В жертву «Новичка» - теперь только Навального
Только личное
Начну с одного своего собственного неприятного предчувствия. Когда только-только прошла информация, что германская клиника Charite в ситуации с Навальным запросила помощь у бундесвера и британской военной лаборатории в Портон-Дауне, сразу возникла мысль, что без пресловутого «Новичка» тут не обойдётся и что в «анализах» наверняка «всплывёт» это пугало западного обывателя. Даже если бы их брали не у самого коматозного блогера, а у пластикового манекена.
Уж больно для Запада момент удачный - выставить Россию в крайне негативном свете именно в момент триумфа её вакцины против COVID-19, противостояния пророссийских и прозападных сил в Белоруссии и подвешенного состояния «Северного потока-2».
На Западе политические традиции в отношении России давно выродились в гибридную войну. «Традицией» стала дезинформация и откровенные фейки, санкции, кибератаки, спонсирование терроризма в Сирии и на Кавказе, и «телефонного» с территории Украины, а также попытки навязать цветную революцию. «Скрипалиные истории» хоть и поутихли, но взбудоражить общественное мнение аналогичным информационным вбросом - это мечта любого политика и пиарщика Запада. Тем более что на кону многомиллиардные прибыли тамошних фармкорпораций, которые делить их с Россией не собираются.
Время атаки выбрано не случайно
Есть одна, на первый взгляд, странная закономерность. В последние годы, в моменты наивысшего политического триумфа России, против неё обязательно случаются грандиозные провокации, проводимые Западом. Вот характерные примеры.
Зимние Олимпийские игры 2014 в Сочи проходили с 7 по 23 февраля 2014 года. Пока мир пребывает в восхищении от грандиозного спортивного праздника, 22 февраля случается политический переворот на Украине. Его сценаристы и режиссёры очень тонко рассчитали, что Россия в этот момент не будет вмешиваться хотя бы из давнего олимпийского принципа прекращения войн во время проведения Игр.
Чемпионат мира по футболу 2018 года прошёл в России с 14 июня по 15 июля. Это состязание по уровню его организации и комфорта назвали лучшим чемпионатом мира за всю его историю. Пока в Москве и других городах проведения восхищённые болельщики со всего мира в корне меняли ранее навязанное западной пропагандой видение России, в этот момент Британия инициирует вторую серию «Новичка», где на сей раз его «жертвой» становится семейная чета городка Эймсбери, расположенного рядом с Солсбери. Якобы муж подобрал на улице флакончик с отравой внутри, и полагая что это духи, презентовал своей жене. Британские эксперты из лаборатории Портон-Даун быстренько «определили», что это тоже химоружие, что и «обнаруженное» в крови у Скрипалей, но при этом не установили место его производства. Для публики объявили, что его, разумеется, «подкинули» российские агенты. Практически сразу США, Франция, Германия и Канада согласились с доводами Британии, что российские власти «почти наверняка» причастны к отравлению в Солсбери и Эймсбери. Хотя очевидно, что вот эта «почти правда» к правде отношения не имеет.
А теперь приключается кома Навального, причём аккурат в момент триумфа российской вакцины от коронавируса...
Кому выгоден скандал
Разберём, откуда растут ноги скандала с Навальным. Кто громче всех голосит о его «отравлении»? США, Британия, Германия и Евросоюз в целом. А теперь, по логике, следующий вопрос - чьи фармкомпании могут не получить сверхгигантских прибылей, если российская вакцина завоюет мировой рынок? Чтобы ответить на него, проведём небольшой анализ организаций, участвующих в разработке вакцины против коронавируса.
В США - это Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID) в сотрудничестве с биотехнологической компанией Moderna, Вашингтонский университет в Сент-Луисе, Военно-медицинское командование Соединённых Штатов в Форт-Детрике, Научно-исследовательский институт армии Уолтера Рида в Сильвер-Спринге, фармацевтическая компания Pfizer в партнёрстве с немецкой компанией BioNTech, биофармацевтическая компания Sorrento Therapeutics и ряд других компаний.
В Великобритании - это Институт Пирбрайта, Кембриджский университет, Имперский колледж Лондона, компания AstraZeneca.
В Германии - это уже упомянутая BioNTech, а также биотехнологическая компания CureVac, которую по весне, на панической коронавирусной волне, с подачи Трампа пытались купить гиганты американской фарминдустрии за 1 миллиард долларов.
В Евросоюзе - университет Копенгагена, итальянская компания Takis и другие.
Очевидно, что скандал не просто выгоден, а крайне необходим гигантам фарминдустрии США, Британии, Германии и Евросоюза.
Как была организована провокация
Важно понимать, что главный элемент гибридной войны - это дезинформация. То есть, введение в заблуждение собственных и чужих народов посредством вранья политиков, экспертов и СМИ. За ложным обвинением следуют санкции. В ситуации с Навальным и Белоруссией, даже ещё не разобравшись, что произошло на самом деле, их введения тут же потребовали американские и европейские политики. Причём абсолютно не воспринимаются какие-либо доводы нашей страны.
В частности тот факт, что в лаборатории НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифософского в биологических жидкостях пациента Навального какие-либо фосфорорганические соединения, к коим причисляют «Новичок», а также препараты, ингибирующие холинэстеразу, обнаружены не были. Ранее их также не смогли обнаружить и в омской больнице. Зато их оперативно «обнаружили» в секретных химлабораториях бундесвера и Портон-Дауна. Вероятно, даже не включая соответствующее оборудование...
Выше мы назвали основных бенефициаров скандала, а теперь разберём, как это было организовано. Здесь имела место трёхходовка. Ход первый - по заказу западных фармкомпаний Госдепом и приближёнными к нему аналитическими структурами была разработана операция по дискредитации вакцины в стиле: «Какая ещё российская вакцина, если они людей "Новичком" травят!» Этим же заодно бросается тень на российское руководство и особенно на его усилия в части недопущения майдана в Белоруссии.
Ход второй - сам акт «отравления» Навального.
Ход третий и самый важный - информационная война против России с главными целями повестки:
- «отравление» Навального;
- опять тот же самый «Новичок»;
- нарушение Конвенции о запрещении химического оружия;
- вмешательство России в дела Белоруссии;
- остановка строительства «Северного потока-2».
«Новичок» на Западе давно не новичок
Секрет создания в СССР целой линейки отравляющих веществ на основе фосфорорганических соединений, которых классифицировали общим названием «Новичок», стал известен на Западе после эмиграции в США в 1995 году сотрудника Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) Вила Мирзаянова. Он первым публично рассказал о существовании отравляющего вещества нового поколения. Ещё один сотрудник того же НИИ Леонид Ринк прокомментировал это так: «После публикации Вилом Мирзаяновым формул создать химическое оружие на основе "Новичка" может любое государство, где есть опыт создания оружия массового поражения. Его могут создать в США, Великобритании и других развитых странах. Кроме того, синтезировать это вещество может любая фармакологическая корпорация в лаборатории».
Так что следы этой отравы, «вдруг обнаруженные» в анализах Навального, вероятнее всего, имеют американское или британское происхождение. Кстати, главным белорусским оппозиционерам надо бы поостеречься «печенек» Госдепа, а то вполне могут оказаться внеплановыми клиентами клиники Charite с соответствующим анализом из Портон-Дауна. Ничего личного, просто Западу нужны «сакральные жертвы»...
Кто и как нам противостоит в гибридной войне
США в попытке закрепить за собой состояние однополярного мира ещё в 1998 году приняли доктрину информационных операций. В ней два ключевых момента. Первый - информационные операции проводятся как в мирное, так и в военное время. Второй - операции смогут быть наступательными и оборонительными. Наступательные - это как раз случай «отравления» Навального, когда Россию обвиняют в том, что она не совершала, а оборонительные - это попытки назвать фейками российское видение этой ситуации и заявление о подтасовке анализов коматозного блогера.
Проанализируем, кто формирует антироссийскую повестку на западном медийном поле. Во-первых, это Госдепартамент США и его отдел публичной дипломатии. У американцев официально 16 разведслужб, но внутри Госдепа тоже есть своя 17-я разведслужба, которая прорабатывает внешнеполитическую повестку. При Госдепе есть центр открытой информации, где анализом занимаются 500 экспертов. Там же есть департамент информации и печати. Анализом информации также занимаются мощный аналитический центр на базе библиотеки Конгресса США и такие структуры как RAND Corporation и Stratford.
В обеспечении эффективности кампании «борьбы с иностранной пропагандой и дезинформацией» особую роль играет партнёрство Госдепа и Министерства обороны США. Выделяет на эту работу десятки миллионов долларов из своего бюджета Пентагон. Именно этими деньгами оплачивается взаимодействие Госдепа с частным бизнесом и неправительственными организациями за рубежом, включая российские НКО со статусом «иностранного агента».
Во-вторых, это ещё один влиятельный аналитический центр - Национальный совет по разведке (National Intelligence Council). В него входят не только представители разведсообществ США, но и политологи и аналитики, не входящие в разведсообщество. К примеру, директор Центра Евразии Джорджтаунского университета профессор политологии Анжела Стент. Совет готовит отчёт по трендам и формирует повестку дня на четыре года вперёд.
В-третьих, у НАТО есть Комитет общественной дипломатии (CPD), который действует как консультативный орган Североатлантического совета (NAC) по вопросам коммуникации, СМИ и взаимодействия с общественностью. Он даёт рекомендации для NAC о том, как способствовать пониманию общественностью и поддержке целей НАТО. В этом отношении Комитет отвечает за планирование, реализацию и оценку стратегии общественной дипломатии НАТО. У него есть концепция стратегической пропаганды и специальные планы на ближайшие два года.
Также существует множество более мелких структур, как, например, рабочая группа Европарламента по стратегическим коммуникациям «Восток» (East StratCom), которая борется с якобы фейками от российской пропаганды.
В чём опасность гибридной войны Запада против России. Во-первых, формируется единая повестка дня участников информационного поля. Сказали сверху, что «Навальный отравлен "Новичком"» - все политики, эксперты и медиаресурсы это сразу же подхватили. Нет каких-либо сомнений и дискуссий, ибо «вашингтонский обком всегда прав».
Во-вторых, создаются длинные горизонты планирования, как, например, подготовка политического переворота на Украине.
С российской вакциной пришлось импровизировать, так как Запад столь раннего её появления никак не ожидал. «Следы» PR-войны против российской вакцины сейчас наверняка можно обнаружить по вдруг распухшим бюджетам ведущих западных PR-агентств и по внеплановым закупкам Пентагона разного рода информационных услуг.
Отдельно надо сказать по Германии, которая является нашим партнёром по «Северному потоку-2» и многим другим проектам. И вроде бы очернение России ей не выгодно. Но всё дело в том, что внешняя политика этой страны определяется не в Берлине, а в Госдепе США. Договор от 21 мая 1949 года ограничивает суверенитет ФРГ до 2099 года в пользу западных стран-победительниц. В их банках должен храниться золотой запас ФРГ, они контролируют СМИ и политические партии Германии, а каждый канцлер должен подписывать канцлер-акт, гарантирующий следование договорённостям. Поэтому заявление Меркель вразрез с объективными анализами по Навальному - это следование всё той же линии подчинения.