Странные переговоры Сербии и Косово: мешанина из американских «хотелок» удалась
Взаимные обязательства перед… США
В Вашингтоне при посредничестве США прошли в высшей степени странные переговоры между президентом Сербии Александром Вучичем и премьер-министром непризнанного Косово Авдуллой Хоти на предмет «нормализации экономических отношений» между Белградом и Приштиной.
Странность переговоров заключается в том, что их, мягко говоря, скромные для Сербии результаты сильно разнятся с почти восторженными комментариями, которые сделаны сербским президентом по итогам дискуссий в Белом доме.
Весьма странен и итоговый документ: стороны не подписали никакого общего соглашения, не выступили с совместным коммюнике. Свет увидели два отдельных соглашения: сербско-американское и косовско-американское, которые имеют по 16 пунктов, но отличаются текстуально друг от друга.
Президент Вучич попытался представить документ, подписанный им с американской стороной, как успех и историческую веху. «Это хорошее соглашение для Сербии... я искренне удовлетворён тем, чего мы достигли», - сказал Вучич по итогам переговоров.
Сербский лидер расценивает как свою победу тот факт, что в подписанном им с США документе не участвует третья сторона, которая «не признана субъектом международного права», то есть Косово. В подтексте видится то, что он, мол, не взял на себя ответственность подписывать какие-либо документы с сепаратистами.
Но лидеры Косово на этой же встрече подписали похожий двусторонний документ с США. Получается некая юридическая казуистика: стороны - Сербия и Косово - формально берут обязательства не друг перед другом, а перед США.
В случае размолвки любая из сторон может посчитать себя не обязанной перед другой стороной, поскольку в её документе нет подписи оппонента, и наоборот. Как будто два противника бросали друг в друга навоз, но руки друг об друга не испачкали, и тем гордятся.
Вторая вещь, которая Вучичем названа «победой», это то, что из повестки дня переговоров был снят пункт о взаимном признании Сербии и Косово. Именно за этим в Вашингтон ехали представители Приштины. Сербы настаивали на том, что речь должна идти только об экономическом взаимодействии сторон, и не более. С виду как будто всё произошло по сербскому сценарию. Но что на самом деле? Главное, в чём стороны обязались в экономической сфере, это их совместная работа с американской «Корпорацией финансирования международного развития» и «Экспортно-импортным банком США» по ряду инфраструктурных проектов. В частности, речь идёт о строительстве автомагистрали от границы Сербии до Приштины. Между тем, в документах по итогам встречи не указаны ни сроки реализации проектов, ни объём финансовых вложений, на которые готовы США. То есть, всё выглядит как договор о намерениях, реализация которого отнюдь не гарантирована. По мнению сербской оппозиции, это единственный пункт по итогам переговоров, который реально привлекает к себе внимание, но который может остаться лишь благим пожеланием.
Далее в документах по итогам переговоров начинается нечто несуразное, не имеющее прямого отношения к многолетним претензиям Сербии на свою законную территорию Косово, легитимность которых зафиксирована ещё в резолюции Совета безопасности ООН номер 1244 от 1999 года.
Справка
Резолюция № 1244 от 10 июня 1999 года была принята единогласно всеми постоянными членами Совета Безопасности ООН на его 4011‑м заседании. Это решение Совета, выработанное при самом активном участии России, позволило положить конец агрессии НАТО против Югославии и вернуть процесс косовского урегулирования в политико-правовое поле ООН. Совет Безопасности обязал все государства‑члены ООН уважать суверенитет и территориальную целостность Союзной Республики Югославия (правопреемницей которой с 2003 года является Сербия) и других государств региона. Резолюция предусматривает сохранение Косово в составе Сербии (Косово не может получить независимость без согласия Белграда), возврат беженцев к местам постоянного проживания, защиту культурных ценностей на территории Косово и возвращение сербских сил безопасности и пограничных подразделений.
Ход выполнения резолюции № 1244, однако, продолжает вызывать серьёзную озабоченность у России и широкого круга других государств. Она в первую очередь связана с отчётливой тенденцией к отрыву Косово от Сербии, чреватому мощной долгосрочной дестабилизацией всего балканского региона.
Более всего привлекает внимание тот факт, что Сербия (как и Косово) взяли на себя перед Штатами обязательство диверсифицировать свои источники энергии. Означает ли это, что официальный Белград, обеспечиваемый российскими нефтью и газом, согласился подвинуть Россию на сербском рынке энергоносителей? Трактовать и комментировать это официальный Белград, конечно, может как угодно, но очень похоже, что это именно так. И, главное, какое отношение это имеет к объявленной нормализации экономических отношений между Белградом и Приштиной?
Есть и ещё одна вещь, которая бьёт по другому союзнику Сербии - Китаю, который наряду с Россией постоянно выступает в поддержку Белграда и оказывает Сербии значительную экономическую помощь. В подписанном Вучичем документе содержится отказ Сербии от поставок в страну оборудования связи пятого поколения (5G) от «непроверенных поставщиков».
Поскольку всем известно, что именно Китай является мировым лидером производства оборудования 5G и что именно США воюют против Китая на этой площадке, пытаясь удушить его лидерство, то абсолютно понятно, что этот пункт вашингтонского соглашения Сербии нацелен против Китая. И Пекин этого не сможет не заметить.
А что от этого получает Сербия взамен? Ничего.
Обязательства одно другого страннее. Или страшнее
Дальнейшее ознакомление с итогами переговоров заставляют удивляться ещё более. Президент Вучич взял от имени своей Сербии обязательство в течение года не требовать от стран, которые ранее признали независимость Косово, отозвать своё признание (к настоящему моменту усилиями Сербии 18 стран такое признание отозвали). В обмен Приштина согласилась в течение года не добиваться принятие Косово в ООН и другие международные организации, что де-факто сделало бы Косово легитимным и признанным государством вне зависимости от желания Белграда и дезавуировало бы резолюцию 1244 Совбеза ООН. При этом в течение года косовары вовсе не обязаны не добиваться своего признания от других стран.
На практике это означает, что Сербия лишь на год отсрочила активную работу Приштины и её покровителей по вступлению Косово в ООН. Причём, в подписанных документах Косово нигде не обязуется не подавать через год заявку на вступление в ООН. Это значит, что эту заявку Косово всё же подаст рано или поздно, но скорее всего именно через год. И что тогда будет делать Сербия? Искать поддержки России?
Кстати, российский МИД уже сообщил, что министр иностранных дел России Сергей Лавров провёл телефонный разговор с президентом Вучичем, который проинформировал главу российской дипломатии о переговорах в Вашингтоне. Как указывается в сообщении нашего МИД, в контексте «сверки часов» по проблеме Косова подчёркнута неизменность позиции России в пользу поиска прочного и долговременного урегулирования на основе резолюции Совбеза ООН под номером 1244.
Далее вашингтонские соглашения Вучича не перестают удивлять, особенно если учесть, что, как заявлено, руководство Сербии считает Косово частью территории своей страны, как то и записано в сербской конституции.
Вучич обязался к 2021 году перевести посольство Сербии в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, что противоречит позиции большинства стран мира, которые не признают Иерусалим столицей Израиля. Понятное дело, что Вучич сделал это под давлением Трампа, который сам пару лет назад перевёл посольство США в Иерусалим.
Факт перевода сербского посольства в Иерусалим можно было отнести к несуразным, но все же второстепенным итогам встречи, если бы не одно «но». В американо-косовском соглашении, подписанном параллельно, Израиль и Косово соглашаются о взаимном признании. И потому решение Вучича выглядит, мягко говоря, непонятным. И любые объяснения от сербской стороны не смогут вернуть этот вопрос в логическое русло. Получается, что одним из итогов переговоров в Вашингтоне стало расширение списка стран, признавших Косово.
И уже совсем не подчиняется никакой логике взятое Вучичем от имени Сербии обязательство о «работе по декриминализации гомосексуализма в 69 странах мира». Какое отношение это имеет к Сербии и косовской проблеме?
Согласившись на этот пункт, президент Вучич открыто расписался в том, что он не сильно противится давлению США, даже если требования Вашингтона откровенно абсурдны в контексте темы переговоров.
А для президента Сербии они ещё и губительны, поскольку Сербская православная церковь (СПЦ) имеет огромное влияние на сербское общество, и крайне негативная позиция СПЦ в отношении сексменьшинств хорошо известна.
Впрочем, сербский президент не в первый раз уступает «веяниям времени». Став президентом, он сделал главой правительства Сербии Ану Брнабич - открытую лесбиянку. Всеми это было расценено, как то, что Вучич будет иметь подобного премьера как пропуск для Сербии в ЕС. Кстати, главный посредник от США на переговорах между США и Косово Ричард Греннел - тоже открытый гей. И потому присутствие такого «странного» пункта в соглашении по Косово выглядит уже не странно.
Главный выгодоприобретатель - Трамп
Сербия вела переговоры при посредничестве США, то есть той страны, которая является фактическим создателем и военно-политическим гарантом существования края Косово в его нынешнем виде. США уже успели создать в Косово крупнейшую на Балканах военную базу Кэмп-Бондстил, которая выполняет роль американского жандарма и проводника интересов США в этом регионе. Странно было бы рассчитывать, что США намеренно нанесут ущерб Косово — своему собственному творению, на которое они опираются как на свой несокрушимый балканский плацдарм.
Главный победитель на переговорах в Вашингтоне - президент США Трамп. По всему видно, что вся эта возня с сербско-косовскими переговорами в Вашингтоне, итогом которых стала поистине мешанина из американских «хотелок», была затеяна исключительно как очередной пункт предвыборной кампании Трампа.
В своём Twitter Трамп написал: «Ещё один день, который считали невозможным! Поздравляю президента Вучича и премьера Хоти с договорённостью о нормализации экономических отношений! Это важный шаг на пути к процветанию и миру на Балканах и во всём мире. Я горд тем, что помог этим лидерам».
Трамп помог сам себе и использовал Вучича и Хоти как статистов, хотя последние, вероятно, сочли за честь, что их пригласили в Овальный кабинет президента США. Только с помощью подобных спектаклей, которые разыгрывает Трамп, Сербия не вернёт себе Косово и реально экономических отношений с этим оторванным от неё краем не наладит. Многие оппозиционные аналитики в Сербии полагают, что подписанием подобного соглашения с США Вучич нанёс большой ущерб внешнеполитическим интересам Сербии и фактически приближает тот час, когда официальный Белград будет вынужден признать независимость Косово, как того требуют Вашингтон и Брюссель.