SWIFT, санкции и американское «кино» про агрессивную Россию
Ситуация вокруг Украины, которую США окончательно запугали вторжением российских «полчищ», чем-то напоминает атмосферу в зрительном зале, когда места заняты, попкорн запасён, но экран ещё не светится. Поэтому каждый занят делом по душе.
Например, американские сенаторы-демократы под шумок готовят законопроект, предполагающий введение санкций против высшего российского руководства. Джозеф Байден уже объявил, что санкции коснутся даже Владимира Путина, если он «осмелится напасть на Украину». Такая же участь ожидает высокопоставленных российских военных, включая министра обороны Сергея Шойгу и начальника Генштаба Валерия Герасимова. Параллельно будут введены санкции против российских банков и госдолга, против владельцев сырьевых компаний и, конечно же, в отношении газопровода «Северный поток-2».
Как же без «трубы»? Американцы так не могут...
Впрочем, некоторые в Старом Свете уже начинают понимать, что с американским «кино» про нападение России на Украину что-то не то, и из ЕС уже исходит пока что слабый, но час от часу нарастающий гул недовольства. Дело в том, что Евросоюзу, который с момента своего зарождения конкурировал с США (в этом, собственно, и заключалась цель его создания), война в Европе абсолютно не нужна. Не особо нужны ЕС и санкции против России, при помощи которых Вашингтон ставит палки в колеса европейской экономике. Все отлично понимают, что отключение России от платёжной системы SWIFT, через которую проходят уведомления о миллионе транзакций в день, лишит европейские банки существенных барышей.
К тому же, к Соединённым Штатам SWIFT никакого отношения не имеет. У них есть свой PayPal - крупнейшая дебетовая электронная платёжная система, позволяющая клиентам оплачивать счета и покупки, отправлять и принимать денежные переводы. Её показатели - более 200 миллионов зарегистрированных пользователей и работа с 25 национальными валютами. А уничтожение конкурентного платёжного шлюза SWIFT (штаб-квартира в Брюсселе) автоматически увеличивает объём транзакций американского «обменника».
Надо отметить, что Россия и Китай давно готовились к подобному развитию событий, год от года налаживая и тестируя собственные системы внутренних сообщений между банками. Предусмотрительная Европа также обзавелась альтернативными системами обмена платёжными поручениями, зачастую конкурирующими даже со SWIFT. Поэтому европейцы, чтобы без проблем покупать российский газ и после введения санкций, скорее всего, переведут сделки в евро или в швейцарский франк, а это автоматически ослабит позиции доллара как резервной валюты.
Тем более, опыт уже имеется. Когда по настоянию США Иран был отключён от системы SWIFT, Германия, Франция и Великобритания достаточно оперативно создали альтернативный инструмент взаиморасчётов с Ираном - INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges - «Инструмент поддержки в торговых операциях»), позволивший обходить американские санкции.
Кроме того, надо помнить, что система SWIFT в хорошем смысле этого слова - частная лавочка из 3 500 банков и финансовых организаций. Надзор за системой отдан центробанкам крупнейших западных экономик, которые в последнее время очень неохотно реагируют на различные голоса из-за океана. И чтобы SWIFT использовать как инструмент санкций, необходимо согласие как минимум десяти стран.
К слову, после возвращения Крыма России в 2014 году, к просьбе США и Киева отключить Россию от SWIFT отнеслись серьёзно только средства информации самих Соединённых Штатов и масс-медиа Украины. А страны-учредители SWIFT, со своей стороны, выступили с требованием прекратить давление на независимую структуру. В SWIFT тогда подчеркнули, что являются обычным коммерческим каналом коммуникации, платформой для надёжной связи, а не инструментом для наложения санкций.
При этом отключение от SWIFT никак не скажется на повседневной жизни обычных граждан России. Как уже отмечалось, у российского ЦБ давно имеется собственный аналог для обмена платёжными поручениями между российскими банками.
Так что не SWIFTом единым живёт мировая экономика и международный товарообмен. И вообще жизнь - это не американское кино.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.