«Вооружённые силы Украины будут стараться применять тактику "лягушачьих прыжков" - тактику малых прыжков и захвата территорий, приучать Донбасс к летающим на линии фронта Bayraktar»
26 октября 2021 года соответствующее видео о применении разведывательно-ударного беспилотного комплекса Bayraktar было опубликовано на официальной странице генштаба вооружённых сил Украины в Facebook. Как сообщается в описании под видео, гаубица Д-30, которая якобы обстреливала позиции бойцов вооружённых сил Украины в районе населённого пункта Гранитное, была уничтожена. С одной стороны, ликование в комментариях всё той же социальной сети со словами «Слава Украине», «молодцы», «супер», «больше беспилотников! Больше таких видео!». С другой же, глубокое сожаление и желание непринятия случившегося с вопрошанием, а что же дальше?..
Военный эксперт Юрий Кнутов: «В случае дальнейшей эскалации обстановки, что фактически аннулирует Минские соглашения, надо будет признавать Донецк и Луганск и оказывать им военную помощь на основе двухсторонних договоров»
- Юрий Альбертович, что означает первое применение ударного беспилотника Bayraktar в Донбассе? Это единоразовая акция, направленная на «разведку» реакции со стороны России и мировой общественности? Или же это отмашка для расширения конфликта со стороны Киева, который на сегодняшний день, по официальным данным Минобороны Украины, располагает 12 турецкими боевыми дронами?
- Полагаю, это пробный вылет с целью посмотреть, как применяется Bayraktar. Дальше беспилотник будет использоваться гораздо активнее. Более того, этот вылет оказался очень удачным, в результате него была выведена из строя самоходная установка. Bayraktar также показал себя неплохо в Нагорном Карабахе (в конфликте между Азербайджаном и Арменией). Турецкие оперативно-тактические беспилотные летательные аппараты (БПЛА) эффективны в своём использовании там, где нет противовоздушной обороны, способной бороться с БПЛА. У Армении таковой не было, у Луганска с Донецком также не имеется. Эффективными комплексами в борьбе с Bayraktar стали бы ЗРК «Бук», «Тор» и «Панцирь». Но ни один из них на вооружении Донецкой и Луганской милиции не состоит. Потому и эффективных средств борьбы с беспилотниками типа Bayraktar на сегодняшний день нет.
Справка
Беспилотный летательный аппарат Bayraktar действует на высоте 7,5 км и способен поражать объекты на расстоянии до 8 км. При этом его вооружение представлено либо ракетами с лазерной головкой наведения, либо корректируемыми авиабомбами, обеспечивающими высочайшую точность поражения.
Донбасс мог бы ответить лишь 100-мм зенитным орудием, которое действительно способно поражать объекты на таких высотах и дальности, но вместе с тем возникает другая задача. На таких высотах и дальности полностью отсутствуют средства разведки и целеуказания. Также отсутствуют современные станции наводки, что делает Донецкую и Луганскую милицию практически беззащитной перед Bayraktar.
Дальше украинскими военными будет отрабатываться тактика более широкого использования БПЛА, в том числе для выведения из строя бронетехники. Фактически уже сейчас небольшое подразделение донецкой милиции было выбито с позиций. В результате чего вооружённым силам Украины (ВСУ) предоставилось возможным просочиться и занять один из небольших населённых пунктов в так называемой серой зоне.
С одной стороны, дальше вооружённые силы Украины будут стараться применять тактику «лягушачьих прыжков» - тактику малых прыжков и захвата территорий. С другой стороны, ВСУ будут приучать Донбасс к летающим на линии фронта Bayraktar. В тот момент, когда донецкие и луганские армии привыкнут к такого рода действиям, тогда беспилотники нанесут внезапный удар. Дальше события будут развиваться по «хорватскому сценарию» - будет захвачена эта территория.
Примечательно, что в результате одних из последних учений, которые проходили на Украине, случайно попали в сеть секретные документы. Так, в них предусматривается создание концлагерей для населения, проживающего на востоке Украины и самое удивительное, что эти концлагеря распространяются и на военнослужащих ВСУ. Которые по каким-либо причинам откажутся выполнять приказ, дезертируют, либо оставят самовольно позиции - всем этим будут заведовать нацистские батальоны, запрещённые в нашей стране.
- По сообщениям пресс-службы Народной милиции ДНР, ещё в том году в республике успешно протестировали новую систему ПВО под названием «Мантия-АРП». Сумеет ли новый комплекс, объединяющий артиллерию, РЭБ и ПВО, обеспечить защиту наземного и воздушного пространства республики? Или же на вооружении стоят более эффективные системы, способные ответить на вызов, брошенный с неба?
- Сомневаюсь, что этот комплекс ПВО на сегодняшний день будет эффективен. Дело в том, что он сопрягается с ЗРК «Оса». А её зоны поражения по высоте может оказаться недостаточно, чтобы достать до Bayraktar. Поэтому «Осе» будет проблематично противостоять боевым дронам этого типа. «Осы» не сработали во время конфликта в Нагорном Карабахе, они уничтожались Bayraktar. Поэтому здесь нужно думать не столько о комплексах типа «Мантия-АРП», сколько выстраивать целостную систему ПВО. Она, во-первых, должна своевременно обнаруживать подобного рода летательные аппараты, а, во-вторых, выводить их из строя не только с помощью РЭБ, но и с помощью огневых средств. То есть использовать либо ракеты класса «земля-воздух», либо артиллерийские системы.
Говоря про радиоэлектронную борьбу, стоит отметить, что Bayraktar предстаёт серьёзным оружием. На сегодняшний день беспилотник модернизирован таким образом, что даже в случае глушения канала управления он не падает, а возвращается в автоматическом режиме на базу.
- Верно ли понимаю, что средства радиоэлектронной борьбы, которыми, по заверению ЛНР и ДНР, располагают республики, будут неэффективны в борьбе с беспилотниками Bayraktar. Учитывая, что дрон способен поражать цели на расстоянии до 8 километров?
- Системы РЭБ могут быть эффективны, но те радиоэлектронные средства борьбы, которые есть у Донецка и Луганска, если и подавят каналы управления, то беспилотник не упадёт на землю и не разобьётся. Он в автоматическом режиме возвратится на базу. Более того, следующая система, внедряющаяся Турцией сегодня, может быть интегрирована и на образцы, применяющиеся на Украине. Она позволяет обезопасить эти каналы, используя спутниковую навигацию и системы связи, защищённые шифрованием, которое РЭБ системам не так просто подавить. Так что вопрос с радиоэлектронной борьбой остаётся открытым.
- Как вы считаете, будет ли готова Россия в случае расширения конфликта на востоке Украины помочь Донбассу? И какими средствами это может быть реализовано?
- Значительная часть населения Донбасса уже имеет российские паспорта. Поэтому мы обязаны защищать своих граждан - это с одной стороны. С другой стороны, Донецкая и Луганская республики признаны Абхазией и Южной Осетией. Соответственно, там поддерживаются отношения, а у нас есть договора об оказании помощи как Южной Осетии, так и Абхазии. Вот таким сложным путём мы можем оказывать определённую военную помощь. Но самым правильным в данном случае было бы признание республик. И я считаю, что в случае дальнейшей эскалации обстановки, когда вооружённые силы Украины начнут действовать более нагло и применять военную силу против двух республик, что фактически аннулирует Минские соглашения, надо будет признавать Донецк и Луганск и оказывать им военную помощь на основе двухсторонних договоров.
Военный журналист Александр Коц: «Прецедент реализации боевого применения беспилотника Bayraktar - начало большого пути, по которому теперь пойдёт Украина, если её не остановит жёсткая реакция со стороны Москвы»
- Какую вы видите взаимосвязь между впервые задействованным в боевых действиях Bayraktar, уничтожившим гаубицу и атакой кустарного беспилотника на нефтебазу? Можно ли говорить о том, что теперь Киев переходит на новые средства ведения войны?
- Не скажу, что применение кустарных беспилотников с боезапасами небольшой мощности, что-то новое. Они используют те же квадрокоптеры и в форме крыла беспилотники, на которые подвешивают заряды уже на протяжении последних лет трёх. То есть в этом плане ничего нового нет, поэтому я бы не стал связывать кустарные дроны с Bayraktar. Но сам турецкий беспилотник действительно выступает прецедентом: он был впервые применён по армии ДНР.
ВСУ постепенно приучали к Bayraktar, присутствующему в небе. Для этого они в последнее время производили частые запуски беспилотного летательного аппарата из Николаева. И он барражировал вдоль линии разграничения, что, как мы понимаем, уже является нарушением Минских соглашений. Напомню, они запрещают использование в этом районе авиации, кроме беспилотников ОБСЕ, призванных мониторить режим прекращения огня.
Первое применение ударного беспилотника было специально спровоцировано украинцами. Они зашли в Старомарьевку, начав обстрел позиции ополчения, спровоцировав тем самым ответный огонь. И когда были развёрнуты те самые гаубицы для огня на подавление одной из точек ВСУ, в этот момент и был нанесён удар Bayraktar. Судя по координатам, сам беспилотник находился глубоко на территории ДНР, что опять же противоречит Минским соглашениям.
Прецедент реализации боевого применения беспилотника Bayraktar - начало большого пути, по которому теперь пойдёт Украина, как мне кажется, если её не остановит жёсткая реакция со стороны Москвы. И она должна быть на всех уровнях. Например, можно созвать экстренное заседание в Совбезе ООН, чтобы инициировать введение беспилотной зоны или рассмотреть вопрос вплоть до разрыва всех торговых отношений. Словом, должно быть оказано максимальное давление, чтобы у Киева отпало любое желание продолжать использовать эти беспилотные системы против армии ДНР. Если этого не сделать, то в скором будущем мы привыкнем к постоянной карусели Bayraktar в свободном поиске, которые ищут цели и наносят по ним удары.
- Как вы считаете, с чем может быть связана эта эскалации ситуации на Украине? Да и что в принципе происходит сейчас в ВСУ, к чему они готовятся, что реализовывают?
- Сложно сказать, тут может быть несколько факторов. Например, американцы подтолкнули. Украина вообще такая страна, которую очень сложно заподозрить в независимости и самостоятельности принятых решений. Это может быть связано и с «Северным потоком-2», чтобы вызвать ответную реакцию России. Но и в принципе это могут быть совершенно банальные причины. По типу: ружье висит на стене - оно должно выстрелить. Поэтому рано или поздно украинцы должны были начать применять Bayraktar, что они, собственно, и сделали. Потому что оружие поставляется для того, чтобы оно стреляло. Особенно в стране, которая воюет с собственным народом. Необязательно иметь для этого серьёзные геополитические причины, просто киевская власть чувствует безнаказанность, ощущает, что ей позволяют это сделать.
В социальных сетях я уже писал, что вот это «прощупывание» прочувствовал на себе. Славянск обстреливали одиночными минами, ждали реакции - реакции ноль. Начинают стрелять залпом - реакции ноль. Подвозят гаубицы, стреляют одиночными снарядами, затем наносят удары батареями по площадям. То есть пока им будут позволять это делать, они и дальше будут применять всё более изощрённые системы вооружения.
- Александр, тогда возникает вопрос, а какими средствами Донбасс может обеспечить себе защиту от используемого Киевом вооружения? Ну и какая роль в обеспечении безопасности ЛНР и ДНР может быть сыграна Российской Федерацией?
- ЛНР или ДНР своими силами никак не смогут обеспечить себе безопасность от Bayraktar. Турецкий беспилотник имеет потолок в 8 км, а у ЛДНР просто нет таких систем противовоздушной обороны, способных работать на такой высоте. Потому никакими средствами, имеющимися в распоряжении Донбасса, Bayraktar не достать.
Соответственно, без помощи Российской Федерации обеспечить безопасность не получится. Сейчас высказываю своё мнение, как простой обыватель. Понимаю, что существуют многие политические, геополитические, дипломатические причины. Но без помощи систем ПВО, которые находятся на вооружении России, защитить ЛДНР от этих беспилотных систем не представляется возможным.
Надо либо официально регистрировать введение беспилотного режима в небе над Донбассом, либо каким-то образом оказать помощь. К примеру, использовать установленные дипломатические отношения между ДНР и Абхазией. Может последняя поставит для ДНР те же установки «Тор» или иные зенитные ракетные комплексы, способные бороться с Bayraktar. Потому что сама по себе беспилотная машина не такая и сложная цель. Она не обладает высокой скоростью и манёвренностью. И, конечно же, имея на вооружении те же «Торы», по турецкому беспилотнику работать одно удовольствие. Но у ЛНР и ДНР, к сожалению, нет подобных систем. Поэтому только третья сторона может помочь в борьбе с применёнными Украиной системами вооружения.