Вице-адмирал Александр Моисеев: «Североморцам выпала честь первыми в отечественном Военно-морском флоте осваивать атомные подводные лодки»
«Подводные силы являются основой Северного флота и занимают особое место в структуре безопасности государства»
- Александр Алексеевич, что для вас и других подводников-североморцев означает этот праздник - День моряка-подводника?
- К этому празднику у североморцев особенное отношение, поскольку подводные силы являются основной Северного флота и занимают особое место в структуре безопасности государства. Сегодня в составе Северного флота действуют подводные лодки всех типов и классов - начиная от дизель-электрических «Варшавянок» и заканчивая атомными подводными крейсерами четвёртого поколения.
Справка
Звание Герой России капитану 1 ранга А.А. Моисееву было присвоено Указом главы государства в феврале 2011 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга. До этого (в 1994 и 2008-м) он был награждён двумя орденами Мужества, а в 2006-м - орденом «За военные заслуги»; в 2019 году - орденом «За заслуги перед Отечеством 4-й степени».
Наши подводники по праву считаются одними из лучших в своём деле. Не случайно североморцам выпала честь первыми в отечественном Военно-морском флоте осваивать атомные подводные лодки всех поколений ещё на этапе строительства и испытаний. Так было начиная с первой атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол», так продолжается и сейчас, когда на флот приходят головные корабли проектов «Борей», «Ясень» и их усовершенствованные модификации.
В соответствии с планами «Программы вооружения - 2027» уже в этом году в состав Северного флота войдут ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» (модернизированный проект 955А «Борей-А») и многоцелевая атомная подводная лодка «Казань» (проект 885М «Ясень-М»). В рамках этой же программы на различных стадиях строительной готовности находятся ещё четыре подводных лодки типа «Борей» и пять «Ясеней»; планируется закладка очередных подводных лодок. В следующем году мы примем в состав флота современную дизель-электрическую подводную лодку, оснащённую крылатыми ракетами «Калибр».
Участие наших подводников во всех этапах ходовых и государственных испытаний кораблей-новостроек позволяет нам на момент приёма этих кораблей в состав флота получить экипажи, практически полностью готовые к решению задач по предназначению.
- Ещё памятны те времена, когда из-за недостаточного финансирования корабли и подводные лодки годами стояли без ремонта у причалов. Сейчас - ситуация диаметрально противоположная. С получением новых кораблей, наверняка, изменились и условия службы подводников. Что вы можете сказать об этом?
- Если сегодня вы приедете в любой из наших гарнизонов, то обязательно обратите внимание, что многие пирсы пустуют. О чём это говорит? О том, что экипажи подводных лодок «морячат»: выполняют задачи боевой подготовки, несут боевое дежурство или выполняют боевое патрулирование. Одним словом - совершенствуют свою морскую выучку. За последние годы интенсивность боевой учёбы подводников Северного флота значительно увеличилась. Общая наплаванность подводных лодок по итогам прошлого года возросла более чем на треть. Многие офицеры-подводники командного состава уровня соединение-объединение до 200 суток в году находятся в море.
Значительно расширилась и география районов, в которых североморцы занимаются плановой боевой учебой. Так в прошлом году наши многоцелевые подводные лодки отработали ряд задач с глубоководными погружениями в различных районах нейтральных вод Норвежского моря. Подводники Северного флота приняли активное участие в учениях ВМФ России «Океанский щит», успешно действовали в Атлантике и Северном Ледовитом океане.
Мы - единственные в мире, кто регулярно не только плавает под арктическими льдами, в том числе и в приполюсных районах, но и проводит практические мероприятия с применением ракетного вооружения.
В августе прошлого года ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Тула» в сложных ледовых условиях выполнил стрельбу межконтинентальной баллистической ракетой «Синева» из района Северного полюса по боевому полю «Чижа» в Архангельской области. В это же время РПКСН «Юрий Долгорукий» выполнил ракетную стрельбу ракетой «Булава» из акватории Баренцева моря по боевому полю «Кура» на полуострове Камчатка. В ходе военных учений «Гром-2019» мы отрабатывали задачи комплексного применения стратегического и высокоточного ракетного оружия. Успешно подтвердили готовность действовать по своему предназначению экипажи атомоходов «Карелия» и «Северодвинск».
И это всего лишь малая толика ключевых эпизодов из огромного массива нашей службы, которая соткана из ежедневной и кропотливой работы, связанной с подготовкой экипажей к выполнению задач боевой подготовки, боевого дежурства и боевых служб. При этом не следует забывать, что подводники-североморцы регулярно участвуют в испытаниях новых комплексов вооружения. В ближайшей перспективе наши подводные корабли начнут испытывать гиперзвуковое оружие. Такая задача уже поставлена.
«В главной базе подводных сил Северного флота сформированы вполне комфортные условия для жизни семей военнослужащих»
- Флот и особенно подводный - это не только корабли и подводные лодки. Это ещё и огромный обеспечивающий комплекс на берегу - причалы, учебные центры и тренажёры, склады и хранилища, масса других вспомогательных учреждений. В Кольском Заполярье всё это было создано уже давно и, наверное, успело состариться. Каково состояние береговой инфраструктуры сегодня?
- Говоря о строительстве и освоении новых подводных кораблей, необходимо отметить, что параллельно развивается и система базирования, и всё, что с ней связано. Сегодня мы продолжаем успешно использовать и модернизировать её, строить новые причалы и хранилища, системы для приёма, перегрузки и обслуживания принципиально нового морского вооружения. Так, в городе Гаджиево завершено строительство новых причалов и объектов береговой инфраструктуры для обеспечения базирования кораблей современных и перспективных проектов. Идёт реконструкция системы базирования новых подводных лодок и в колыбели атомного подводного флота России - городе Заозёрске.
При этом хочу отметить, что мы не только создаём новое, но и поддерживаем в работоспособном состоянии «старое». Какие-то объекты консервируются и сохраняются на случай их возможного использования. Уверен: к этому нужно подходить рачительно и прагматично, потому что создавать с нуля гораздо сложнее и дольше, нежели «оживить» старое.
- Война, как говорится, войной, а обед - по расписанию. Расскажите, как сегодня решаются насущные социально-бытовые вопросы североморцев?
- Если кораблю для ухода и сбережения ресурса нужен причал, то человеку - нормальные социально-бытовые условия на берегу, крепкий и надёжный тыл, семейный очаг. Это - вне всякого сомнения. Сегодня во всех гарнизонах подводников, особенно в главной базе подводных сил Северного флота, на мой взгляд, сформированы вполне комфортные условия для жизни семей военнослужащих.
В том же Гаджиево на одноимённой улице возведён целый жилой квартал, включая новый детский сад и спортивный комплекс. В гарнизонах подводников налажено обеспечение служебным жильём, прекрасно работает военная ипотека.
Всё это приносит свои положительные результаты. Очень показательным примером тому - заметный рост в последние годы количества многодетных семей в наших гарнизонах. То есть, к проблемам демографии в стране подводники-североморцы тоже относятся с полной ответственностью.
«У подводников все достижения, даже самого высокого уровня, - заслуга не одного человека, а всего экипажа»
- За годы существования подводного флота десятки подводников-североморцев в мирное время были удостоены званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. Больше, чем на любом другом флоте. Почему, как Вы считаете? Чаще жизнью рисковать приходилось? Ставились более серьёзные задачи? Или на то были другие причины?
- Дело в том, что освоение и развитие подводного флота всегда было сопряжено с большим риском. А поскольку Северный флот был и остаётся колыбелью современного атомного подводного флота России, то и результаты соответствующие. Именно здесь испытывались и осваивались все проекты атомных подводных лодок и морского ракетного и торпедного оружия, и делали это наши люди.
Вообще моряки-подводники, не только североморцы, являют собой пример самопожертвования и высочайшего профессионализма, демонстрируя силу духа, храбрость, хладнокровие и мужество. Так было и так, уверен, будет. Имена тех, кто до конца выполнил свой долг, в том числе ценой собственной жизни, золотыми буквами вписаны в летопись Военно-Морского Флота нашей страны. И не случайно подавляющее большинство Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, получивших эти звания в послевоенное время, служили и служат в подплаве на Северном флоте.
Специфика службы в подводном флоте такова, что в отличие от других родов войск здесь крайне редко героизм проявляется благодаря индивидуальным качествам. У подводников все достижения, даже самого высокого уровня, - заслуга не одного человека, а, как правило, всего экипажа.
Наш легендарный подводник-североморец Герой Советского Союза Магомет Гаджиев в своё время сказал, что нигде нет такого равенства перед лицом смерти, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают. Эти его слова стали пророческими. В мае 1942 года ПЛ «К-23», старшим на борту которой был командир дивизии Гаджиев, вступила в неравный бой с тремя противолодочными кораблями фашистов и была потоплена. Никто из находившихся на борту «К-23» не уцелел. И для всех сегодняшних подводников, и для тех, кто придёт нам на смену, этот гаджиевский постулат стал негласным законом: «подводники побеждают только вместе - всем экипажем».
Сегодня в день профессионального праздника подводников хочу от души поздравить с ним всех причастных к подводному флоту. Тех, кто проектирует и строит подводные лодки; тех, кто ходил и ходит на них в море; и, конечно же, тех, кто с нетерпением ждёт своих родных на берегу.
P.S. Редакция благодарит пресс-службу Северного флота за помощь в организации и проведении интервью. С праздником!