США и Евросоюз - развод по расчёту
© mbda-systems.com
Совет ЕС выступил за создание TWISTER.

США и Евросоюз - развод по расчёту

Совет ЕС выступил за создание единой системы противовоздушной и противоракетной обороны TWISTER (Timely Warning and Interception with Space-based TheatER surveillance)
Реклама
США и Евросоюз - развод по расчёту
© mbda-systems.com
Совет ЕС выступил за создание TWISTER.
Читайте нас на: 

Европа создаёт собственную оборону. Без НАТО

Инициатива по ПВО и ПРО была утверждена на заседании министров обороны Евросоюза 12 ноября текущего года.  В программе участвуют Франция, Италия, Нидерланды, Испания и Финляндия. Страны Прибалтики и Польша решили сохранить свою верность американской оборонной доктрине. То есть оборону восточноевропейских стран обеспечит контингент из США и американские системы Mk-41 наземного базирования, а также «Пэтриот». 

Справка

Twister - один из 13 проектов PESCO, структурного военного партнёрства в рамках Евросоюза. 

Любопытно, что развивающаяся комплексная европейская система обороны уже обладает собственным бюджетом. По информации Центра стратегических исследований министерства обороны Франции, Европейский фонд обороны выделяет на новые программы около 13 миллиардов евро, что сопоставимо с оборонным бюджетом многих стран. В полной мере все проекты начнут претворяться в жизнь начиная с 2021 года.

Кстати, с оперативной точки зрения, постепенное движение в сторону создания автономной армии началось уже с 2017 года. Всего за 2 года Брюссель тихо провёл и утвердил 47 оборонных проектов, причём каждый раз застрельщиком ожидаемо выступала Франция, всегда бывшая мощной военной державой. При поддержке Парижа были утверждены такие важные направления, как разработка беспилотной подводной лодки, боевого робота для наземных вооружённых сил, а также строительство нового класса корветов.

Справка

TWISTER - самый амбициозный и дорогостоящий проект европейской «оборонки». Кстати, участие Италии в новой программе вооружений представляется абсолютно логичным, так как именно Рим помог Парижу создать новый вид ракет «воздух-земля» среднего радиуса действия (SAMP/T).

Система предназначена для перехвата баллистических ракет среднего радиуса действия, боевых беспилотников, сверхзвуковых и гиперзвуковых крылатых ракет и ударных гиперзвуковых самолётов нового поколения, а также противокорабельных ракет.

Но, помимо всего прочего, необходимо понимать, что взявшись за столь масштабный проект, фактически Европа подписалась под созданием анаэробной силовой установки. Ведь без подобной разработки непонятно, как ракета ПВО сумеет отработать по цели и перехватить её. Около месяца назад прошло заседание военно-технического совета министерства обороны Франции, на котором были определены параметры системы: перехватчик должен будет работать на границе атмосферы (выше 30 километров) на предельно высоких скоростях. Эту программу подтвердил и Эрик Беранже, глава MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia) - ракетной корпорации Европы. Он, в частности, заявил: 

«При помощи этой программы Европа отвоюет свою стратегическую оборонную автономию». 

Впрочем, Европа уже запустила другую программу раннего упреждения запуска ракет (Beyond Line Of Sight), основанную на развитии возможностей уже существующей французской ракеты среднего радиуса  действия   (программа    S-2).

А что «младодемократии»?

Польша и Прибалтика, конечно же, не обладают никаким оборонным потенциалом, позволяющим им хоть как-то участвовать в столь масштабных военных проектах с политическим прононсом - ведь речь идёт о постепенном разводе со «Старшим братом». Серьёзным финансовым ресурсом - в отличие от тех же богатых Нидерландов - нищие восточноевропейцы тоже обделены. О свободе политической воли относительно заокеанского хозяина бывшим демократам даже не мечтается. А уровень коррупции достиг там заоблачных высот ввиду того, что тот же «Пэтриот» поставляют в Польшу по в четыре раза завышенной по сравнению с другими рынками отпускной цене.

Комплекс «Пэтриот».
© wikipedia.org
Комплекс «Пэтриот».

Получается, что никакой единой Европы на западе континента ни в области геополитики, ни в области создания единой экономической системы так и не получилось.

Ставки сделаны

Ещё 7 месяцев назад специалист по отношениям между США и Евросоюзом Карл Кайзер писал на страницах The New York Times, что «спустя два года после прихода Трампа к власти французы и немцы больше верят России и Китаю, чем США».

Глубокие и зачастую неразрешимые противоречия между партнёрами по Североатлантическому альянсу были выявлены в ходе трёхдневной конференции по безопасности в Мюнхене, состоявшейся в середине февраля 2019-го года.

Справка

В ходе этого мероприятия председатель комитета бундестага по внешней политике Норберт Рентген сделал вообще удивительное, хотя, если вдуматься, вполне обоснованное заявление, что отношения Европы и Америки изменились после того, как в мир вернулось соперничество между великими державами, и Америка должна считаться с тем, что эти отношения уже никогда не будут прежними.

Хитроумный политик имел, наверное, в виду следующее: Россия сумела выжить и подняться, хотя мы, дескать, европейцы, естественно, никак не могли на это рассчитывать. Но коль скоро это произошло, то у нас снова появился на континенте сосед, с которым надо научиться если не дружить, то хотя бы ладить. Разумеется, при таком раскладе Вашингтон из партнёра по дележу советского наследства превращается в нежелательного и бесполезного навязчивого соседа, от которого лучше всего как можно скорее избавиться.

Справка

Проблемы с Европой у американцев начались уже давно: достаточно вспомнить таможенные войны в рамках GATT (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Вспомним, что США ещё полтора года назад в лице Дональда Трампа утвердили идею заградительных пошлин в размере 25-процентной наценки на импорт стали и 10-процентной пошлины на алюминий.

Страны, входящие в GATT.
© study.com
Страны, входящие в GATT.

Не менее болезненно европейцы отнеслись к грубому прекращению сотрудничества Вашингтона с Тегераном в разрезе ядерной сделки. Санкции против этого восточного государства ударили по интересам Франции и других стран Евросообщества. Но, как известно, у Америки есть только её политика, а вся остальная, даже если это политика союзников, всё равно заведомо неправильная.

Иными словами, никакой внутриблоковой свободной торговли и солидарности по обе стороны Атлантики не существует. Так что не стоит удивляться очевидному: Америка для ЕС всегда была не более чем инструментом, созданным двести лет назад для вполне определённых целей - обеспечивать стабильность и процветание западного мира в качестве мощной силы, этакого Голема с дубиной в руках. Со своей стороны, и Вашингтон следовал морали «брака по расчёту» и старался увековечить своё присутствие в коварном Старом Свете при помощи военных баз на территории разгромленной Германии и других государств «оси».

Возрождение европейской армии

После окончания «холодной войны» США продолжили ту же тактику навязывания своего присутствия при помощи военного контингента и в Восточной Европе. В этой связи американские базы на территории Польши и Прибалтики должны восприниматься, как военные базы оккупационного режима, даже если эти страны на сегодня не осознают, что на самом деле происходит. У старых европейских демократий было более 70 лет для того, чтобы оправиться от последствий Второй мировой войны, и около 30 лет посткоммунистической эпохи, чтобы забыть о былых страхах перед СССР.

Желание Германии и вкупе с ней Франции воскресить идею генерала де Голля о создании европейской армии - вполне закономерно. В этом духе Эмманюэль Макрон и выступил в Ахене (Экс-ла-Шапель), уже после конференции по безопасности в Мюнхене. И опять в России и США не обратили внимание на то, что Берлин и Париж символически выбрали для встречи бывшую столицу Каролингской империи - единого германского государства, включавшего территорию нынешних Франции и ФРГ. Одним из пунктов подписанного на встрече договора значится укрепление военно-технического и просто военного сотрудничества в рамках совместной бригады и по ряду оборонных программ.

Справка

Франко-германская бригада создана в 1989 году, как прямое следствие исторической инициативы генерала Шарля де Голля. Он предвидел такую возможность при подписании Елисейского договора, заключённого между Францией и Германией в 1963 году. От Германии тогда выступил федеральный канцлер Конрад Аденауер. Примечательно, что в тексте договора вообще не упоминается НАТО.

Солдаты франко-германской бригады на параде в Реймсе.
© wikipedia.org
Солдаты франко-германской бригады на параде в Реймсе.

Почему-то политический бомонд не заметил и ещё одну программную речь президента Франции, произнесённую им 27 августа текущего года в Елисейском дворце на совещании французских послов. А между тем был там и такой наиважнейший для понимания сегодняшней ситуации в мире пассаж: «Всё меняется. Ситуация серьёзно изменилась из-за ошибок Запада в ряде кризисов, из-за решений Америки на протяжении нескольких лет - они, кстати говоря, начались не с нынешней администрацией.

Всё это заставляет задуматься об определённых последствиях в конфликтах на Ближнем Востоке, а также переосмыслить военно-дипломатическую стратегию и даже составляющие солидарности, которую мы считали нерушимой и вечной».

Получается, что решение создать европейскую систему ПВО продиктовано не сиюминутной прихотью или игрой интересов, а новой прагматичной позицией ЕС, решившего показать США, какое место эта держава, с точки зрения европейцев, должна занимать сегодня в мире.

По сути, раскол в НАТО был предопределён роспуском Варшавского Договора. Вопрос заключался лишь в сроках «начала конца» альянса. Просто в Европе долго оставались у власти политики предыдущего поколения (что опять-таки когда-то наблюдалось и у нас). В результате в настоящее время «молодые волки» ЕС - будь то Борис Джонсон или Эмманюэль Макрон - сметают старые клише и выстраивают свою новую игру по собственным правилам.

Борис Джонсон и Эмманюэль Макрон сметают старые клише и выстраивают игру по собственным правилам.
© Jack Chan/Chine Nouvelle/Global Look Press
Борис Джонсон и Эмманюэль Макрон сметают старые клише и выстраивают игру по собственным правилам.

Возможно, европейцы никогда не станут нашими искренними друзьями, но вот партнёрами и коллегами они вполне могут быть. Ведь континент-то у нас один. А Франция вообще не раз высказывалась за Европу «от Атлантики до, как минимум, Урала».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама