США против Китая: битва смартфонов
Соединённые Штаты наносят удар за ударом по крупнейшей китайской телекоммуникационной корпорации Huawei. Компанию и 70 её подразделений минторг США внёс в чёрный список за «деятельность, противоречащую национальной безопасности». Практически сразу же последовала реакция от крупнейших компаний Америки: Intel, Qualcomm и Google, приостановивших сотрудничество с китайским технологическим гигантом. И хотя позже был наложен мораторий, откладывающий введение подобных «санкций» в отношении Huawei на 90 дней, маховик уже запущен.
И вот уже компания лишилась членства в SD Association, заблокирована в сообществе разработчиков инженерных стандартов JEDEC, её участие приостановлено в Wi-Fi Alliance. Кроме того, британская ARM также заявила о прекращении сотрудничества с Huawei.
KirinOS никто не видел
Важным в этой ситуации является в первую очередь то, что давление на одну компанию - это на деле не наказание конкретного участника рынка за шпионаж (как заявляют сами американцы) и не противоборство корпораций, использующих государственную машину в своих интересах, а переход на новый уровень долго тлевших противоречий США и КНР в области высоких технологий.
Ранее похожим ограничениям со стороны США подверглась китайская компания ZTE. Тогда китайцы признали, что нарушили американский санкционный режим и были вынуждены выплатить штраф в размере миллиарда долларов. Стоит сказать, что обвинения в шпионаже (как промышленном, так и государственном) китайских компаний вообще и Huawei в частности звучат со стороны Вашингтона уже давно. Нынешние действия - не прихоть президента-протекциониста. Поэтому всё, что мы, скорее всего, увидим в дальнейшем (вне зависимости от партийной принадлежности хозяина Белого дома), - лишь новые рестрикции, обвинения, уголовные дела и преследования китайских высокотехнологичных компаний.
Никакое электронное «железо», даже современное, не может быть полезно и востребовано само по себе. Поэтому отказ Google от поддержки операционной системы (ОС) Android на смартфонах Huawei - удар, который мобильное подразделение технологического гиганта вряд ли сможет легко отразить.
Да, существует открытая версия этой ОС, но без сервисов Google она практически бесполезна. Также сеть полнится слухами о KirinOS (Huawei Hongmeng) - мобильной операционной системе, разработанной в Huawei (разработка начата в 2012 году). Почти никто, кроме разработчиков, не видел её на реальных устройствах, потому остаётся только гадать, будут ли новые смартфоны с такой системой достаточно качественными и востребованными.
Дело в том, что эта ОС создавалась китайцами в качестве «плана Б», о чём два месяца назад в интервью Die Welt сказал глава потребительского подразделения Huawei Ричард Ю. Похоже, её потребительские характеристики могут и не удовлетворить придирчивых пользователей.
«Толстые» обстоятельства
На данный момент США действительно могут значительно замедлить, даже практически остановить развитие КНР в области высоких технологий. Ведь пока что именно в Америке разрабатываются наиболее современные операционные системы, микропроцессоры и электронные устройства. Отрыв Китая от актуальной информации об этих разработках и лишение возможности их использовать в своих продуктах значительно снизит темп развития Поднебесной. И всё же стоит признать, что фактически Вашингтон в каком-то смысле «запрыгивает в последний вагон» в попытке затормозить технологический прогресс «азиатского дракона».
Например, Huawei уже производит модемы (под названием Balong 5000) и телекоммуникационное оборудование стандарта 5G. Иногда даже высказываются предположения, что именно успешный прорыв китайцев в этой области и заставил Вашингтон действовать столь резко.
Однако это не совсем так - коммерческое решение в этом стандарте есть и у американского гиганта мобильных решений Qualcomm (например, Qualcomm Snapdragon X50), и у Intel (XXM™ 8160 - и он не первый их 5G модем). Да и в целом значимость сетей такого стандарта несколько преувеличена (качество и дальность связи на используемых частотах оставляют желать лучшего).
И тем не менее активность китайских разработчиков беспокоит Вашингтон совершенно обоснованно.
Кроме лишения операционной системы для своих смартфонов, Huawei теперь не сможет использовать в устройствах карты памяти microSD. Но самый сильный удар - невозможность более производить микропроцессоры Kirin, базирующиеся на ядрах от ARM. Не стоит забывать, что большая часть комплектующих в смартфонах и оборудовании Huawei также поставлялась американскими фирмами. Вряд ли корпорация легко заменит сразу всех производителей своих компонентов.
Теперь Huawei будет нужно пройти весь путь создания своих устройств заново - разработать или закупить новые процессоры, подобрать компоненты от поставщиков, не связанных с США, отладить собственную ОС - и умудриться при этом не потерять рынок.
На сегодня китайский гигант является вторым после Samsung поставщиком смартфонов в мире. На рынке телекоммуникационного оборудования позиции Huawei также весьма сильны: в 2018 году компания была лидером рынка. Её доля составляла около 28%.
Тем не менее, даже если китайцы смогут разработать новый процессор, несмотря на разрыв сотрудничества с ARM, может возникнуть проблема уже с его производством. Интересный факт - тайваньский производитель чипов TSMC потерял около 20 млрд долл. рыночной стоимости из-за подозрений, что бизнес с китайским разработчиком может прекратиться. Если под давлением США это всё же произойдёт (хотя пока в TSMC уверяют, что сотрудничество продолжится), Huawei не просто лишится удобного партнёра. Huawei недавно гордилась, что смогла преодолеть в своих новых мобильных процессорах порог техпроцесса 10 нанометров.
Это значит, что китайские фабрики по производству микроэлектроники могут просто не подойти для производства столь современных устройств. Делать же System on Chip по другому, более «толстом» техпроцессу - означает не только разрабатывать всё заново, но и создавать заранее морально устаревшее устройство.
Покупай китайское
При этом США продолжат поставлять в Китай и свои операционные системы, и свою микроэлектронику. Если одновременно все местные разработчики будут задавлены «санкциями», как Huawei, нетрудно смоделировать, как будет выглядеть технологический ландшафт этой страны.
Вряд ли подобную ситуацию допустят в Пекине. Не следует забывать, что совсем недавно в качестве типично китайского ответа на давление со стороны США было использование старого иска Qualcomm к Apple.
В итоге китайский суд запретил продавать в Китае ряд моделей iPhone. Кроме того был объявлен бойкот продукции Apple со стороны «общества» (китайские корпорации угрожали увольнением работникам, пользующимися «американскими» телефонами, а в самой Huawei для сотрудников стали предоставляться особые скидки на отечественные телефоны). Стоит ожидать, что подобные командные методы управления также затронут использование операционных систем и микроэлектроники.
В конце концов и Xiaomi, и Meizu, и Oppo, и многие другие известные корпорации отлично контролируются правительством страны, ведь они зачастую обязаны своим развитием государственным льготам и субсидиям.
Мы наблюдаем конец глобального мира, когда было совершенно нормально закупать комплектующие и софт там, где дешевле, «не изобретать велосипед», пользоваться «проверенными решениями от лучших разработчиков». Сам Китай, более чем какая-либо другая страна, переболел этим увлечением. Тем не менее, сегодня шансов сохранить высокотехнологичные отрасли у Пекина предостаточно: наработан большой задел как в виде реально существующих предприятий, так и в виде огромной армии разработчиков. Также важным фактором является крупный внутренний рынок сбыта: в частности, для мобильных телефонов рынок Китая является ключевым.
По идеологическим причинам
Конечно, оторванная от новейших разработок, сконцентрированных в первую очередь в США, китайская промышленность в итоге должна будет продемонстрировать технологический спад, возможно затяжной.
Но и американским высокотехнологичным корпорациям придётся непросто - они, вероятно, лишатся одного из крупнейших рынков сбыта и сборочного конвейера. Причём большая часть проблемы не в самом факте отрыва от Китая, а в том, что процесс протекает более интенсивно, чем это могло бы быть удобно столь сложному бизнесу.
В конечном счёте сборочное производство будет перенесено в страны вроде Вьетнама или Малайзии, а отсутствие возможности сбыта продукции на китайском рынке США компенсируют давлением на союзников - с целью недопущения «идеологически чуждых» товаров на их рынки.
Стоит заметить, что даже в случае заключения какого-либо торгового соглашения между сверхдержавами торговля высокотехнологичными компонентами и устройствами уже не вернётся полностью в то состояние, в котором она пребывала раньше. Вспомним, что поправку Джексона-Вэника, введённую против СССР, отменили лишь в 2012 году. Причём одновременно со снятием одних санкций тут же были введены другие - знаменитый «Закон Магнитского». Вероятно, того же нужно ждать и Китаю. Не стоит удивляться и тому факту, что теперь давление осуществляется не на государство как таковое, а на корпорации. Это, скорее, примета времени.