Македонцев втащили в НАТО на аркане, хоть они и упирались
Возникает вопрос, насколько сами македонцы хотели быть в НАТО? Абсолютное большинство не хотело. Македонию буквально силком, вопреки юридическим нормам, втянули в Альянс. Штаты уломали Грецию, которая противилась вступлению Северной Македонии в НАТО из-за того, что эта балканская страна до недавнего времени называлась просто Македонией. Афины требовали изъять слово «Македония» из названия соседнего государства, поскольку считали и считают, что исторические права на это географическое название принадлежат только грекам.
США буквально принудили Грецию и тогда ещё Македонию сесть за стол переговоров и склонили греков принять название «Северная Македония», поскольку македонцы никак не хотели расставаться со словом «Македония», вокруг которого строится вся новая культурно-историческая идентичность жителей страны на протяжении всех лет её независимости после развала СФРЮ.
С момента достижения согласия с греками македонцы, в свою очередь, должны были провести референдум о переименовании страны в обмен на её вступление в НАТО и ЕС. И тут-то начался главный акт этого Марлезонского балета - абсурдный, трагикомичный и печальный одновременно. Референдум о переименовании Македонии состоялся 30 сентября 2018 года. Вопрос, поставленный в бюллетене для голосования, звучал иезуитски: «Поддерживаете ли вы вступление в ЕС и НАТО с принятием договора между Республикой Македония и Греческой Республикой?» Две трети граждан Македонии, включая в тот момент президента страны Георге Иванова, бойкотировали референдум, полагая, что торговать национально-культурной идентичностью нельзя. «За» было только оппозиционное президенту Иванову правительство премьера Зорана Заева, который, точно выполняя инструкции из США, и организовал референдум.
Накануне референдума Македония подверглась массированной политической атаке. Лидеры западного мира призывали македонцев высказаться за переименование страны. В числе агитаторов были немецкий канцлер Ангела Меркель, её австрийский коллега Себастьян Курц, президент Франции Эммануэль Макрон, генсек НАТО Йенс Столтенберг, бывшая в ту пору главой европейской дипломатии Федерика Могерини, ведущие американские политики и даже всеми забытый Джордж Буш-младший. А бывший тогда комиссаром по политике соседства и вопросам расширения ЕС Йоханнес Хан, обращаясь к македонцам, сделал пафосное заявление: «30 сентября у вас есть единственная возможность определить своё будущее. Это возможность, которая бывает раз в жизни. Решение повлияет на граждан, их детей и следующие поколения, которые ещё не родились». Все эти заявления были грубым и неприкрытым вмешательством во внутренние дела Македонии.
Однако случилось вполне предвиденное: македонцы сознательно провалили референдум. По данным государственной избирательной комиссии, явка на референдуме составила лишь 36,87% зарегистрированных избирателей при минимальном пороге в 50%. То есть, по закону референдум не мог быть признан состоявшимся.
И даже сам македонский избирком подтвердил, что плебисцит провалился, несмотря на то, что 90,85% из пришедших на избирательные участки граждан проголосовали «за». «Решение на референдуме не было принято, так как не проголосовали больше половины зарегистрированных в списке избирателей», - заявил тогдашний глава македонского избиркома Оливер Деркоски.
И что же дальше? Несмотря на народный бойкот и обструкцию со стороны президента Иванова, премьер-министр Зоран Заев поздравил македонцев с «успехом» референдума. Он выступил с пафосным заявлением о том, что большинство македонцев считает: «Республика Македония должна принять договор с Грецией и стать членом НАТО и ЕС». Скоропалительные одобрительные комментарии прозвучали из США, НАТО и ЕС. Про порог явки в 50% никто на Западе не вспомнил. Из чего всем, даже неискушённым в политике людям, стало ясно, что главным выгодоприобретателем от «положительного» исхода референдума являются США и НАТО, но прежде всего - американцы.
Вашингтон уже давно и методично захватывает территории в стратегически выгодном регионе Западных Балкан. В НАТО втянуты практически все государства, образовавшиеся на территории бывшей Югославии, которая распалась в результате спровоцированных теми же американцами войн. Исключением до сего дня были Македония, Сербия, Босния и Герцеговина (БиГ). Болгария, Албания, а также бывшие союзные республики СФРЮ Черногория, Хорватия, Словения - уже в НАТО. Косово де-факто тоже в НАТО, учитывая то, что на её территории американцы возвели свою крупнейшую на Балканах военную базу Кэмп-Бондстил.
В принципе и без Македонии США уже были полновластными хозяевами на Балканах. Спрашивается: зачем им Македония, которая даже не имеет выхода к морю, численность её армии не превышает 8 тысяч человек, а военная техника (изрядно устаревшая) осталась от бывшей Югославии? То есть, с точки зрения оперативных военных задач Македония просто никчёмная территория, учитывая, что все другие страны региона уже под колпаком США.
В этом смысле для американцев Македония, как чемодан без ручки: нести неудобно, а выбросить жалко. Но дело не в оперативных задачах, а в том, что главная цель США - соседняя Сербия, которую США пытаются окружить странами-членами НАТО. Американцы рассчитывают, что в конце концов Сербия прекратит сопротивляться и также вступит в НАТО.
А Сербия сопротивляется. Согласно регулярным соцопросам, абсолютное большинство сербов против вступления в НАТО. Сербы ещё не забыли варварские натовские бомбардировки Белграда и других сербских городов в 1999 году. До сих пор в столице Сербии, как напоминание о тех днях, стоят неразобранные здания министерства обороны и министерства внутренних дел, зияющие пустыми глазницами выбитых окон и огромными дырами в местах попадания американских «томагавков». Американцы набрались терпения, активно работают через скупленные на западные деньги ведущие сербские СМИ, «массируя» общественное сознание сербов. Расчёт такой: рано или поздно сербы должны прийти к мысли, что им тоже надо вступить в клуб «цивилизованных стран», поскольку все соседи уже члены клуба.
Последней вступившей в НАТО страной была Черногория. Там, на протяжении последних лет шли массовые и жёсткие демонстрации населения против вступления страны в НАТО. В Черногории, в отличие даже от провалившегося македонского референдума, никакого референдума вообще не было. Решение было «проведено» через парламент, послушный бессменному черногорскому лидеру и ставленнику Запада Мило Джукановичу.
Почему для США так важна Сербия? Потому что Сербия традиционно является союзником России, а сербы, в силу исторических, культурных и духовных причин, видят в русских своих братьев и защитников. И задача США - вытравить это русофильство из сербов.
Это покажется абсурдным, если брать во внимание: что (1) Сербия мала и беззащитна в стратегическом отношении и никому не в состоянии угрожать; (2) Сербия так же, как и Македония, не имеет выхода к морю; что (3) по большом счёту американцы и без Сербии уже хозяйничают на Балканах; (4) Сербия и без того уже в окружении НАТО.
Однако дело в моральной стороне вопроса. Сербия, этот «русский плацдарм» на Балканах, - кость в горле маниакальных американских стратегов. Им нужна безраздельная, бескомпромиссная власть на Балканском полуострове.
В этом контексте американцев также весьма интересует Босния и Герцеговина. Власти БиГ тоже активно обрабатываются натовскими стратегами. С Хорватско-мусульманской федерацией БиГ у США нет проблем, её не надо уговаривать, поскольку боснийские хорваты и бошняки-мусульмане традиционно тяготеют к Западу, на их стороне был коллективный Запад в 1990-х во время войн на территории бывшей Югославии. Проблемой для НАТО является вторая составная часть БиГ - Республика Сербская (РС), населённая сербами, которые в НАТО не стремятся. Более того, лидеры РС в составе БиГ постоянно говорят, что если Хорватско-мусульманская федерация будет педалировать вопрос о вступлении БиГ в НАТО без учёта мнения населения РС, или, что хуже, если хорваты и бошняки примут кулуарно с НАТО некие решения, которые будут обязательными и для сербов, тогда последние поставят вопрос о выходе из состава БиГ и о присоединении к матери-Сербии. Этого, конечно, в НАТО не хотят, поскольку это совершенно перечеркнёт не только стратегические планы по втягиванию Сербии в НАТО, но вообще поставит под вопрос хрупкий и нестабильный мир на Западных Балканах. Поэтому, как думается, если БиГ и будет втягиваться в НАТО, то только после Сербии, которая, повторяю, является главным объектом политической и медийно-пропагандистской обработки со стороны США.
Вот поэтому Македонию и втащили в НАТО, несмотря на провал референдума и мнение большинства македонцев. Именно поэтому и, вероятно, по похожему сценарию в НАТО будут втягивать и Сербию. Но должно пройти время. Правда, на кого оно будет работать и на кого сыграет в результате, это само время и покажет. В истории было множество примеров, когда мудрецы предполагали, а Бог располагал.
______
Автор - эксперт РИСИ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.