Как ВПК исполняет оборонный заказ в условиях пандемии
Деградация военно-стратегической безопасности в мире не даёт российским оборонщикам расслабиться. Разрушение договорно-правовой базы в сфере контроля над вооружениями, увеличение контингента НАТО на российских границах, увеличение конфликтного потенциала на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, всё более откровенные планы США развязать противостояние с Россией и Китаем выводят на первый план задачу обеспечения обороноспособности страны.
Вижу цель, не вижу препятствий
Перед отечественным ВПК стоят амбициозные и конкретные задачи по модернизации Вооружённых сил России и оснащению армии наиболее современными и перспективными вооружениями.
Часть из этих задач уже решена. Концерн «Алмаз-Антей» передал российскому военному ведомству очередной полк ЗРС С-400 «Триумф», Каспийской флотилии передан БРК «Бал». Досрочно выполнил обязательства по оборонзаказу и концерн «Калашников», новейший автомат которого АК-12 принят на вооружение в составе комплекса «Ратник». С начала года войска получили 35 тыс. АК-12. Предприятие уже приступило к выполнению ГОЗ на 2021 год.
Как сообщил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, «в войска поставлено свыше 1.100 основных образцов вооружения, военной и специальной техники».
Среди наиболее важных стоит отметить получение РВСН в первом полугодии 10 баллистических ракет. В зенитное ракетное соединение ВВО на Дальнем Востоке поступила новейшая зенитная ракетная система на гусеничной базе С-300В4. В состав Воздушно-космических сил принят новейший комплекс зенитных ракетных войск С-350 «Витязь».
«Уралтрансмаш» передал Минобороны партию модернизированных самоходных гаубиц «Мста-С». Также войска получили первую модернизированную 203-мм самоходную артиллерийскую установку (САУ) 2С7М «Малка». Система способна стрелять снарядами с ядерным боезарядом. Вооружённым силам РФ поставлена первая партия новейшего артиллерийского комплекса «Коалиция-СВ». В сухопутные войска - новые танки Т-90М «Прорыв», а также БМПТ «Терминатор».
Авиационный полк в Красноярском крае получил пять сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. В июле 2020 года в ВКС России поступили последние два фронтовых бомбардировщика Су-34. Общее число этих современных штурмовиков в российской армии составило 92 машины. Группа «Кронштадт» и Минобороны России подписали акт приёмки первого беспилотного комплекса большой продолжительности полёта «Орион».
Первая подводная лодка класса «Борей-М» «Князь Владимир» включена в боевой состав Военно-Морского флота России 12 июня, а вторая АПЛ «Князь Олег» 16 июля спущена на воду. 21 июля в Санкт-Петербурге состоялась церемония поднятия Андреевского флага на первом серийном фрегате проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов». Черноморский флот получил новейшие разведывательные вертолёты Ка-31Р.
Безусловно, это плоды задела ещё «доковидных» времён, но отечественная оборонка продолжает реализовывать свои планы в условиях эпидемии.
COVID и санкции делу не помеха
Остановка жизни, связанная с угрозой заражения, не обошла стороной и предприятия ВПК. До 10 мая простаивал Казанский оптико-механический завод. Каменск-Уральский литейный завод, который давно сталкивается с проблемами, урезал зарплаты и отправил половину рабочих на простой. И всё-таки подавляющее большинство предприятий, переведя работников на двухсменный режим работы и приняв санитарные меры, продолжило выполнение оборонных заказов. Самая большая проблема возникла со смежниками. Например, калужским оборонщикам приходилось в срочном порядке искать новых поставщиков комплектующих или кооперироваться друг с другом. Тем не менее, как сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, несмотря на распространение в России коронавирусной инфекции, сроки выполнения государственных оборонных заказов удалось соблюсти.
По словам главы оборонного ведомства РФ Сергея Шойгу, «как мы начали год в графике, так мы его и завершим, и ничто, никакой коронавирус не помешает нам завершить этот год достойно, достичь все намеченные цели, ввести все объекты, получить всю необходимую нам технику, оборудование, вооружения, боеприпасы».
Практика подтверждает правоту министра. В частности, на предприятии «Авиастар-СП» сборка нового транспортного самолёта Ил-76МД-90А завершилась уже в условиях пандемии, и в Ульяновске начались его наземные испытания.
Подводя итоги работы за 2019 год на расширенной коллегии Минобороны, президент России подчеркнул, что «на сегодняшний день у нас уникальная ситуация в нашей новой и новейшей истории: догоняют нас». Целый ряд вооружений, не имеющих аналогов в мире, сейчас проходит испытания и готовится стать на стражу страны.
Как сообщил замминистра обороны Алексей Криворучко, российские инженеры работают над тем, чтобы увеличить максимальную скорость гиперзвуковых ракет «Кинжал» и «Циркон» до более чем 10 Махов. «Кинжалами» планируется оснастить модернизированные истребители-перехватчики МиГ-31К. Ракеты, скорость которых сейчас составляет 9 Махов, уже прошли испытания.
Новейшие лазерные комплексы «Пересвет», которые с декабря 2019 г. несут боевое дежурство в позиционных районах пяти ракетных дивизий РВСН и используются для прикрытия передвижных российских ракетных комплексов, планируется устанавливать и на самолёты. Сейчас ведутся работы по увеличению мощности комплекса, а в 2020 г. завершится разработка лазерного комплекса для уничтожения беспилотников.
Беспилотный подводный аппарат «Посейдон», оснащённый ядерной установкой, проходит испытания узлов и агрегатов. Планируется, что уже в текущем году первый уникальный боевой аппарат будет запущен с борта атомной подводной лодки «Белгород».
Менее всего известно о судьбе уникальной ракеты глобальной дальности «Буревестник». По информации открытых источников, испытания ракеты с ядерной энергетической установкой идут на полигонах Капустин Яр, Новая Земля и Ненокса, а её постановка на вооружение состоится в 2025 году.
Но и без «Буревестника» гордиться есть чем. Продолжается перевооружение РВСН комплексами «Ярс». В сентябре на них полностью перешло Иркутское подразделение. За последние годы ракетные полки и дивизии получили более 150 таких систем в шахтном и мобильном вариантах. К 2022 году оснащённость Ракетных войск стратегического назначения современными вооружениями достигнет 92%.
Продолжается работа над созданием Единой космической системы (ЕКС) обнаружения и боевого управления, которая сейчас действует в режиме опытно-боевого дежурства. В текущем году российские военные испытали новый, четвёртый по счету, спутник-инспектор, который провёл проверку отечественного космического аппарата. ЕКС станет основой космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении и обеспечит глобальный контроль земного шара. Космический эшелон российской системы предупреждения о ракетном нападении Минобороны планирует развернуть уже к 2024 году. По решению задач доведения команд управления система будет уникальной.
Готовится армия принять и истребители пятого поколения Су-57, серийное производство которых начато в мае 2019 года. Су-57 будут поступать в войска в два этапа. Первые самолёты планируется закупить с двигателями 4-го поколения, поставки которых спланированы до середины 2020 годов. А по завершении мероприятий по его испытанию с двигателем на втором этапе уже начнутся поставки с силовыми установками 5-го поколения. Государственный контракт предусматривает поставку 74 таких самолётов до 2028 г.
В минувшем году началась «эра беспилотников», новейшего оружия, ранее не применяемого в вооружённых силах. Впервые поднялся в небо и уже совершил цикл полётов тяжёлый беспилотный аппарат «Охотник», также совершил первый полёт средний беспилотный аппарат большой продолжительности полёта «Альтиус» и полностью импортозамещённый «Форпост-Р».
К слову, об импортозамещении. Закупки иностранной продукции для нужд обороны страны и безопасности государства запрещены, потому отечественным предприятиям оборонки приходится рассчитывать на собственные силы. По словам Верховного Главнокомандующего, за пять лет России удалось достичь технологической независимости более чем по 350 образцам вооружений. Как подчеркнул глава Минобороны Сергей Шойгу, «останутся западные экономические санкции или нет - в любом случае мы продолжим создавать технологически независимую систему вооружения».
«Овраги» российского ВПК
При всех очевидных успехах выполнения ГОЗ ситуация выглядит далеко не безоблачной. Сектор ОПК сталкивается с проблемой долгов и излишней закредитованности, а целый ряд важнейших предприятий страны переживает откровенно тяжёлые времена. Так ПАО «Мотовилихинские заводы», единственный в России артиллерийский завод полного цикла, сейчас реализует антикризисную программу. «Ростех» выделил предприятию миллиард рублей беспроцентного займа на исполнение обязательств по выполнению гособоронзаказа 2020 года. По программе гособоронзаказа этого года предприятие планирует отгрузку Министерству обороны РФ авиадесантной самоходной артиллерийско-миномётной установки «Нона-С», осуществит капитальный ремонт буксируемых гаубиц «Мста-Б» и самоходных гаубиц «Гвоздика», произведёт модернизацию боевых машин реактивных систем залпового огня «Град». Кроме того, предприятие продолжит совместно с НПО «Сплав» работы над новым тяжёлым огнемётом ТОС-2 («Тосочка»), который был впервые представлен на Параде Победы в Москве 24 июня 2020 года.
Известнейший челябинский «Танкоград», ЧТЗ, так и не может выбраться из кризиса. Единственный разработчик и поставщик двигателей для отечественной бронетехники стал жертвой непрофессионального управления. С 2011 г. на предприятии сменилось семь гендиректоров - бывших коммерсантов, юристов, педагогов.
Автору знакомы сотрудники завода, которые сообщают о падении зарплат в 2-3 раза и переходе на неполный рабочий день. В итоге ЧТЗ сорвал выполнение ГОЗ-2019: как явствует из заводского приказа № 82к от 5 февраля 2020 года, план выпуска двигателей специального назначения выполнен лишь на 54%. Есть информация, что заводом заинтересовалась Объединенная машиностроительная группа. Возможно, вхождение «Танкограда» в её состав позволит легендарному заводу выйти из кризиса.
В сложной финансовой ситуации оказался и Воронежский «Электроприбор», который обладает уникальными компетенциями по ремонту систем пилотирования для истребителей-перехватчиков и производству оборудования для измерения скоростей всех типов самолётов, а также единственным в России производителем приёмников воздушного давления, применяемых на всех типах самолётов. Более того, похоже, только это предприятие может выполнить ремонт пилотажной системы дальних перехватчиков, способных нести новейшую гиперзвуковую ракету «Кинжал». Сейчас завод распродаёт «непрофильные» активы, оставляя только связанные с изготовлением военной продукции.
Под угрозой оказалось выполнение ГОЗ по изготовлению МРК проекта 22800. Здесь проблема уж совсем не укладывается в рамки здравого смысла. Как сообщило 23 марта 2020 г. Mil.Press FlotProm, ПАО «Звезда», производящее двигатели для этих катеров, несколько лет не может передать документы 51-му центральному конструкторско-технологическому институту судоремонта и Кингисеппскому машиностроительному заводу, о чём договорились ещё в 2018 году. Соответственно, КМЗ не может выйти на проектные производственные мощности. Опасения Минобороны также вызывает своевременность поставок дизелей и дизель-генераторов для кораблей противоминной обороны проекта 12700, шифр «Александрит». Неисполнение промышленниками договорённостей в итоге влияет на общую эффективность организации полноценной серийной постройки уже двух крупнейших серий кораблей для ВМФ России.
По-прежнему «болезнью» оборонного сектора остаются хищения. Как завил Генеральный прокурор РФ, по итогам 2019 г. «пресечено более 36,5 тыс. нарушений законов, возбуждено 437 уголовных дел, удалось добиться возмещения ущерба в размере 4,6 млрд рублей.
Вместе с тем уже не первый год мы говорим о вовлечении в кооперацию по оборонному заказу фирм-однодневок, которых только в прошлом году выявлено 3,7 тыс.». Примером может служить скандал вокруг производства ракеты «Сармат». Генпрокуратура выяснила, что из 3,2 млрд рублей, выделенных Роскосмосу на подготовку испытаний, около миллиарда могло быть выведено и обналичено подрядной компанией ООО «Москапстрой» через цепочку однодневок. В итоге самое грозное российское ядерное оружие, которое уже должно было пройти лётные испытания, «пылится» на ГРЦ им. Макеева.
Возникают и вопросы об общей экономической эффективности сектора ВПК, что обсуждалось уже на уровне президента РФ. Среди проблем, как указывают руководители оборонных предприятий Татарстана, близкая к нулю, а то и отрицательная рентабельность продукции, изготовляемой по ГОЗу, проблемы с получением авансов от Минобороны, мелкосерийность производства, недостаточность средств на НИОКР. Но главное - это «бухгалтерский» подход к производственным вопросам. Как пишет «Бизнес-газета», опубликовавшая декабре 2019 г. обширный материал о ситуации на предприятиях ВПК, «в 2018 году введён постатейный мониторинг траты денег по гособоронзаказу.
Условно говоря, если до этого завод мог оптом закупить материалы и на ГОЗ, и на экспортную продукцию, и на гражданскую, то теперь закупки по линии Минобороны идут отдельной статьёй». Не нужно быть экономистом, чтобы понять: если ранее завод мог закупать материалы оптом для всей линейки производства, теперь необходимо производить закупки для ГОЗ отдельно. Что, естественно, крайне накладно ввиду небольших объёмов.
Отсутствие экономической эффективности предприятий, вовлечённых в исполнение оборонзаказа, крайне настораживает. Перед глазами пример СССР, экономику которого «съела» оборонная промышленность. В качестве меры повышения рентабельности оборонке предлагается наращивание выпуска гражданской продукции. Мера крайне полезная с точки зрения кумулятивного инновационного эффекта в экономике РФ, но она не может быть панацеей.
Очевидно, что предприятиям ВПК, исполняющим ГОЗ, необходима большая самостоятельность. Мелочный контроль никогда не способствовал росту производительности. Главное - результат.