Спасибо Байдену: БРИКС стал символом ускользающей гегемонии Запада
Когда в 2006 году на глобальном небосклоне загорелась звезда БРИК, который после присоединения Южноафриканской республики стал БРИКС, мало кто мог представить, какой грандиозный размах будет у этой организации.
Завершившийся на днях саммит стран БРИКС в Казани стал наглядным свидетельством начертания уже не в фантазиях, а наяву контуров нового многополярного мира. И столица Татарстана не случайно стала местом проведения этого грандиозного саммита. Этим ненавязчиво подчёркивается, что акцент постепенно смещается на Восток, и становится очевидным, что новый экономический клуб объединит прежде всего экономики глобального Юга.
Бенефициаром этого форума стал президент России Владимир Путин, которому ещё недавно западные СМИ прочили роль изгоя.
Вашингтону ныне не до глобального Юга
А что с американским глобальным лидерством, по которому, как утверждают американские политики, так исстрадалось человечество? Это, кстати, был один из любимых тезисов покойного американского ястреба, республиканского сенатора Джона Маккейна. Даже самый успешный президент-демократ последнего десятилетия Барак Обама любит говорить о том, как народы ожидают от Соединённых Штатов исключительной лидерской роли. Но где же она? Во время саммита БРИКС участники не слишком были озабочены существованием глобального Запада.
В ходе предвыборной кампании в США кандидаты не только говорят о внутренних экономических проблемах, но и уделяют особое внимание отношениям с западными союзниками, особенно со странами НАТО. Дональд Трамп хочет заставить западные страны увеличить расходы на оборону, давая понять, что не намерен в случае прихода к власти тратить на это американские деньги. Камала Харрис, в свою очередь, идёт по дороге, проторённой ещё Джо Байденом, уповавшим на западную солидарность в противостоянии с Россией.
О странах Юга почти не говорят, американские политики вспоминают о них, лишь когда речь заходит о глобальном потеплении.
Пока что Джо Байден остаётся у власти, но своей манерой руководства он, скорее, напоминает привидение. Максимум, на что его хватает, это на поддержку Камалы Харрис и на попытки уговорить Израиль остановить бойню в Палестине.
Следует отметить, что Белый дом все последние годы терял продуманную стратегию доминирования в мире. И не только потому, что появлялись новые центры силы, новые индустриальные и технологические локомотивы, такие как Индия, Бразилия и Южная Африка, и, конечно же, мировая держава, глобальный соперник Соединённых Штатов - Китай. А ещё и потому, что американская администрация испытывает серьёзнейшие экономические проблемы в самой стране. Растущая дороговизна жизни и изрядная инфляция делают для миллионов американцев мечту о процветании призрачной. А кандидаты в президенты тем временем в отчаянной борьбе не стесняются в выражениях, оскорбляя друг друга. Камала Харрис без зазрения совести называет Трампа фашистом, он же считает её умственно несостоятельной и не способной сформулировать ни одно предложение до конца. Какой уж тут глобальный Юг и его проблемы? Соединённым Штатам с трудом удаётся удерживать лидерство в западном блоке.
Военные события на Украине мешают сохранять хоть какое-то единство среди западных стран в противостоянии с Россией.
Масштаб саммита в Казани подтверждает провал стратегии на изоляцию России
Западные обозреватели отмечают беспрецедентный размах форума в Казани и резюмируют, что попытки изолировать Российскую Федерацию из-за проведения СВО оказались тщетными. Даже критики России на Западе вынуждены, скрепя сердце, признать, что в дипломатическом смысле форум - несомненная победа России и её президента. В частности, это констатирует старший научный сотрудник института Кеннана в Вашингтоне Уильям Померанц. В течение многих лет западные критики отвергали БРИКС как не слишком значимую организацию. Но на своём ежегодном очередном саммите этот альянс победительно продемонстрировал, как далеко он продвинулся: в трёхдневном мероприятии в Казани приняли участие высшие руководители из 36 стран, а также Генеральный секретарь ООН, это с уважением вынуждена была констатировать BBC.
К тому же БРИКС официально приветствовал четырёх новых членов - Египет, Эфиопию, Иран и Объединённые Арабские Эмираты. Ожидается, что вскоре может последовать и дальнейшее расширение членского состава. Фурор произвело и участие в форуме БРИКС президента Турции Реджепа Эрдогана, единственного лидера страны - члена НАТО. Это ли не свидетельство того, что Вашингтон не может безраздельно повелевать уже и некоторыми своими союзниками?
Новые стратегии членов БРИКС
БРИКС, который уже давно позиционирует себя как альтернативу западным моделям глобального управления, получает всё больше и больше признательности и внимания в мире. Сегодня этот альянс приобретает всё большую значимость и влияние, опираясь на растущее недовольство политикой и финансовыми структурами Запада. При этом каждый из его участников стремится защитить свои интересы. Россия выстраивает для себя альтернативные связи и финансовые инструменты взамен утраченных в результате западных санкций возможностей, ищет новые рынки, чтобы восполнить недостающие европейские. Гиганты экономики Индия и КНР получают возможность приобретать российские энергоносители по преференциальным ценам. Например, Индии сотрудничество в БРИКС с её давним конкурирующим партнёром Китаем помогает в медленных и осторожных усилиях по ослаблению напряжённости в отношениях с Пекином. Это, вероятно, дало премьер-министру Нарендре Моди необходимое дипломатическое и политическое пространство для встречи с председателем КНР Си Цзиньпином на полях саммита. Россия здесь оказалась в важной ипостаси посредника между двумя великими азиатскими державами. Она призывала их подняться над разногласиями во имя глобального сотрудничества. И это позволило решить Индии и Китаю сложности в вопросах на границе, урегулировать противоречия.
Таким образом, две крупнейшие незападные экономики, две мощнейшие державы признали на период саммита российское посредничество. Кроме того, БРИКС позволил Индии продвигать свой основной внешнеполитический принцип стратегической автономии, согласно которому она стремится сбалансировать отношения с широким спектром геополитических игроков, не вступая формально ни с кем из них в союз. Дели поддерживает важные партнёрские отношения, как двусторонние, так и многосторонние, как на Западе, так и за его пределами.
В этом смысле присутствие Индии во всё более укрепляющемся БРИКС и отношения с его членами могут быть сбалансированы её участием в возрождающейся Индо-Тихоокеанской четвёрке и её прочными связями с США и другими западными державами.
Страховка от непредсказуемости
Страны БРИКС будут неуязвимыми для санкций из-за снижения зависимости от доллара, предполагает газета The New York Times, комментируя саммит.
Это влиятельное американское издание отмечает, что многие участники БРИКС рассматривают объединение как определённую страховку от непредсказуемого поведения США в меняющемся мире. Вступление в БРИКС является «ставкой на экономику».
Развивающиеся страны убеждены, что Новый банк развития, который создали участники этого экономического альянса, проявляет к государствам большую терпимость, в отличие от Международного валютного фонда и Всемирного банка, в которых доминирует Запад и, в особенности, США.
К несомненным практическим достижениям форума следует отнести договорённости о создании алмазной и зерновой бирж, где будет осуществляется торговля независимо от традиционных западных площадок.
Газета The Washington Post, обсуждая саммит и его итоги, сконцентрировала внимание на противоречиях между его участниками. Следует признать, что у каждого из них свои интересы, и они не всегда согласны с Россией. Очевидно, что та же Индия прочно включена в экономическую систему Запада и не хочет, чтобы альянс приобретал антизападные очертания.
Премьер-министр Индии Моди, выступая на саммите, призвал Россию и Украину прекратить боевые действия и решать спорные вопросы за столом переговоров. Китай и Бразилия также выступили с мирной инициативой, подразумевающей остановку боевых действий и начало переговоров. Впрочем, это было почти сразу отвернуто Киевом.
Бразилия в лице Лулы, не приехавшего по болезни на форум, наложила вето на членство в БРИКС Венесуэлы, которая отчаянно нуждается в помощи перед лицом давления со стороны США, и, ещё ранее, на членство Никарагуа. Таким образом, даже внутри БРИКС, который по своей сути является антиимпериалистическим объединением, возникают политические противоречия.
Американские СМИ подчёркивают, что у участников форума разные цели. Россия, Китай и Иран, сталкиваясь с давлением со стороны Запада, крайне заинтересованы в создании альтернативы платёжной системе SWIFT. Недаром торговля между Россией и Китаем уже на 95% осуществляется в национальных валютах этих стран.
Для других стран это не столь критично, они за экономическое сотрудничество, но не хотят уходить от долларовых расчётов полностью и осложнять отношения с Западом, ибо нуждаются в западных технологиях и кредитах. Помимо Индии, другой влиятельный сторонник того, чтобы БРИКС не превратился в антизападное объединение, - это Бразилия.
Сокращение БРИК придумал ещё в 2001 году один из руководителей инвестиционного банка Goldman Sachs Джим О’Нил для обозначения четвёрки развивающихся стран, обладавших потенциалом стремительного экономического роста. Сейчас же на страницах Gulf Times он не слишком оптимистично оценивает перспективы объединения.
«Саммит 2024 года, несомненно, будет включать в себя множество громких заявлений о создании альтернативы глобальной валютной системе, основанной на долларах США. Но до тех пор, пока ключевые участники, а именно Китай, серьёзно не отнесутся к открытию своих собственных счетов движения капитала и финансовых рынков, этого не произойдёт», - считает он. И отчасти это правда.
Новой системы платежей пока нет, и путь к ней будет долгим, если это когда-то и будет достигнуто. Во всяком случае, в итоговом коммюнике саммита БРИКС подчёркнута необходимость создания новых финансовых инструментов и осуждена санкционная политика большой двадцатки.
Но, между тем, это объединение, альтернативное G7, благополучно существует, и большая часть человечества предпочитает строить своё экономическое развитие хоть с учётом роли ВТО и большой двадцатки, но всё же во многом автономно. Очевидно, что большинство стран мира уже ищут пути, альтернативные тем, которые обеспечивало миру «американское лидерство» в последние десятилетия. Укрепление БРИКС - один из признаков ослабления североамериканского могущества и модели мира, основанной на гегемонии США.