В других СМИ
Загрузка...
Основной боевой танк Франции - Leclerc.

Французский танк Leclerc «само совершенство» или не совсем идеал

На днях анонимные, но, как говорится, хорошо информированные источники сообщили, что ОАЭ передадут Иордании 80 танков Leclerc (AMX-56)
12 октября 2020, 13:00
Реклама
Французский танк Leclerc «само совершенство» или не совсем идеал
© armyrecognition.com
Основной боевой танк Франции - Leclerc.

Благодаря галльским бронекатам Иордания станет вторым зарубежным эксплуатантом этого французского танка, до сих пор остающегося во многом «вещью в себе», хотя, с технической точки зрения, ряд специалистов считает эту машину самим совершенством среди танков стран НАТО.

Справка

Машина разрабатывалась с конца 1970 годов французским государственным концерном GIAT Industries (в настоящее время Nexter), первое время работавшим над танком в сотрудничестве с немецкими конструкторами, затем самостоятельно. В 1982 году прототип танка получил индекс ЕРС (Engin Principal de Combat), то есть по-русски ОБТ (основной боевой танк).

В итоге танк назвали Leclerc в честь Филиппа Мари Леклерка, сподвижника генерала Де Голля. Сборка опытной партии началась в 1989 году, а полноценное серийное производство - в 1991-м. В 1990 годах Leclerc был самым дорогим танком в мире. В ценах 2011 года его стоимость составила 9,3 млн долл., в то время как американский M1A2 «тянул» всего-то на какие-то 7,56 млн долл., а российский Т-90 (по некоторым данным) обходился покупателям в 4 млн долл.

Комфортный и красивый, но мощный и лёгкий

О технических особенностях этого чудо-танка можно говорить много и со вкусом, так как они действительно интересны. К примеру, Leclerc обладает необычным сочетанием сложных, традиционных и активных компонентов брони. Лобовая часть корпуса, по данным разработчиков, защищена от подкалиберных снарядов в секторе обстрела 30 градусов от его продольной оси вдвое эффективнее, чем у других машин стран НАТО.

Справка

Leclerc вооружён французской 120-мм гладкоствольной пушкой CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов со сгорающей гильзой. Боеприпасы взаимозаменяемы с другими гладкоствольными пушками НАТО того же калибра. При этом скорость бронебойного сердечника подкалиберного оперённого снаряда, выпущенного из этого орудия, составляет 1.750 метров в секунду.

Между прочим, французская пушка превосходит по своим характеристикам немецкую Rh-120/L44, американскую М256 и советскую 2А46М. Хотя есть и недостатки: высокая стоимость, сложность изготовления и невысокий, в принципе, ресурс - всего каких-то там 400 выстрелов. Ну, и ещё одно отличие Leclerc от собратьев по ремеслу - автомат заряжания с транспортёром ленточного типа.

Но французы были бы не французы, если забыли бы о комфорте пусть даже и на борту боевой машины. В Leclerc удобно и даже по-своему шикарно, так как пушечный отсек закрыт. Чтобы оценить, что имеется ввиду, надо быть танкистом и понюхать пороху, как минимум, на манёврах.

На вопрос, что даёт закрытый пушечный отсек, отвечаю пытливым неофитам: это снижает загазованность башни при стрельбе, а танкисты лишены неприятной возможности попасть под казённик орудия при выстреле или в момент работы пушечного стабилизатора вертикальной плоскости.

Слишком много технических новинок

Продолжаем мысленно обходить французский танк по кругу. А вот и ещё одна любопытная деталь: изгиб орудийного ствола, меняющийся при активной стрельбе, учитывается датчиком на основе лазера малой мощности, а бортовой компьютер самостоятельно вносит необходимые поправки для компенсации линии прицеливания. Иными словами точность у пушки теоретически филигранная - прямо как у ручки Dupont!

Но любовь к красоте не мешает грозной машине оставаться тем, чем она по определению является: средством ускоренного уничтожения живой силы противника и его техники.

У этого «Чужого» (по крайней мере, для нас) почти 20-тонная башня поворачивается на 180 градусов за пять секунд. Что повышает точность стрельбы и снижает влияние угловых и линейных перемещений шасси на вооружение. Спаренный с пушкой 12,7-мм пулемёт может служить для пристрелки на ближних дистанциях (на расстоянии до 600 метров его пули имеют сходную со снарядами траекторию). Второй пулемёт калибра 7,62 мм установлен у люка наводчика или командира. Он легко снимается и может применяться как ручной.

Стоит отметить, что 60-тонный AMX-56 на 10 тонн легче, чем большинство ОБТ стран НАТО. Это даёт известные преимущества, прежде всего, по части проходимости и скоростных характеристик. В пользу выбора Leclerc говорит и известная военспецам его топливная экономичность. Он может проехать 340 км без дозаправки, по сравнению с 260 км у того же Abrams. Это существенно снижает логистическую нагрузку на подразделения обеспечения.

Но, пожалуй, главное, что отличает «француза», это то, что он буквально под завязку напичкан электроникой.

Все системы объединены в единую сеть. Бортовой компьютер общается с экипажем через цветные мониторы и при помощи речевого информатора. Короче говоря, по бумагам это весьма совершенная машина. Но проблема в том, что с момента своего создания Leclerc особо и не воюет.

Всё-таки дорогая игрушка?

Как-то одного полковника материально-технической бригады французской армии журналисты американского издания War is Boring спросили, что он думает о Leclerc.

Офицер (здесь важно отметить - в отставке) ответил: «Вы знаете, мы заплатили бешеные деньги за то, что мы никогда не будем использовать этот танк в бою».

Это, конечно, шутка. Но, как и в каждой шутке, здесь есть большая доля правды. Французские военные с удовольствием использовали и продолжают использовать легкобронированную технику во многих конфликтах - Афганистан, Конго, Кот д'Ивуар, ЦАР, Мали, - а вот ОБТ в боях практически не принимал участия.

Разве что в 2015 году ОАЭ - не Франция! - отправили два батальона танков Leclerc в Йемен для участия в гражданской войне на стороне экс-президента Йемена Мансура Хади. И вот там, на территории безумно воинственной арабской страны, где стволов больше, чем в США, несколько единиц Leclerc было-таки обездвижено противотанковыми системами.

В двух случаях танк подорвался на фугасах, в третьем - в борт машины прилетела граната РПГ, которая была уничтожена при помощи комплекта AZUR, а в четвёртом случае сработала ПТУР (скорее всего, 9М113 комплекса «Конкурс») во фронтальную проекцию, в результате чего погиб механик-водитель, а командир танка был ранен в ноги. Ещё один Leclerc мог быть повреждён, не находясь непосредственно на поле боя. Это произошло, когда хуситы выпустили ракету 9М79 комплекса «Точка» по авиабазе Мариб.

Справка

Комплект оборудования AZUR для ОБТ Leclerc включает в себя, в частности, дистанционно управляемую установку FNH ARROWS с 7,62-мм пулемётом, фальшборта из новых композиционных материалов, защиту кормовой части машины и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Кроме того, предусмотрена защита всех отверстий и углублений, расположенных в корпусе и башне танка, от «коктейлей Молотова», а также механическое усиление всех наружных деталей и узлов танка для сведения к минимуму риска их разрушения особенно отчаянным бойцом, прыгнувшим на танк, к примеру, со второго этажа какого-нибудь здания.

Задел на будущее

Так или иначе, иностранные заказчики и эксплуатанты высоко оценили качественные характеристики танка. В 2016 г. французы, полные оптимизма, представили новую модификацию машины - Leclerc XLR Scorpion.

На «Скорпионе» установлена новая электроника и модульные комплекты брони. В частности, комплект, оптимизированный для противостояния ПТУР. И ещё один - для защиты от самодельных взрывных устройств, в котором одна из подсистем отвечает за глушение сигналов сотовой связи.

По правде говоря, французы сильно задержались с модернизацией своего ОБТ, так как боевая машина уже более двух десятков лет существует в одной и той же модификации. Тем не менее теперь процесс уж точно запущен и с этого года до 2028-го планируется построить 200 модернизированных бронекатов и обновить единицы, уже стоящие на вооружении французской армии (всего французы располагают примерно четырьмя сотнями этих машин). Между прочим, стоимость контракта около 330 миллионов евро.

Справка

Модернизация не коснётся вооружения. Как и прежде танк будет оснащаться стандартной 120-мм пушкой (хотя техническая возможность поставить в башню 140-мм пушку есть). А основными боеприпасами станут бронебойные подкалиберные снаряды APFSDS и кумулятивные снаряды HEAT (High-Explosive Anti-Tank).

В целом, модернизированный Leclerc предназначен для использования в рамках современной стратегии так называемой многосредной войны (multi domain warfare). Если попытаться дать русскую версию военного термина, то такую войну можно назвать «многоплановой».

Такая стратегия подразумевает, что в будущем боевые операции будут проводиться одновременно по множеству направлений - на суше, воде, в воздухе, в космосе и киберпространстве.

Перед сторонами конфликта будет возникать сразу множество многоплановых угроз, какие-то станут основными, а какие-то - только отвлекающими. И тот, кто точнее оценит и эффективнее ответит на этот «букет» вызовов, тот и выйдет победителем.

Как представляется французским (да и в целом натовским) стратегам, Leclerc XLR Scorpion - весьма удачный инструмент для формирования многопланового ответа.

Leclerc мог бы считаться самым передовым танком мира, если бы не наш Т-14. Разговоры о том, что XLR станет «убийцей» «Арматы» - не более чем досужая болтовня (хотя бы потому, что Leclerc так и останется с пушкой 120 мм). Факт же - очень упрямая вещь, и в данном случае он заключается в том, что пока Штатам и Европе не удалось создать конкурента нашему перспективному ОБТ.

И даже великолепные французские инженеры отстают от российских танкостроителей. Есть много шансов, что отставание сохранится ещё надолго. Мы честно надеемся, что навсегда.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама