F-18 производства компании Boeing должны стать основой обновлённой системы носителей американского ядерного оружия в Германии.

Зияющие противоречия стратегического выбора Германии

Речь идёт о приобретении Германией 45 американских бомбардировщиков F-18 производства компании Boeing. Эти самолёты должны стать основой обновлённой системы носителей американского ядерного оружия в Германии
18 мая 2020, 12:57
Реклама
Зияющие противоречия стратегического выбора Германии
© navy.mil
F-18 производства компании Boeing должны стать основой обновлённой системы носителей американского ядерного оружия в Германии.
Читайте нас на: 

Новый план немецкого оборонного ведомства стал известен после публикации в журнале Spiegel.

20 апреля с.г. неправительственная организация «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (ВМПЯВ или в оригинале IPPNW. - Авт.) обратилась к политикам Германии. В обращении содержится призыв наложить вето на некий важный проект министерства обороны страны. Речь идёт о смене модельного ряда люфтваффе. 

Стоит остановиться на глубинной подоплёке этого процесса.

Страсти по Tornado

Авторство проекта бесспорно принадлежит нынешнему министру обороны и председателю Христианского демократического союза (ХДС) Аннегрет Крамп-Карренбауэр (или, как её называют немцы, обожающие сокращения и аббревиатуры, АКК). 21 апреля она известила о готовящейся сделке представителей фракций в парламентском комитете по обороне.

Министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр 21 апреля известила о готовящейся сделке по смене модельного ряда люфтваффе представителей фракций в парламентском комитете по обороне.
© bundeswehr.de
Министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр 21 апреля известила о готовящейся сделке по смене модельного ряда люфтваффе представителей фракций в парламентском комитете по обороне.

Справка

В настоящее время на вооружении ВВС бундесвера находятся 141 Eurofighter и 85 Tornado. Между тем Tornado, часть из которых приспособлена под использование ядерного оружия, уже прожили свой век и нуждаются в замене.

Не один год руководство министерства обороны Германии стояло перед выбором, на что их менять, но предшественница АКК на посту руководительницы ведомства и нынешняя глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен успела «перекинуть горячую картошку» (ещё одна немецкая идиома) из своих ладоней в ладони АКК.

А вот последней отступать-то уже и некуда: Tornado уже четыре десятилетия в строю! По оценкам экспертов, ещё максимум пять лет, и машины просто будет необходимо отправить одну за другой на металлолом. С ними и так уже много проблем.

Tornado: ещё максимум пять лет, и машины просто будет необходимо отправить одну за другой на металлолом.
© bundeswehr.de
Tornado: ещё максимум пять лет, и машины просто будет необходимо отправить одну за другой на металлолом.

Справка

В 2016 г. на базе Инджирлик в Турции звену, состоящему из шести немецких самолётов-разведчиков Tornado (тактическая воздушная эскадра №51 «Иммельман», постоянное базирование Шлезвиг-Гольштейн. - Авт.), оказывавших поддержку операции западноевропейской коалиции на Ближнем Востоке, запретили вылеты из-за выявленных технических неполадок. Проблемы возникли после обновления программного обеспечения. Также сбоило освещение кабины пилота.

«Tornado - проект многих стран, но чем дальше он будет эксплуатироваться, тем больше он будет виснуть тяжким бременем на одном Luftwaffe, так как всё меньше стран его используют», - такую печальную, но вполне реальную перспективу обрисовал известный специалист по безопасности Томас Вигольд в интервью немецкому ТВ.

Почему на смену Tornado обязательно должны прийти именно F-18?

Чтобы понять ход мыслей АКК, нужно обратиться к концепции под названием «Teilhabe» (нем. «участие». - Авт.). Речь идёт о знаменитой концепции совместного использования ядерного оружия НАТО. Таково одно из положений доктрины ядерного сдерживания, оставшейся в наследство от холодной войны.

На вооружении ВВС Германии имеется ещё и Eurofighter.
© bundeswehr.de
На вооружении ВВС Германии имеется ещё и Eurofighter.

Подписавшиеся под этой доктриной западные государства, сами не владея ядерным арсеналом, обладают правом на использование стратегических видов вооружения США, размещённого на их территории. При этом американцы сохраняют за собой контроль над кодами для активации ядерных боеголовок.

История вступления Германии в эту систему более-менее известна. В 1955 году США разместили в ФРГ различные виды ядерного оружия.

Примечательно, что известили они об этом Бонн только пару лет спустя. Поставленный перед свершившимся фактом канцлер Конрад Аденауэр буквально «продавил» подтверждение этого незаконного акта «дорогих союзников» вопреки сильному сопротивлению со стороны зарождавшегося в те годы немецкого антивоенного движения.

Шли десятилетия… И вот уже жаркая дискуссия идёт с президентом США - сперва Картером, а затем и Рейганом - по поводу целесообразности присутствия американского стратегического арсенала на немецкой земле.

Так Шмидт добился права голоса для своей нации: теперь, в случае наступления часа «Ч», решение вопроса о нанесении ядерного удара с территории ФРГ принимается США только совместно с Германией.

Канцлер Гельмут Шмидт вступал в жаркую дискуссию с президентом США Картером по поводу целесообразности присутствия американского стратегического арсенала на немецкой земле.
© wikimedia.org
Канцлер Гельмут Шмидт вступал в жаркую дискуссию с президентом США Картером по поводу целесообразности присутствия американского стратегического арсенала на немецкой земле.

В общем и целом, таково положение дел и поныне. Берлин обладает одним креслом в группе ядерного планирования НАТО и, в рамках этого органа, имеет право обсуждать возможность применения стратегического потенциала Североатлантического блока.

Справка

Группа ядерного планирования (ГЯП) НАТО - высший руководящий орган этого блока по вопросам стратегической политики. Занимается анализом информации и принятием решений в области развёртывания, контроля над распространением оружия массового поражения, режима функционирования и охраны ядерных объектов альянса и т.д. Заседания проводятся два раза в год Комитетом военного планирования. В постоянный состав Группы входят представители всех государств - членов блока. Постоянно функционирует штабная группа ГЯП.

Но, если при Аденауэре сама возможность находиться под американским ядерным зонтиком рассматривалась как краеугольный камень немецкой политики безопасности, то, по меньшей мере, со времён Шмидта немецкая политика колеблется между этой политической линией и более сдержанным подходом, согласно которому американское стратегическое оружие на территории фатерлянда - это палка о двух концах.

Карта размещения американского ядерного оружия в Европе.
© statista.com
Карта размещения американского ядерного оружия в Европе.

Разговор в пивной поблизости от базы США

А что если союзники втянут Европу в какую-нибудь военную авантюру? В наихудшем из случаев территория неядерных Германии, Италии или Бельгии превратится в отличную мишень для ядерного удара лишь потому, что там размещено американское ядерное оружие.

Как однажды сказал автору этих строк немецкий инженер, обслуживавший в девяностые годы прошлого столетия американское ядерное оружие на базе в Нёрвенихе: «Все мы тут пьём пиво, наслаждаемся жизнью, хотя из-за американцев мы потенциально уже только тени. Мы же сидим на их ядерных зарядах, и первый удар русских - именно по нам…»

Разговор состоялся в начале «нулевых», в пивной, расположенной в нескольких километрах от аэродрома. Интересно, что на момент моей встречи с местным спецом официально никаких американских ядерных зарядов в Нёрвенихе уже не должно было быть. Хотя собеседник открыто сомневался в этом.

США хранят около 20 атомных бомб типа В61 на военном аэродроме в Бюхеле.
© bundeswehr.de
США хранят около 20 атомных бомб типа В61 на военном аэродроме в Бюхеле.

Справка

США хранят около 20 атомных бомб типа В61 на военном аэродроме в Бюхеле (Рейнланд-Пфальц), месте дислокации 702-й эскадрильи ВВС США. База расположена в горах Айфель, неподалёку от бывшей столицы ФРГ города Бонн.

Получается, что Бюхель - вроде бы единственное место, откуда могут взлететь немецкие бомбардировщики с американскими бомбами. Но так ли это? Ведь нельзя исключать, что из 150 американских боеголовок, когда-то размещённых в годы холодной войны на территории ФРГ, сохранились не только «бюхельские», но и какие-то другие, ждущие своего часа на секретных «точках», известных только американцам (их хозяевам), но не бундесверу.

В 2017 году фракция левых направила правительству ФРГ запрос о положении дел на аэродроме в Нёрвенихе (том самом), что разбит сравнительно недалеко от Бюхеля, между Кёльном и Аахеном. Запрос появился в связи с публикацией в аахенской прессе, где речь шла о повышенной активности боевых машин в небе над аэродромом.

Дело в том, что в Нёрвенихе с 1955 по 1995 годы были тоже размещены американские атомные бомбы, но после 1995-го аэродром рассматривался лишь как запасной элемент в структуре ядерной составляющей НАТО на территории Германии - на случай, если база в Бюхеле закроется на время по какой-либо технической причине.

В Нёрвенихе дислоцировалась 31-я эскадрилья Luftwaffe, к 1983 году полностью составленная из Tornado.
© wikipedia.org
В Нёрвенихе дислоцировалась 31-я эскадрилья Luftwaffe, к 1983 году полностью составленная из Tornado.

В Нёрвенихе дислоцировалась 31-я эскадрилья Luftwaffe, к 1983 году полностью составленная из Tornado. В особо охраняемой части аэродрома всегда стояла в состоянии малой земной тяги эскадрилья со стратегическим вооружением.

Выбор по-американски - это отсутствие выбора

Здесь необходимо принять во внимание, что при выборе наследника Tornado имеются два главных технических критерия. Во-первых, авионика нового борта должна быть технически совместима с системой «электронной войны» Electronic Combat Role, оснащённой элементами электронной атаки Electronic Attack и подавления воздушной обороны противника (Suppression of Enemy Air Defense. Во-вторых, из новых самолётов предстоит сформировать звенья носителей американских ядерных зарядов.

С первым пунктом у Eurofighter вроде бы нет проблем (по крайней мере, в этом специалистов год назад убеждало руководство программы Eurofighter). А вот по второму пункту проблема как раз есть: сертифицировать Eurofighter на предмет готовности к этой миссии будут американцы, а они уже обозначили своё недоверие к европейскому конкуренту.

Но в концерне Airbus считают, что первый пункт гораздо важнее второго и что возможность загрузить в отсек самолёта Luftwaffe американские ядерные заряды на сегодняшний день чисто теоретическая. В этом ключе высказался один из руководителей проекта Eurofighter, Курт Рёсснер.

F-18 - однозначный фаворит в сравнении с Eurofighter.
© af.mil
F-18 - однозначный фаворит в сравнении с Eurofighter.

Уже упомянутый эксперт по безопасности Томас Вингольд также считает, что F-18 - однозначный фаворит в сравнении с Eurofighter, если за критерий отбора взять получение сертификата на ношение американского ядерного оружия. По его мнению, американцы играют первую скрипку в сертификации, поэтому принятие на вооружение машины Boeing пройдёт быстрее, чем изделия, изготовленного Airbus.

Иными словами, если Германия намерена и далее придерживаться концепции Teilhabe, то ни у министерства обороны, ни у парламента этой страны выбора нет как такового - они просто обязаны одобрить не Eurofighter, а F-18.

Озвучив именно такой выбор, министр обороны ФРГ оказалась под шквальным огнём критики. То есть те, кто критикует министра за выбор в пользу Boeing, подразумевают, что «ядерный» критерий более не должен довлеть над иными соображениями.
 
Получается, теперь немецкому оборонному ведомству предстоит решать куда более важный вопрос, чем просто приобретение нового самолёта взамен списанного старого. На кону стоит само дальнейшее применение доктрины Teilhabe и, как следствие, причастность - пусть и чисто символическая - Берлина к использованию ядерного арсенала союзника по блоку.

Не надо быть гадалкой, чтобы понять: немцы просто будут вынуждены проголосовать за F-18 вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Впрочем, собственные интересы Германии никогда не волновали её заокеанского «союзника».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама