Терминаторы XXI века: на воде и под водой

Российский полностью автономный беспилотный подводный аппарат «Посейдон» не имеет аналогов в мире
Реклама
Терминаторы XXI века: на воде и под водой
© youtube.com
Читайте нас на: 

История создания морских роботизированных систем началась в 1898 году в Мэдисон-сквер-гардене, когда на выставке известный сербский изобретатель Никола Тесла продемонстрировал радиоуправляемую подводную лодку. Некоторые считают, что идея создания водоплавающих роботов вновь проявилась в Японии в конце II Мировой войны, но на самом деле применение «человеко-торпед» было слишком иррациональным и малоэффективным.

После 1945-го развитие морских телеуправляемых аппаратов пошло по двум направлениям. В гражданской сфере появились глубоководные батискафы, впоследствии развившиеся до роботизированных исследовательских комплексов. А военные КБ старались создать надводные и подводные аппараты для выполнения целого спектра боевых задач. В итоге в США и России были созданы различные беспилотные надводные аппараты (БНА) и беспилотные подводные аппараты (БПА).

Морские роботы США

В военно-морских силах США необитаемые морские аппараты стали применяться сразу после II Мировой войны. В 1946 году во время испытаний атомных бомб на атолле Бикини ВМС США дистанционно осуществляли сбор проб воды с помощью БНА - радиоуправляемых катеров. В конце 1960-х на БНА устанавливалась аппаратура дистанционного управления для траления мин.

В 1994 году ВМС США опубликовали документ UUV Master Plan (Генеральный план по БПА), который предусматривал использование аппаратов для противоминной борьбы, сбора информации и океанографических задач в интересах флота. В 2004 году был опубликован новый план по подводным беспилотникам. В нем описывались миссии по разведке, противоминной и противолодочной борьбе, океанографии, связи и навигации, патрулированию и охране морских баз.

Сегодня в ВМС США классифицируют БНА и БПА по размерам и особенностям применения. Это позволяет разделить все роботизированные морские аппараты по четырем классам (для удобства сравнения применим эту градацию и для наших морских роботов).

None
© navsea.navy.mil
None

X-Class. Аппараты представляют собой небольшие (до 3 м) БНА или БПА, которые должны обеспечивать действия групп сил спецопераций (ССО). Они могут вести разведку и обеспечивать действия корабельной ударной группировки (КУГ).

Harbor Class. БНА разрабатываются на базе стандартной 7-метровой лодки с жестким каркасом и предназначены для выполнения задач обеспечения морской безопасности, ведения разведки. Кроме того, аппарат может оснащаться различными огневыми средствами в виде боевых модулей. Скорость таких БНА, как правило, превышает 35 узлов, а автономность работы составляет около 12 часов.

Snorkeler Class. Представляет собой семиметровый БПА, предназначенный для противоминной борьбы, противолодочных операций, а также обеспечения действий ССО ВМС. Скорость под водой достигает 15 узлов, автономность - до 24 часов.

Fleet Class. 11-метровый БНА с жестким корпусом. Разработан для противоминной борьбы, противолодочной обороны, а также участия в морских операциях. Скорость аппарата варьируется от 32 до 35 узлов, автономность - до 48 часов.

Теперь рассмотрим БНА и БПА, которые стоят на службе ВМС США или разрабатываются в их интересах.

CUSV (Common Unmanned Surface Vessel). Беспилотный катер, относящийся к Fleet Class, разработан компанией Textron. В его задачи будут входить патрулирование, разведка и ударные операции. CUSV похож на обычный торпедный катер: 11 метров в длину, 3,08 м - в ширину, максимальная скорость - 28 узлов. Он может управляться либо оператором на дистанции до 20 км, либо через спутник на расстоянии до 1.920 км. Автономность работы CUSV составляет до 72 часов, на экономичном режиме - до одной недели.

CUSV
© navsea.navy.mil
CUSV

ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continous Trail Unmanned Vessel). Принадлежащий к Fleet Class 140-тонный БНА - автономный тримаран. Предназначение - охотник за подводными лодками. Способен разгоняться до 27 узлов, дальность плавания - до 6.000 км, автономность - до 80 суток. На борту имеет только сонары для обнаружения подлодок и средства связи с оператором для передачи координат найденной субмарины.

Ranger. БПА (X-Class), разработан компанией Nekton Research для участия в экспедиционных миссиях, заданиях по обнаружению подводных мин, разведывательных и патрульных миссиях. Ranger рассчитан на непродолжительные задания, при общей длине 0,86 м он весит чуть меньше 20 кг и двигается со скоростью порядка 15 узлов.

REMUS (Remote Environmental Monitoring Units). Единственный в мире подводный робот (X-Class), принимавший участие в боевых действиях в ходе Иракской войны 2003 года. БПА разработан на базе гражданского исследовательского аппарата Remus-100 фирмы Hydroid, филиала компании Kongsberg Maritime. Решает задачи проведения противоминной разведки и подводно-инспекционных работ в условиях мелкого моря. REMUS оснащен гидролокатором бокового обзора, обладающим повышенной разрешающей способностью (5х5 см на дистанции 50 м), доплеровским лагом, приемником GPS, а также датчиками температуры и удельной электрической проводимости воды. Масса БПА - 30,8 кг, длина - 1,3 м, рабочая глубина - 150 м, автономность - до 22 часов, скорость подводного хода - 4 узла.

REMUS
© navsea.navy.mil
REMUS

LDUUV (Large Displacement Unmanned Undersea Vehicle). Крупногабаритный боевой БПА (Snorkeler Class). По концепции командования ВМС США, БПА должен иметь длину около 6 м, скорость подводного хода  до 6 узлов на рабочей глубине до 250 м. Автономность плавания должна быть не менее 70 суток. БПА должен выполнять боевые и специальные задачи в удаленных морских (океанских) районах. Вооружение LDUUV - четыре 324-мм торпеды и гидроакустические датчики (до 16). Ударный БПА должен применяться с береговых пунктов, надводных кораблей, из шахтной пусковой установки (ШПУ) многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния» и типа «Огайо». Требования к массогабаритным характеристикам LDUUV во многом определялись размерами ШПУ этих лодок (диаметр - 2,2 м, высота - 7 м).

Морские роботы России

Минобороны России расширяет спектр применения БПА и БНА для проведения морской разведки, борьбы с кораблями и БПА, противоминной борьбы, координированного запуска групп БПА против особо важных целей противника, обнаружения и уничтожения инфраструктуры, например силовых кабелей.

Российский военный флот, как и ВМС США, считает приоритетным направлением интеграцию БПА в атомные и неатомные подводные лодки пятого поколения. Сегодня для ВМФ России разрабатываются, а в частях флота эксплуатируются морские роботы различного назначения.

«Искатель». Роботизированный многофункциональный безэкипажный катер (Fleet Class - по американской классификации). Разрабатывается НПП АМЭ (Санкт-Петербург), сейчас ведутся испытания. Надводные объекты БНА «Искатель» должен обнаруживать и сопровождать на дальности 5 км при помощи оптико-электронной системы наблюдения, а подводные - с помощью гидролокационного оборудования. Масса целевой нагрузки катера - до 500 кг, радиус действия - до 30 км.

«Искатель»
© forums.airbase.ru
«Искатель»

«Маевка». Самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин (СТИУМ) (Snorkeler Class). Разработчик - ОАО «ГНПП "Регион"». Назначение этого БПА - поиск, обнаружение якорных, донных и придонных мин посредством встроенного гидролокатора секторного обзора. На базе БПА идет разработка новых противоминных БПА «Александрит-ИСПУМ».

«Клавесин». Созданный в АО «ЦКБ МТ "Рубин"» БПА (Snorkeler Class) в различных модификациях давно стоит на вооружении ВМФ России. Он используется в исследовательских и разведывательных целях, проводит съемку и картографирование морского дна, поиск затонувших объектов. «Клавесин» внешне напоминает торпеду длиной около 6 м и массой в 2,5 т. Глубина погружения - 6 км. Аккумуляторные батареи БПА позволяют ему пройти расстояние до 300 км. Есть модификация под названием «Клавесин-2Р-ПМ», созданный специально для контроля акватории Северного Ледовитого океана.

Устройство «Клавесин-2Р-ПМ»
© militaryrussia.ru
Устройство «Клавесин-2Р-ПМ»

«Юнона». Еще одна модель от АО «ЦКБ МТ "Рубин"». Робот-беспилотник (X-Class) длиной 2,9 м, с глубиной погружения до 1 км и автономной дальностью 60 км. Запускаемая с корабля «Юнона» предназначена для тактической разведки в ближайшей от «родного борта» морской зоне.

«Амулет». БПА (X-Class) разработан также АО «ЦКБ МТ "Рубин"». Длина робота - 1,6 м. В перечень задач входит проведение поисковых и исследовательских операций состояния подводной среды (температуры, давления и скорости распространения звука). Предельная глубина погружения - около 50 м, максимальная скорость подводного хода - 5,4 км/ч, дальность рабочей зоны - до 15 км.

«Обзор-600». Спасательные силы Черноморского флота России приняли на вооружение созданный компанией «Тетис-ПРО» БПА (X-Class) в 2011 году. Основная задача робота - разведка морского дна и любых подводных объектов. «Обзор-600» способен работать на глубине до 600 м и развивать скорость до 3,5 узла. Он оснащен манипуляторами, которые могут поднять груз массой до 20 кг, а также гидролокатором, позволяющим обнаруживать подводные объекты на расстоянии до 100 м.

«Обзор-600»
© arms-expo.ru
«Обзор-600»

«Посейдон»

Внеклассовый БПА, не имеющий аналогов в мире, требует более подробного описания. До недавнего времени проект носил название «Статус-6». «Посейдон» представляет собой полностью автономный БПА, по сути являющийся быстрой глубоководной малозаметной атомной подводной лодкой малого размера.

Питание бортовых систем и водометных движителей осуществляет ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) мощностью около 8 МВт. Реакторы с ЖМТ ставились на подлодку К-27 (проект 645 ЖМТ) и подводные лодки проектов 705/705К «Лира», которые могли достичь скорости подводного хода в 41 узел (76 км/ч). Поэтому многие специалисты считают, что подводная скорость «Посейдона» лежит в диапазоне от 55 до 100 узлов. При этом робот, изменяя скорость в широком диапазоне, может совершить переход на дальность 10.000 км на глубинах до 1 км. Это исключает его обнаружение развернутой в океанах гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует подходы к побережью США.

None
© youtube.com
None

Специалистами было просчитано, что «Посейдон» на крейсерской скорости 55 км/ч можно будет обнаружить не дальше, чем на расстоянии до 3 км. Но обнаружить - это только полдела, догнать «Посейдон» под водой не сможет ни одна существующая и перспективная торпеда ВМС стран НАТО. Самая глубоководная и быстроходная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон на скорости в 90 км/ч, сможет преследовать его только 10 км.

И это только «цветочки», а «ягодкой» является ядерная боеголовка мегатонного класса, которую может нести «Посейдон». Такой боезаряд может уничтожить авианесущее соединение (АУС), состоящее из трех ударных авианосцев, трех десятков кораблей сопровождения и пяти атомных подводных лодок. А если он достигнет акватории крупной военно-морской базы, то трагедия Перл-Харбора в декабре 1941 года понизится до уровня легкого детского испуга…

Сегодня задаются вопросом, а сколько «Посейдонов» может быть на атомных подводных лодках проекта 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», которые в справочниках обозначены как носители сверхмалых подводных лодок? Отвечаю,  достаточно, чтобы авианосцы вероятного противника не покидали своих баз назначения.

Два главных геополитических игрока - США и Россия ведут разработки и производят все новые и новые БНА и БПА. В долгосрочной перспективе это может привести к изменению морских доктрин обороны и тактикам проведения военно-морских операций. Пока морские роботы зависят от носителей, резких изменений ожидать не стоит, но то что они уже внесли изменения в баланс военно-морских сил - становится неоспоримым фактом.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама