вакцинированной группе. Для этого небольшому количеству участников исследования необходимо привить COVID-19. Как быстро мы достигнем требуемых показателей, будет зависеть от уровня передачи вируса в сообществе. Если передача остаётся высокой, мы можем получить достаточно данных через пару месяцев, чтобы увидеть, работает ли вакцина».

Исследования в лаборатории AstraZeneca
© astrazeneca.com
Исследования в лаборатории AstraZeneca

Продолжение ещё интереснее: «Что если вакцина не сработает? Значительная часть вакцин, которые проходят клинические испытания, не работает. Если мы не сможем доказать, что вакцина защищает от вируса, мы проанализируем прогресс, изучим альтернативные подходы, такие как использование разного количества доз, и потенциально остановим программу...»

И всё, на этом, как говорится, занавес! Но деньги AstraZeneca и университету к этому моменту всё равно будут уплачены…

Кстати, AstraZeneca тоже признает, что вакцина может и не работать, но при этом отмечается, что «компания стремится к развитию клинической программы с быстротой и расширением производства в условиях риска». То есть не исключено, что вакцина не сработает или будет иметь побочные эффекты. Тем не менее из условий заключённых контрактов понятно, что в любом случае она будет протестирована… на людях. И хорошо, если всё обойдётся эффектом плацебо. А что если случится, как в истории с вакциной от столбняка, созданной за счёт Фонда Гейтсов и рекомендованной ВОЗ? Каких побочных эффектов гражданам стран третьего мира, выступающих в роли подопытных кроликов, ждать на этот раз? AstraZeneca безмолвствует…

Вирусологи в погонах

А повод призадуматься имеется. Обратимся ещё раз к сайту компании AstraZeneca: «AstraZeneca получила лицензированные коронавирусно-нейтрализующие антитела от Университета Вандербильта, США, и планирует внедрить их в клиническую разработку в качестве потенциальной комбинированной терапии для профилактики и лечения COVID-19». По всей видимости, здесь речь идёт о вакцине для богатых. Но вот содержание следующего абзаца: «AstraZeneca также подписала межведомственное соглашение (по COVID-19) с Агентством перспективных исследовательских проектов в области обороны (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), входящим в состав Министерства обороны США, и Управлением по перспективным исследованиям и разработкам в области биомедицины Минздрава США».

Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны DARPA входит в состав Министерства обороны США.
© darpa.mil
Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны DARPA входит в состав Министерства обороны США.

Тонкость в том, что Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны никогда не было замечено в намерении спасать человечество, так как «заточено» под совершенно другие задачи - отвечает «за разработку новых технологий для использования в интересах вооружённых сил, поддержку прорывных военных исследований и преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением в военной сфере».

Эти, что ли, структуры будут заниматься вакциной для бедных?

Понятно же, что USAMRIID и DARPA, скорее всего, «рыцари плаща и пробирки», нежели мирные вирусологи. Поэтому есть небезосновательные подозрения, что их участие в создании вакцины COVID-19 имеет тривиальную цель - исследовать её применение в условиях биологической войны. И коронавирус предоставил такой  шанс.

Суды и дела AstraZeneca

Кстати, голландцы, которых AstraZeneca также готовится осчастливить своей вакциной, провели расследование и выявили, что компания имеет очень длинный список судебных исков - за последние 19 лет было возбуждено более 10 уголовных дел.

Против AstraZeneca за последние 19 лет было возбуждено более 10 уголовных дел.
© communityrights.org
Против AstraZeneca за последние 19 лет было возбуждено более 10 уголовных дел.

В 2003 году AstraZeneca признала себя виновной в незаконном сбыте своего лекарства от рака простаты (выплатила штраф в размере $64 млн и $266 млн - по гражданским искам). В том же году учёные из университета штата Иллинойс доказали, что лекарство от шизофрении, производимое AstraZeneca, увеличивает риск развития диабета (штраф $198 млн). В 2004 году последовало обвинение в мошенническом маркетинге антипсихотика Seroquel и препарата для снижения уровня холестерина Crestor (штраф - $110 млн). В 2010 году AstraZeneca заплатила $103 млн за урегулирование дела о мошенничестве с препаратом для лечения астмы и штраф в $520 млн за незаконную торговлю антипсихотическими препаратами и т.д.

Судя по размеру штрафов, нарушения более чем серьезные. Так стоит ли доверять AstraZeneca?

Чужая «игра»

Сложно представить, что правительства Германии, Франции или других западноевропейских стран согласятся на использование не доказавших эффективность и безопасность вакцин от COVID-19. И очень похоже, что западные фармкомпании (не только AstraZeneca!) намерены довести до ума вакцину для богатых за счёт эксперимента с вакциной для бедных на жителях стран третьего мира - своего рода биологическом полигоне. Вот обкатают на малоценных организмах - и получится вакцина от коронавируса для состоятельных граждан из процветающих государств. Как говорится, на блюдечке с голубой каёмочкой...

Россия в подобных грязных «играх», конечно же, не участвует.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама