Лондон и Вашингтон начали переговоры о будущем торговом договоре.

Вашингтон собирается нанизать Лондон на «англосаксонскую ось»

Торговый договор между Великобританией и США, который Дональд Трамп назвал «фантастической сделкой», выгоды Соединённому Королевству не сулит
Реклама
Вашингтон собирается нанизать Лондон на «англосаксонскую ось»
© gov.uk
Лондон и Вашингтон начали переговоры о будущем торговом договоре.
Читайте нас на: 

Театр абсурда на Даунинг-стрит

Лондон и Вашингтон начали переговоры о будущем торговом договоре. Ещё раньше не раз с обеих сторон было заявлено, что формально этот договор должен заменить собой торгово-экономические отношения, которые Туманный Альбион имел с остальной Европой до Brexit, и смягчить негативные последствия выхода Великобритании из ЕС. Трамп, в частности, неоднократно с пафосом говорил, что США и Великобритания стоят на пороге «фантастической сделки».

Однако реальные расчёты показывают, что перенос Лондоном всего своего торгово-экономического внимания с ЕС на США даже в малой мере не компенсирует его гигантские финансовые потери от разрыва с Европой. Значит, дело не в деньгах. Интерес США и Великобритании в чём-то другом, что значительно перекрывает денежные потери последней.

Что же это? 

Во-первых, надо отметить, что до настоящего момента мировая общественность пребывала в некотором неведении: после громких заявлений Трампа о готовящейся сделке и многозначительных «подмигиваний» Бориса Джонсона на этот счёт было непонятно, приступили ли стороны к реальным переговорам, ведут ли они их тайно, или только пока надувают щеки, «поднимая акции» будущего соглашения. Теперь же, из заявлений обеих сторон, стало ясно, что предметное обсуждение того, как США и Великобритания будут строить взаимную торговлю, уже началось. Первый раунд, в условиях пандемии осуществляемый посредством видео-конференции, будет длиться две недели. Очередные раунды переговоров будут проводиться через каждые шесть недель. Каждая из сторон мобилизовала более 100 экспертов. Сейчас, как было сообщено, на повестке дня довольно объёмный список тем в рамках выработки правил обмена товарами и услугами.    

Первый раунд переговоров в условиях пандемии осуществляется посредством видео-конференции.
© gov.uk
Первый раунд переговоров в условиях пандемии осуществляется посредством видео-конференции.

Даунинг-стрит пообещала «жёсткую дискуссию», которая позволит получить максимально возможные выгоды для обеих сторон. Оба правительства заявили о своем намерении вести переговоры «ускоренными темпами и выделять все ресурсы, необходимые для быстрого продвижения вперёд». Понятное дело, что не обошлось без увязки переговоров с кризисной ситуацией из-за коронавируса. Госсекретарь Великобритании по международной торговле Лиз Трасс заявила, что «США являются крупнейшим торговым партнёром Великобритании, и увеличение трансатлантической торговли может помочь обеим экономикам решительно преодолеть экономическую проблему, связанную с коронавирусом».

Между тем все эти реверансы Лондона в сторону Вашингтона, победные реляции о ходе переговоров и радужные ожидания, будто всё для Великобритании кардинально улучшится после достижения торговой сделки с США, кажутся театром абсурда. Такое впечатление, что официальному Лондону абсолютно всё равно, что говорить в данную минуту, даже если это кардинально противоречит его же заявлениям, сделанным накануне, и вообще здравому смыслу.

Дело в том, что само британское правительство признаёт в своих расчётах, что экономические выгоды от договора с США будут очень скудными. Самые оптимистичные прогнозы указывают на то, что ежегодный рост британского ВВП, благодаря будущей сделке с США, составит 0,07 - 0,16 % в течение следующих 15 лет. Этого явно недостаточно, чтобы компенсировать потери от Brexit, которые, согласно правительственному отчёту 2018 года, могут достичь 8% ВВП в течение первых нескольких лет после выхода из ЕС. Тогда в чём выгода Лондона от дружбы с Вашингтоном?

Борис Джонсон не особо стремится форсировать процесс переговоров с брюссельской бюрократией.
© gov.uk
Борис Джонсон не особо стремится форсировать процесс переговоров с брюссельской бюрократией.

Джонсон напускает туман

На этом фоне примечательно то, что в переговорах с ЕС Лондон не продвинулся ни на шаг. Более того, из многочисленных заявлений британского премьера Бориса Джонсона создаётся впечатление, что официальный Лондон и не особо стремится как-то форсировать процесс переговоров с брюссельской бюрократией с целью выработки обоюдовыгодного торгово-экономического соглашения между Великобританией и ЕС.

Пренебрежение Джонсона отношениями с Европой настолько очевидно, что комиссар ЕС по торговле Фил Хоган публично заявил, что «британское правительство должно продемонстрировать большую серьёзность на переговорах с ЕС». Пока даже не понятно, хватит ли переходного периода, который дан Лондону до 31 декабря текущего года, чтобы подписать, наконец, с ЕС торговое соглашение. В течение этого периода британцы пользуются всеми правами члена ЕС.

Однако Джонсон, в присущей ему экстравагантной манере, уже дал понять, что не намерен запрашивать такое продление. Он пытался давить на ЕС, чтобы вынудить Брюссель согласиться с договором подобного тому, который имеет ЕС с Канадой. Торговое соглашение между Канадой и Евросоюзом предусматривает открытость европейского рынка для канадцев при том, что они не обязаны следовать всем регламентам ЕС. Евросоюз же настаивает, чтобы в обмен на свободный доступ к европейскому рынку британцы выполняли все регламенты ЕС (такое соглашение с ЕС имеет Норвегия). Однако делать яркие и хлёсткие заявления это одно. Реальность - другое. «Великобритания не может отказаться от продления переходного периода и в то же время отложить дискуссии по важным направлениям», - сказал главный переговорщик Евросоюза по Brexit Мишель Барнье. И потому, несмотря на сегодняшний эпатаж, Джонсон, похоже, всё же запросит продление переходного периода. Хотя бы потому, что ему важно выиграть время до того, как другой договор, с американцами, начнёт обретать хоть какие-то реальные очертания.

Главный переговорщик Евросоюза по Brexit Мишель Барнье.
© europarl.europa.eu
Главный переговорщик Евросоюза по Brexit Мишель Барнье.

Как завещал великий Киссинджер

А до этого ещё далеко. Пока разногласий у британцев и американцев хватает. И есть такие вопросы, решение которых, по мнению многих аналитиков, может занять не месяцы, а годы. Известно, что британская сторона особенно заинтересована в продвижении всего, что касается цифровой торговли и финансовых услуг. Но США не склонны облегчать доступ к своим рынкам для британской цифровой индустрии. Штаты не согласны и со стремлением Лондона облагать налогом технологических гигантов, таких как Google или Amazon. Что касается финансовых услуг, то разговоры об альянсе между лондонским Сити и Уолл-Стрит на данный момент имеют скорее пропагандистский, чем практический характер.

Далее: США хотят купить государственную британскую Национальную службу здравоохранения (NHS). Но она является «священной коровой» для британцев, которые уже заявили, что никогда не приватизируют NHS. Особенно стойко Лондон намерен защищать от частных американских денег свою систему здравоохранения в контексте пандемии коронавируса.

США хотят купить государственную британскую Национальную службы здравоохранения, которая является «священной коровой» для британцев.
© nhs.uk
США хотят купить государственную британскую Национальную службы здравоохранения, которая является «священной коровой» для британцев.

И это только несколько острых спорных тем, известных на данный момент, в переговорах между Лондоном и Вашингтоном.

Лежащие на поверхности почти антагонистические торговые противоречия США и Великобритании на фоне оптимистических заявлений с двух сторон о будущей сделке, явно пренебрежительный тон официального Лондона в отношении ЕС и бросающееся в глаза заискивание перед США, несуразность ориентации Великобритании на США в контексте её колоссальных экономических потерь после выхода из ЕС - весь конгломерат этих фактов может свидетельствовать о том, что и для Лондона, и для Вашингтона есть некий другой фактор, который перекрывает все денежные вопросы, и что разногласия между США и Великобританией будут преодолены значительно быстрее, чем противоречия между Великобританией и ЕС. 

Будущий торговый договор между США и Великобританией преследует, прежде всего, глобальные стратегические цели, которые сегодня похожи скорее на некую религиозную догматику, а не на реальную стратегию. Этот вывод напрашивается раз за разом, если вспомнить появившиеся на свет в момент прихода Трампа к власти, не побоюсь сказать, эпохальные высказывания патриарха американской политики 96-летнего Генри Киссинджера, который, несмотря на свой почтенный возраст, является советником нынешнего американского президента.

Киссинджер советовал Трампу оторвать Великобританию от Евросоюза и создать новую политическую англосакскую ось.
© whitehouse.gov
Киссинджер советовал Трампу оторвать Великобританию от Евросоюза и создать новую политическую англосакскую ось.

Тогда, почти четыре года назад, стало известно, что Киссинджер советовал Трампу, среди прочего, ослабить ЕС, оторвать Великобританию от Евросоюза и создать новую политическую англосакскую ось с участием, прежде всего, США, Великобритании и Канады. К этой оси надо, конечно, прибавить ещё традиционных англосаксов - Австралию и Новую Зеландию.

Учитывая выходящую за пределы разумного историческую страсть британцев, а теперь и американцев, к владению всем миром, можно уверенно предположить, что Трамп и Джонсон сегодня хладнокровно осуществляют этот «завет» Киссинджера. Впрочем, его ли завет?.. Совершенно понятно, что этот план исходит из того, что элиты рождающегося англосакского союза явно ставят себя выше всего остального мира, включая континентальную Европу.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама