Героини Победы
За четыре года Великой Отечественной войны высшей награды страны были удостоены девять десятков защищавших Родину с оружием в руках женщин, десятки тысяч были награждены боевыми орденами и медалями. Но никакая статистика не способна учесть всех служивших Родине в военные годы. Десятки, сотни тысяч девушек и женщин спасали раненых в госпиталях, сражались в подполье и в партизанских отрядах, стояли у станков в холодных цехах оборонных заводов и растили хлеб вместо ушедших на фронт мужчин.
Низкий поклон им всем.
В «самоволку» - на передовую
В декабре 1941 года в архангельскую деревню Едьма почта доставила похоронку на её 19-летнего брата Михаила. Роза Шанина поехала в райцентр, требовала, кричала, плакала в военкомате, добиваясь, чтобы её отправили на фронт - немедленно! Но военком - не зверь же он был! - отправил несовершеннолетнюю девушку домой.
Своего она добилась в 1943-м. Розу направили в Центральную женскую школу снайперской подготовки. Курс обучения Шанина закончила в числе лучших и в начале апреля 1944 года была направлена в 338-ю стрелковую дивизию, в только что сформированный женский снайперский взвод.
Первый раз по врагу ефрейтор Роза Шанина выстрелила 5 апреля 1944 года. Уже 18 апреля «за мужество и стойкость, проявленные при выполнении боевой задачи» девушка-снайпер была представлена к первой боевой награде. Орден Славы 3-й степени Роза заслужила за уничтожение 13 солдат противника. Орден Славы 2-й степени она получила в сентябре: «за исключительную стойкость и мужество, проявленные во время ликвидации окружённой группировки противника в районе г. Витебска».
В декабре того же года «выросшая» в званиях до старшего сержанта Шанина была тяжело ранена. Удержать её в медсанбате военврачи не смогли.
«Вы бы знали, - писала девушка в дневнике, - на протяжении всей фронтовой жизни не было минуты, когда бы я не жаждала боя, хочу горячего боя, хочу идти вместе с солдатами. Я жалею, почему я не мальчик. Теперь, никто бы не обращал внимания на меня, никто бы не жалел меня, я бы воевала от всей души...»
Роза начала сбегать из медучреждения в самовольные отлучки: на передовую. Без вести пропал на фронте ещё один её брат - сестра мстила. Счёт личной мести снайпера Розы Шаниной - 59 немецких солдат и офицеров. Старший сержант славилась своим «дуплетом» - двумя прицельными выстрелами сразу по двум намеченным целям.
Когда в дивизию приехали корреспонденты «Огонька», комдив рассказал им о лучшем снайпере дивизии и познакомил с Розой. Фотография голубоглазой красавицы в военной форме появилась на обложке популярного советского журнала, а оттуда мгновенно перекочевала на страницы печатных изданий союзных стран. Умеющие подать любой материал «вкусно», американские газетчики подписали снимок русской девушки-снайпера так - «Невидимый ужас Восточной Пруссии».
Последняя запись из фронтового дневника девушки: «Из нашего 2-го батальона осталось 6 из 78». 27 января 1945-го старший сержант Роза Шанина была ранена в ожесточённом бою на подступах к Кёнигсбергу. В живот, смертельно. На следующий день она скончалась в медсанбате.
Из четырёх ушедших на войну из семьи Шаниных детей домой не вернулся ни один. А дневник Розы сохранился.
16 января 1945 года она записала: «…а на деле, что я сделала? Не больше, что обязана, как советский человек, стала на защиту Родины. Сегодня я согласна идти в атаку, даже в рукопашную, страха нет, я рада умереть во имя Родины».
Классика
Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама!
Мама!
Я дошла до цели...
Но в степи, на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Юлия Друнина
Легендарная Катюша морской пехоты
21 июня 1941 года Катя Михайлова, неполных 15 лет от роду, села на поезд в Ленинграде и поехала в Брест, где служил старший брат. Утром 22 июня на пустынном перегоне в Смоленской области поезд разбомбили немецкие бомбардировщики. В живых пассажиров осталось немного, вместе с ними Катя пешком по шпалам дошла до Смоленска. На окраине города она подошла к командиру отступающей воинской части и попросилась идти с красноармейцами. Офицер спросил, сколько ей лет. Катя, не моргнув глазом, ответила: «Восемнадцать».
Отступать пришлось с боями, и оказалось, что девочка пришлась в подразделении кстати. Не балованная жизнью детдомовка (отец-военнослужащий погиб, мама - умерла), перед войной прошла курсы медсестёр, а раненых было много. В боях под Гжатском она, маленькая и хрупкая, выносила их с поля боя десятками. А 13 сентября сама Катя получила тяжелейшее ранение: нога была перебита осколками в трёх местах. В рану к тому же попала инфекция, и в тыловом госпитале состояние Михайловой оценили как критическое.
Выжила чудом. После выздоровления военфельдшера Екатерину Михайлову определили на санитарное судно, перевозившее по Волге и Каспию раненых из Сталинграда в Баку и Красноводск. Работы было много, но весь 1942-й она писала письма во все инстанции - просилась снова на фронт. «Сыграло» обращение к советскому правительству: Катю зачислили санинструктором в формировавшийся в феврале 1943 года из добровольцев в Баку 369-й отдельный батальон морской пехоты.
Смешки да прибауточки в её сторону от матросов-мужчин прекратились после первой атаки. В десантной операции по освобождению Темрюка Екатерина проявила качества настоящего бойца - бесстрашие, выносливость, самоотверженность.
Вместе с морпехами батальона она вступала в бой, отбивала контратаки немцев. Контуженная, девушка под сильным огнём врага вынесла с поля боя 17 раненых, оказала им первую медпомощь. Во время штурма Керчи санинструктор спасла 85 раненых солдат и офицеров, вынесла в тыл 13 тяжелораненых. Два десанта - две боевых награды, медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны 2-й степени.
К концу войны на девичьей груди 19-летней девушки был уже целый «иконостас», а в декабре 1944-го главстаршину Михайлову представили к званию Героя Советского Союза. В Югославии во время операции по захвату крепости Илок из-за неудачной высадки 52 десантника-разведчика сражались по горло в ледяной воде, в живых остались только 13 человек. В этом невероятном бою Катя из автомата уложила пятерых немцев и вновь была тяжело ранена, получила воспаление лёгких...
Опять её посчитали не жильцом на этом свете. Но она - всем смертям назло! - выжила, сбежала из госпиталя и Победу встретила в Вене. А представление на геройское звание сгинуло где-то при пересылках из штаба в штаб...
После войны морские пехотинцы из добровольческого батальона искали свою Катюшу долгие годы. А она жила тихо. Вернулась в Ленинград, окончила институт, по распределению уехала в подмосковный город Электросталь, где вышла замуж за фронтовика Виктора Дёмина и поменяла фамилию. Боевыми заслугами Екатерина не кичилась, наградами (двумя орденами Красного Знамени и орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне») в президиумах торжественных собраний не сверкала.
Морпехи - народ упорный. Свою героиню-санинструктора они нашли и добились, чтобы ей была вручена заслуженная доблестью и пролитой кровью высшая награда страны. Звание Героя Советского Союза Екатерине Дёминой было присвоено накануне Дня Победы в 1990-м году.
Легенда нашей морской пехоты, Екатерина Илларионовна скончалась в Москве в прошлом году, на 94-м году жизни.
И снова классика
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Юлия Друнина
Цифры
На фронтах Великой Отечественной в разные периоды войны сражались от 600.000 до 1.000.000 советских женщин: военными медиками, лётчиками, зенитчиками, снайперами, связистами и даже танкистами.
За совершённые на войне подвиги 95 женщин были удостоены высшей награды страны - звания Героя Советского Союза
Подвиг сострадания
Она не убила ни одного немца. Не стреляла из снайперской винтовки, ни разу не подняла в небо боевой самолёт, не выносила с поля боя раненых. Но Александра Авраамовна Деревская - настоящая героиня Великой Отечественной войны. Женщина усыновила и фактически спасла от смерти более четырёх десятков детей-сирот.
Маткапиталов тогда не было, а звание матери-героини было просто почётным и никак не капитализировалось в денежном эквиваленте. Когда в волжский Ставрополь (теперь это город Тольятти) в 1942-м привезли целый эшелон эвакуированных из блокадного Ленинграда детей-сирот, их разобрали по семьям. Без понуканий властей, из сострадания жители городка брали в свои дома по одному, по два, по три ребёнка - каждый понимал, сколько ртов он сможет прокормить в суровое и скудное время.
Остались 17 человечков. Дистрофики, они уже и стоять не могли. Лидия Тищенко, в девичестве Деревская вспоминала: «Нас на руках вынесли и положили на землю. Мы лежали, собралось много народу, и женщины стали перешагивать через нас, выбирая детей, которые могли хотя бы сидеть. А я не могла. И через меня шагали, говоря: «Эта умрёт, эта умрёт...»
Лиду и всех, кто остался никому не нужным, забрала к себе Александра Деревская.
Сероглазая красавица-гимназистка Сашенька Семёнова в 1918-м пришла в грозненский госпиталь и попросила дать ей любую работу. Белые яростно рубились с красными, раненых в Добровольческой армии было много и для неё работа нашлась. Начав санитаркой, Семёнова на практике обучилась сестринскому делу. Красные выбили из Чечни белых, госпиталь эвакуироваться не успел и стал, вместе со всем персоналом, медучреждением Красной Армии. Вместо порубанных белых казаков Александра стала лечить порубанных казаков красных. Раненый красноармеец Емельян Деревский позвал замуж.
Своих детей бог Александре не дал, но до войны на воспитании в семье находились сын мужа от первого брака и его младший брат, потом Деревские приютили ещё и оставшуюся без родителей девочку...
Всех 17 ленинградских доходяг Александра выходила. Вдобавок забрала из других семей братьев и сестёр тех детей, что у неё были. Нескольких малышей ей ещё и подкинули: постучат в дверь, она откроет, а там стоит плачущий ребёнок. Как не взять? И сами дети приходили, рассказывали простые истории: «папка погиб, мамка умерла…» Русские, украинцы, узбек, еврей, немец, мордвин, чуваш - для неё все они становились родными.
Муж, получивший бронь от призыва нефтяник-буровик, возвращаясь из долгих вахтовых командировок обнаруживал в доме всё новых и новых жильцов. «Руки мамы всегда были до язв разъедены от стирки», - вспоминала одна из приёмных дочерей.
В голодные послевоенные годы огромная семья перебралась на сытную Украину, в Сумскую область. В городе Ромны власти дали дом с садом и огородом. Чтобы свести концы с концами, работали все, больше всех - мама. Не выдержав, устав от постоянных забот и хлопот ушёл из семьи муж. Работы у Александры Деревской прибавилось...
Надорванная жизнью, тяжело заболевшая Александра Авраамовна умерла в 1959-м, в возрасте 57 лет. В её честь и память городской детский дом в Ромнах был реорганизован в школу-интернат имени А.А. Деревской. В школе работал музей Матери-героини Александры Деревской, ему было присвоено звание «Народный музей».
На самостийной и незалежной Украине ныне в почёте другие герои. В 2018 году приказом управления культуры Сумской областной госадминистрации музей был снят с учёта как прекративший деятельность. Да и хай им всим бис, свидомитам клятым...
...На могильной плите Александры Авраамовны Деревской написано: «Ты наша совесть, наша молитва - МАМА. Земной поклон тебе. Твои дети».
И подпись - 48 имен.
И сегодня в армейском строю
В преддверии 8 Марта в Национальном центре управления обороной Российской Федерации под руководством главы военного ведомства страны генерала армии Сергея Шойгу состоялось селекторное совещание с руководящим составом Вооружённых сил. Начиная работу, министр обороны напомнил, что совещание проходит накануне Международного женского дня.
- Этот весенний праздник мы всегда встречаем с особой теплотой, - сказал Сергей Шойгу. - Он олицетворяет нежное и тёплое отношение мужчин к женщинам. Сегодня Армию России уже не представить без прекрасной половины человечества. В Вооружённых силах проходит службу свыше 41.000 военнослужащих-женщин. Из них около 4.000 - офицеры, в том числе 44 полковника. Постоянно растёт конкурс среди девушек, поступающих в военные вузы. В прошлом году он составил 27 человек на место. Этот показатель значительно выше, чем у юношей. На данный момент в военных учебных заведениях обучается почти 1.150 девушек-курсантов.
За успехи в военной службе только в прошлом году женщины получили 128 государственных наград, из которых 24 - боевые.