США - Китай: холодная война становится горячее
Несмотря на то, что антикитайская политика предыдущей администрации уже довела отношения двух стран до состояния «холодной войны», а её продолжение грозит обернуться и вовсе глобальной катастрофой, пришедшая в Белый дом команда Джо Байдена не намерена от неё отказываться. Более того, она наращивает усилия в этом направлении.
КВАДратура натовского круга
Так, 12 марта по инициативе Вашингтона в виртуальном формате состоялся первый в истории саммит лидеров США, Индии, Японии и Австралии в рамках «Четырёхстороннего диалога по безопасности» (QUAD - КВАД), или «четвёрки», как ещё называют это объединение. В США не скрывают, что придают КВАДу, созданному в 2007 году с только угадывающейся тогда антикитайской направленностью, большое значение, рассматривая его, говоря словами советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, в качестве «фундамента, на котором можно строить американскую политику в Индо-Тихоокеанском регионе».
А посему стремятся всячески оживить объединение, втянуть в него как можно больше стран, и не только азиатских, но и европейских, превратить его в военно-политический альянс, в своего рода «азиатское НАТО», и использовать в антикитайских целях.
Естественно, пока Вашингтон не особо афиширует, что собирается придать КВАДу военный характер. Тот же Салливан, комментируя итоги саммита лидеров стран «четвёрки», даже специально подчеркнул, что «это не военный альянс и не новое НАТО». Однако практические действия КВАДа говорят об обратном. Нельзя не видеть, что в них всё больший акцент делается на военную составляющую. К примеру, в прошлом году прошли широкомасштабные учения военно-морских сил США, Индии, Австралии и Японии «Малабар-2020». Они продолжались практически весь ноябрь, охватив акваторию от Бенгальского залива до Аравийского моря, и были посвящены отработке совместных действий по проведению противолодочных и десантных операций, а также использованию ракетного оружия.
Совместные военно-морские учения «четвёрки» пройдут и в этом году, в начале апреля. Причём в них примут участие и ВМС Франции. Как сообщила японская газета The Yomiuri Shimbun, в манёврах, районом проведения которых вновь выбран Бенгальский залив, будут задействованы эсминцы и подводные лодки пяти государств, и их целью станет отработка совместных действий для отпора Китаю. Решение о проведении этих манёвров было принято на встрече лидеров стран «четвёрки».
Итогом виртуального саммита также стало совместное заявление, которое опубликовал на своём сайте Белый дом. «Мы будем и дальше поддерживать приоритет международного права в морской сфере, опираясь в особенности на Конвенцию ООН по морскому праву, а также способствовать сотрудничеству, в том числе по вопросам морской безопасности, чтобы отвечать на вызовы, с которыми в районе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей сталкивается морской порядок, основанный на правилах», - говорится в этом документе.
Выражая своё удовлетворение результатами саммита, Джо Байден в свою очередь сказал, что «четвёрка» призвана стать одной из ключевых площадок для сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе. «Эта группа играет особо важную роль, поскольку она нацелена на поиск практических решений и достижение конкретных результатов», - подчеркнул американский президент.
Блинкен и Остин снесли мир Индо-Тихоокеанскому региону
Созданию антикитайского фронта, но уже на двухсторонней основе, был посвящён и первый визит в Индо-Тихоокеанский регион представителей новой американской администрации - глав внешнеполитического и военного ведомств Энтони Блинкена и Ллойда Остина, состоявшийся на этой неделе. Отправляясь в турне, они разместили в газете «Вашингтон пост» статью, в которой в очередной раз отметили, что Индо-Тихоокеанский регион постепенно превращается в центр глобальной геополитики. «Там живут миллиарды людей, там находятся состоявшиеся и усиливающиеся державы, а также пять союзников Америки, с которыми у неё существуют договорные отношения. Плюс к этому по морским коммуникациям этого региона осуществляется значительная часть морских перевозок», - отмечается в статье.
Нельзя не обратить внимания, что, говоря о выстраивании отношений с союзниками, американские политики не скрывают, что вся эта работа связана с безопасностью, благосостоянием и экономическим благополучием американского народа. Подчеркнём, что речь идёт не о безопасности и благополучии тех же союзников или региона в целом, а только самих американцев. И в этом заключается вся суть действий США, которым по большому счёту наплевать на союзников, для Вашингтона главное - использовать их для защиты американских интересов.
И ещё. Обвиняя Китай в том, что он «в полной мере готов использовать методы принуждения, добиваясь своего», Соединённые Штаты не хотят замечать, что они поступают точно так же.
Достаточно напомнить, что с окончания Второй мировой войны США более 50 раз пытались свергнуть иностранные правительства, большинство из которых было избрано демократическим путём, и бомбили население более чем 30 стран, что они тем самым лишили жизни несколько миллионов человек и обрекли ещё многие миллионы на нищету и страдания.
Да и в статье в «Вашингтон пост» по сути говорится о том, что объединение с союзниками необходимо Соединённым Штатам, чтобы заставить Китай отказаться от своих целей на региональном и мировом уровне.
Не случайно выбраны в этом плане и страны, куда отправились американские посланцы - Япония и Южная Корея. Во-первых, в Вашингтоне считают их наиболее надёжными и ценными американскими союзниками в регионе, с которыми вместе с тем администрация Трампа несколько подпортила отношения. Во-вторых, и у Японии, и у Южной Кореи есть территориальные претензии к Китаю, которые они надеются удовлетворить с помощью США. И, в-третьих, между самими этими странами существуют серьёзные противоречия, которые не позволяют им выстраивать нормальный диалог и взаимодействие.
Поэтому целью поездки американских политиков было объявлено, и об этом говорится в статье в «Вашингтон пост», желание Белого дома наладить отношения с ключевыми союзниками США после хаотичной внешней политики бывшего президента США Дональда Трампа, а также мобилизовать их на противодействие напористости Пекина в регионе. При этом подчёркивалось, что успех этой миссии укрепит позиции США на американо-китайской встрече на Аляске.
Следует также отметить, что по пути в Токио глава Пентагона залетел на Гавайи и посетил находящийся там штаб Индо-Тихоокеанского командования Вооружённых сил США. И тому есть своё объяснение.
Справка
Это командование является крупнейшим в вооружённых силах США, в зону ответственности которого включён регион площадью 260 млн км² (около 52% поверхности Земли) простирающийся от вод у западного побережья США до западного побережья Индии и от Арктики до Антарктики. В настоящее время в составе Индо-Тихоокеанского командования насчитывается более 2.000 боевых самолётов, 200 кораблей и подводных лодок и более чем 370 тысяч военнослужащих и гражданских лиц. Их основная часть расположена в Японии и в Южной Корее. Большая группировка сил также находится на острове Гуам, с которого поддерживается оперативная деятельность всех сил, действующих в регионе.
Именно это командование должно сыграть главную роль в военном противостоянии с Китаем. «В настоящее время мы проводим 90 учений каждый год в Индо-Тихоокеанском регионе. Для того чтобы изменить расчёты наших противников, мы должны лишить их возможности контролировать воздушное и морское пространство вокруг Первой островной цепи. Вооружённые силы США должны быть готовы воевать в жёсткой конкурентной среде против высокотехнологичных противников, минимизируя при этом своё обнаружение в сферах боевых действий», - заявил недавно глава командования адмирал Филипп Дэвидсон. Отметим, что Первую островную цепь составляют Тайвань, Окинава и Филиппины, которые Китай рассматривает как первую линию своей обороны.
Своё пребывание в штабе Индо-Тихоокеанского командования Ллойд Остин использовал для изучения состояние дел в этом формировании. На встрече с командным составом глава Пентагона также довёл до него, говорится в официальном пресс-релизе, своё видение Индо-Тихоокеанского региона как приоритетного театра военных действий для Министерства обороны США.
После этого он присоединился в Токио к Энтони Блинкену, и они вместе провели переговоры с японским руководством. По совместному заявлению сторон, переговоры носили продуктивный характер и были направлены на «дальнейшее укрепление совместного потенциала сдерживания и реагирования», который играет «важную роль в обеспечении мира, безопасности и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе».
«Прежние США вернулись железобетонно»
Центральной темой переговоров стали вопросы, связанные с Китаем. В ходе обсуждения стороны заявили, что Вашингтон и Токио не будут мириться с проявлениями политики КНР, которые, по их мнению, идут вразрез с принципами нынешнего миропорядка. Также стороны указали на необходимость противодействовать «незаконным морским притязаниям Китая» в Южно-Китайском море и обеспечивать мир и стабильность в Тайванском проливе. Кроме того, министры двух стран выступили против любых действий, которые подрывают контроль Японии над островами Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море.
Прибыв 17 марта в Сеул, Энтони Блинкен и Ллойд Остин не стали терять времени и провели сразу же встречи с главой МИД Южной Кореи Чон Ы Ёном и министром обороны Со Уком. Как сообщают информагентства, американские эмиссары на них без устали повторяли, что «прежние США вернулись», что «американо-южнокорейский альянс будет железобетонным и вечным». Подобные словоизлияния потребовались им в связи с тем, что при администрации Трампа отношения между странами оказались в тяжелейшем кризисе из-за требований Вашингтона в пять раз увеличить расходы Южной Кореи на содержании американских войск в стране. Сеул был согласен на 13 процентов, но до подписания соглашения дело тогда так и не дошло.
Оно было достигнуто только при нынешней американской администрации, 7 марта, а 18 марта состоялась его подписание. Согласно ему, доля Южной Кореи в общих расходах на оборону увеличится на 13,9% по сравнению с предыдущим соглашением. С 2022 года южнокорейская доля расходов будет ежегодно увеличиваться соразмерно росту оборонного бюджета за предыдущий год. Таким образом, в следующем году этот показатель вырастет на 5,4%. Соглашение вступит в силу после его ратификации национальным собранием (парламентом) Республики Корея.
На подписании соглашения присутствовали Блинкен и Остин, которые отметили важность нахождения американских войск на территории Южной Кореи «для укрепления мира и безопасности в регионе». Они также подчёркивали приверженность США своим обязательствам по защите Республики Корея в рамках стратегии так называемого расширенного сдерживания, «используя для этого весь спектр возможностей». Стороны договорились совместно противостоять всем угрозам, укрепляя обороноспособность посредством проведения совместных учений и манёвров.
Справка
В период с 2016 по 2019 год военные США потратили примерно 34,3 миллиарда долларов на постоянное размещение более 83.000 военнослужащих в Японии и Южной Корее, согласно опубликованному во время визита Блинкена и Остина отчёту Государственного управления подотчётности (ГАО, счётная палата США). Это, сделала вывод ГАО, «принесло дивиденды прочному союзу с этими странами, сдерживая агрессию потенциальных врагов и обеспечивая стабильность в более широком регионе.
Иными словами, не всё уж так плохо для Америки было в этом регионе при Трампе, как это малюет Байден.
Американское решение корейского вопроса
В этой связи в центре внимания на переговорах, естественно, оказалась проблема КНДР. Энтони Блинкен, в частности, заявил, что администрация Джо Байдена пересмотрит политику в отношении Северной Кореи, поскольку ситуация в этом направлении за время правления Дональда Трампа «даже усугубилась». По его словам, в настоящее время готовится новая стратегия в отношении КНДР, главной целью которой станет достижение полной денуклеаризации Северной Кореи и установление прочного мира на Корейском полуострове.
Однако эти слова не более чем текущая риторика Вашингтона, направленная лишь на зарабатывание политических очков на международной арене и сохранение Южной Кореи в качестве союзника. На деле США постоянно накаляют обстановку вокруг КНДР, обостряют межкорейскую конфронтацию и продлевают раскол корейской нации. Кстати, Блинкен не стал отрицать, что при подготовке новой стратегии по КНДР рассматриваются и военные варианты решения проблемы Северной Кореи.
Американские эмиссары подчёркивали важность двустороннего союза, называя альянс важнейшим фактором поддержания мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, Индо-Тихоокеанском регионе и в мире в целом. Они также указали на важность трёхстороннего сотрудничества с участием Японии и пообещали «продолжать продвигать устремлённое в будущее взаимовыгодное сотрудничество, направленное на продвижение мира, безопасности и процветания в регионе».
Кроме того, говорилось о необходимости серьёзной корректировки внешнеполитической стратегии Южной Кореи в отношении ключевых стран и поддержки усилий по укреплению мира и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. То есть делались недвусмысленные намёки на необходимость присоединения Южной Кореи к КВАДу с его антикитайской направленностью. Однако Сеул вряд ли пойдёт на такой шаг, поскольку масштабы экономического сотрудничества между Китаем и Южной Кореей полностью превосходят масштабы экономического сотрудничества между США и Южной Кореей.
Удастся ли Ллойду соблазнить Индию антикитайским яблоком раздора
После Сеула дороги американских министров разошлись - глава Пентагона направился в Индию, а госсекретарь - на Аляску. В Дели Ллойд Остин намерен обсудить с индийским коллегой Раджнатхом Сингхом укрепление военного сотрудничества между двумя странами. Следует заметить, что США пытаются, играя на противоречиях между Пекином и Дели, втянуть Индию в свои антикитайские планы. Однако Индия, идя на расширение контактов с США, не намерена отказываться от провозглашённой ею стратегической автономии. Даже её участие в КВАДе не следует, очевидно, принимать как знак поддержки американских планов в отношении этого объединения.
Свидетельством тому является и то отдельное заявление, с которым выступил премьер-министр Индии Нарендра Моди по поводу проведённого саммита «четвёрки». «Встреча на высшем уровне показала, что КВАД достиг совершеннолетия. Мы будем работать вместе, теснее, чем когда-либо прежде, для продвижения наших общих ценностей и содействия безопасному, стабильному и процветающему Индо-Тихоокеанскому региону», - заявил Нарендра Моди, назвавший объединение «четвёркой глобального добра».
Совершенно очевидно, что Индия не собирается подыгрывать американцам, понимая, что те преследует только интересы США. Вот и перед визитом Остина в Дели, главе Пентагона поступило письмо американского сенатора Роберта Менендеса с призывом поднять во время переговоров вопрос о приобретении Индией российской зенитно-ракетной системы С-400. По словам сенатора, если Индия решит продолжить сделку по закупке С-400, то это ограничит её возможности по сотрудничеству с США в деле разработки и закупки чувствительных военных технологий. «Я ожидаю, что вы внесёте ясность во все эти проблемы в беседах с вашими индийскими коллегами», - подчеркнул сенатор.
Напомним, контракт на поставку Индии пяти полковых комплексов С-400 стоимостью 5,43 млрд долларов был подписан во время визита президента России Владимира Путина в Индию в октябре 2018 года. Несмотря на угрозу введения американских санкций, индийская сторона неоднократно заявляла о решимости получить системы С-400 и, более того, обращалась к Москве с просьбой форсировать поставки. Как отмечают в Дели, обладание С-400 значительно укрепит безопасность страны.
Анкориджские «посиделки» до добра не довели
Естественно, на фоне сколачивания Соединёнными Штатами фронта противостояния Китаю внимание мирового сообщества не могла не привлечь встреча представителей Вашингтона и Пекина в Анкоридже (штат Аляска). При этом было понятно, что ждать от неё каких-то прорывов не приходится, исходя из того, как стороны накануне встречи изложили свои позиции. Пекин, получив отказ Вашингтона на своё предложение перезагрузить отношения стран, заявил, что будет настаивать на отмене ограничительных мер в отношении компаний и официальных лиц КНР. В свою очередь Вашингтон объявил, что намерен довести до КНР, в каких конкретно сферах США хотят видеть изменение курса Пекина.
Собственно говоря, так оно и произошло. Стороны даже не стали принимать совместное заявление по итогам этой встречи. Кстати, в ходе переговоров Джейк Салливан заявил, что США не стремятся к конфликту с Китаем, но будут жёстко отстаивать свои принципы. При этом он подчеркнул, что нынешнее американское правительство гордится своей работой, направленной на то, чтобы «оживить альянсы и партнёрства» Вашингтона, являющиеся «фундаментом внешней политики» США.
В свою очередь представители Пекина потребовали не вмешиваться во внутренние дела Китая и обвинили оппонентов в лицемерии. Об этом говорилось и на недавних «двух сессиях» - очередных заседаниях Всекитайского собрания народных представителей и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая.
«США постоянно и нагло вмешиваются во внутренние дела других государств под прикрытием демократии и прав человека. Это создаёт множество проблем в мире, является причиной потрясений и войн. Чем скорее Вашингтон вернётся к здравомыслию, тем раньше в мире восстановится спокойствие», - подчёркивалось в ходе работы этих руководящих органов Китая.
При этом отмечалось, что Китай не может не учитывать действия США, направленные на усиление противостояния с КНР, и вынужден принимать активные меры по повышению обороноспособности страны и дальнейшему развитию национальных вооружённых сил. Так, принято решение об увеличение оборонного бюджета страны в этом году на 6,8 процентов. В результате он составит 1,355 трлн юаней (209 млрд долларов). Они будут направлены на дальнейшее совершенствование военного строительства и модернизацию вооружённых сил с таким расчётом, чтобы они к своему 100-летнему юбилею, который будет отмечаться в 2027 году, стали одной из сильнейших в мире армий.