Истребитель США VI поколения, или «Волшебный пепелац»
© afresearchlab.com
Утверждают, будто военно-воздушные силы США в рамках программы Next Generation Air Dominance в условиях секретности провели лётные испытания Х-самолёта.

Истребитель США VI поколения, или «Волшебный пепелац»

14 сентября Пентагон заявил об успешно проведённых испытаниях «прототипа-демонстратора» истребителя шестого поколения A-F/XX и F-X
Реклама
Истребитель США VI поколения, или «Волшебный пепелац»
© afresearchlab.com
Утверждают, будто военно-воздушные силы США в рамках программы Next Generation Air Dominance в условиях секретности провели лётные испытания Х-самолёта.
Читайте нас на: 

По словам помощника командующего ВВС США по закупкам и логистике Уилла Роупера (Will Roper), давшего интервью изданию Defense One, США «продемонстрировали нечто волшебное».

«Волшебные» блеск и нищета американского авиапрома

Роупер считает, что испытанный тайно полномасштабный «демонстратор» - заметьте, даже не прототип (!) (в тексте full-scale flight demonstrator) - полностью оправдал надежды тех, кто в своё время одобрил программу его создания. Кстати, название проекта тоже достаточно красноречиво - Next Generation Air Dominance, что буквально означает «Достижение превосходства в воздухе в следующем поколении» (статья в оригинале: The US Air Force has built and flown a mysterious full-scale prototype of its future fighter jet).

Однако в суровом мире военно-промышленных реалий если и случается волшебство, то это неожиданная премия под Новый год или, к примеру, фильм «Кин-дза-дза», где летают ну очень волшебные пепелацы художника Теодора Тэжика. Всё остальное поверяется расчётами и испытаниями. 

Но о чём говорить с людьми, которые открыто заявляют, что «построили и облетали прототип на основе "виртуальной версии будущего истребителя"» («the Air Force has proven it can use cutting-edge advanced manufacturing techniques to build and test a virtual version of its next fighter - and then move to constructing a full-scale prototype and flying it with mission systems onboard»)? При этом Роупер отказался сообщить, кто разработчик чудо-аппарата, где и когда он был испытан.

Статья Уилла Роупера в издании Defense One.
© defensenews.com
Статья Уилла Роупера в издании Defense One.

Между тем не могу не отметить, что большинство российских изданий и даже многие обозреватели «купились» на лживую информацию из авторитетного источника. Несколько дней подряд из любого утюга раздавались голоса экспертов, на полном серьёзе обсуждающих возможные достоинства и недостатки мифического американского аппарата. А всё почему? Да потому, что никому не пришло в голову заглянуть в первоисточник и посмотреть, ЧТО конкретно испытали американцы и КАК они ЭТО называют. Просто кто-то первый написал, что речь идёт о «прототипе», и другие издания, боясь опоздать, немедленно подхватили общий рефрен.

А теперь давайте поговорим серьёзно!

О начале работ над самолётом шестого поколения Вашингтон заявил достаточно давно.

Справка

Первые публикации на эту тему появились в профессиональной англо- и иноязычной прессе ещё на рубеже 2016 и 2017 годов. Фактически логика разработки нового боевого самолёта вписывается в общую стратегию обновления самолётомоторного парка заокеанской державы до 2035-2040 гг.

Однако эксперты не получили никаких данных, которые позволили бы хоть как-то понять, какой именно летательный аппарат так громогласно анонсировали американцы. Сами виновники торжества категорически отказались предоставить конкретные тактико- или лётно-технические характеристики или хотя бы фото «волшебного пепелаца». Иными словами, человечеству предложили порадоваться за американского кота в мешке, видеть которого никому не дано.

По сути, англосаксы играют в свою любимую национальную игру - покер. То есть декларациям Уилла Роупера можно верить, но можно и не верить. Ибо никто этой техники не видел - даже в виде «полномасштабного демонстратора», как его обозвал сам Уилл Роупер.

Что вполне совпадает с линией американского президента, который тоже пугает всё человечество какой-то американской «супер-пупер» ракетой, которую - опять-таки - тоже никто нигде никогда не видел.

И вот тут было бы вполне уместно задаться вопросом: чем отличается истребитель пятого поколения от истребителя шестого поколения. Также было бы правильно спросить: а что, разве, в отличие от американцев, другие страны не ведут изысканий в области создания боевого самолёта шестого поколения? Почему американцы так уверены в уникальности своих НИР?

Справка

В 2018 г. Великобритания, в лице Терезы Мэй, заявила о начале работ над истребителем шестого поколения Tempest, который призван прийти на замену находящемуся ныне на вооружении европейскому истребителю Eurofighter Typhoon. В проект должно быть вложено порядка двух миллиардов фунтов стерлингов.

Также над подобным проектом работают совместно Франция и Германия.

Аналогичный проект существует и в России, о чём ещё 2 года назад сообщил занимавший в то время пост вице-премьера Дмитрий Рогозин.

Свой проект в области создания истребителя шестого поколения есть в Китае, хотя, с учётом опыта разработки J-20, ждать чудес в этой области от союзного нам Пекина пока не приходится.

Великобритания рассчитывает создать собственный истребитель шестого поколения Tempest.
© baesystems.com
Великобритания рассчитывает создать собственный истребитель шестого поколения Tempest.

Дело в том, что всего лишь каких-то 5-6 лет назад профессионалы не могли сойтись в чётких критериях определения истребителя пятого поколения. В результате, таковыми были признаны американский астрономически дорогой F-35 категорий А и B, F-22 Raptor, российский Су-57 и китайский J-20. Последний не обладает полноценно управляемым вектором тяги. Силовая установка китайского истребителя также не позволяет ему всю полноту манёвров, на которые способны его российский и американский собратья.

Ни Франция, ни Швеция, ни, в целом, Европа, ни Корея или Япония, несмотря на все свои потуги, подобной техники сегодня не имеет. Что не мешает некоторым странам делать амбициозные заявления и пытаться перепрыгнуть через одну ступеньку.

Параметры истребителей 5-го и 6-го поколений

В принципе, крылатую технику пятого поколения характеризует использование стелс-технологий, фазированная антенная решётка, определённый набор вооружений, силовая установка, позволяющая не только запредельную скорость в 1,5-2 Маха, но и маневрирование при помощи управляемого вектора тяги сразу в нескольких плоскостях, определённый уровень БРЭО и ещё очень и очень многое другое.

А что можно сказать про ЛТХ и ТТХ крылатых аппаратов, стоящих на следующей - шестой - ступени эволюции?

В отсутствие пока ещё чётко и однозначно утверждённых и международно-признанных параметров, можно всё же сказать, что истребитель шестого поколения должен быть также управляемым искусственным интеллектом, то есть его может пилотировать как пилот, находящийся в кокпите, так и оператор, который, находясь на земле, скорее, призван контролировать и ограничивать действия бортового компьютера, обладающего многими степенями свобод.

Согласно некоторым предварительно заявленным критериям, можно сказать, что подобная техника способна также управлять роем дронов. Именно такова концепция современной войны в воздухе, где присутствует один ведущий и стая ведомых, вступающих в непосредственное боестолкновение и, в случае необходимости, принимающих удар на себя.

В России такими «роевыми» БПЛА являются, например, боевые летающие роботы «Куб» и «Гром». Впрочем, номенклатура отечественных дронов гораздо шире - от барражирующих боеприпасов «Ланцет» до супер-робота «Охотник», который в скором времени должен начать поступать в строевые полки.

Скоростной ударный беспилотный летательный аппарат «Гром» на выставке вооружений Международного военно-технического форума «Армия-2020».
© РИА Новости
Скоростной ударный беспилотный летательный аппарат «Гром» на выставке вооружений Международного военно-технического форума «Армия-2020».

Также все эксперты сходятся во мнении о возможности полёта аппарата 6-го поколения на запредельных скоростях - называется даже цифра в 4-5 Махов - и даже выхода в ближний космос на суборбитальную высоту, что предполагает соответствующий уровень двигателестроения, так как атмосферный двигатель функционировать на высотах, превышающих 30 километров, не может.

Также все американские разработчики крылатой техники шестого поколения, будь то Northrop Grumman или Lockheed Martin, сошлись во мнении о необходимости интегрировать в систему вооружения подобной техники инновационные технологии. Изначала предполагалось включить в арсенал «самолёта будущего» боевой лазер. Однако уже летом 2019 г. появилась информация, что такой самолёт будет вооружён не импульсной пушкой, способной нанести ущерб другой боевой технике, а всего лишь лазерной системой РЭБ, которая будет ослеплять ракеты «воздух-воздух» вероятного противника. В этом, естественно, для сегодняшней техники ничего сверхъестественного нет.

Что нам известно

Прежде всего, для создания полноценного истребителя шестого поколения необходимо разработать соответствующую силовую установку. А создание нового авиационного двигателя занимает до двух десятков лет (что отнюдь не предел). Тем более, когда речь идёт о принципиально новом агрегате.

В принципе, у американцев ведутся изыскания в области создания опытной силовой установки, работающей на паре «водород-кислород». По сути, это две установки в одной, причём одна из них «трудится» в атмосфере, а другая - в ближнем космосе, на суборбитальной высоте.

Самое интересное, что российский проект «Игла» на более чем десятилетие опережает в этой области американский аналог. Как известно, США не обладают сплавами, способными выдержать температуру камеры сгорания водородного двигателя. Нет у них и соответствующих материалов для лопаток силовой установки. Американская разведка не раз пыталась перекупить формулы соответствующих веществ в России, но, слава богу, пока безрезультатно.

Макет гиперзвукового летательного аппарата «Игла».
© Фото из архива
Макет гиперзвукового летательного аппарата «Игла».

В области развития искусственного интеллекта для истребителя 6-го поколения российской стороне известно, что испытания прототипа «полноразмерного демонстратора» показали недостаточную управляемость американского летательного аппарата и сбой при выполнении манёвров набора высоты. Также не выполнялись и некоторые команды с удалённого пульта оператора.

Можно ли перейти к VI поколению в России?

Российский Су-57 является самолётом с открытой архитектурой. Иными словами, он модульный и позволяет создание новых инновационных модификаций, что, например, невозможно для американского F-22. Кроме того, Су-57 ещё и неприхотлив при боевой эксплуатации, то есть способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

По этому поводу можно заключить, что в нынешнем Су-57 уже содержится возможность быть доработанным до уровня шестого поколения.

 Су-57 неприхотлив при боевой эксплуатации, способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.
© sukhoi.org
 Су-57 неприхотлив при боевой эксплуатации, способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

В том, что касается беспилотников (вспомним, что США намерены делать шестое поколение сразу в двух модификациях - с пилотом и без), то в России  уже проводились испытания дронов, которые, при помощи искусственного интеллекта, управляли дистанционно находящимся рядом в воздухе Су-57. Заметим, что, в отличие от американцев, российская сторона не скрывает, где и что конкретно было испытано. То есть верить на слово в данном случае не надо - всегда есть возможность перепроверить.

В заключение можно сказать, что, конечно, «волшебство» в духе Уилла Роупера - это, наверное, хорошо, но для взрослых людей как-то... недостоверно.

А вот российские самолёты - в отличие от американских «пепелацев» - можно вполне потрогать и пощупать, и коммерческая цена их, как правило, не в пример дешевле западных аналогов, хотя и обладают наши аппараты нередко более совершенными технологиями.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама