Российский «Панцирь-С1» против израильского «Паука-MR»?
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru

Российский «Панцирь-С1» против израильского «Паука-MR»?

А что если однажды Израиль и Сирия все-таки решатся на массовый обоюдный авиаудар? Способен ли «Панцирь-С1» отбиться от израильских авиатуч или Spyder-MR обставит российского конкурента и накроет Землю обетованную непроницаемым противовоздушным зонтиком?
18 января 2019, 06:22
Реклама
Российский «Панцирь-С1» против израильского «Паука-MR»?
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Читайте нас на: 

На Ближнем Востоке вновь закипает песок - 13 января 2019-го очередные авиарейды с показательным ракетометанием устроил Израиль. Сирийская противовоздушная оборона попыталась ответить огнем своих ПВО, которые на деле - сплошь советские и российские комплексы и системы. Правда, пока сбитыми самолетами они похвастаться не могут - F-16 ЦАХАЛа не рискуют залетать в радиус работы сирийских зениток. Они знают - если умудрятся как-то преодолеть заслон из С-300 и С-400, то уже уйти от экспортного «Панциря-С1» шансов у пилота будет немного.

Впрочем, в ответ поднимать свою авиацию армия Асада тоже не спешит - они тоже боятся подставить свои дюралевые бока под израильские зенитки Spyder-MR. «Пауки» ЦАХАЛа своими ракетами не простят залетных. 

Комплексы-погодки

Израиль, который с первых дней живет под угрозой удара с воздуха, всегда делал ставку на хорошее ПВО. Сначала это были зарубежные аналоги родом из США и Европы. Особенно в цене были большие противоракетные комплексы типа «Arrow» («Стрела»). Они-то и сдерживали потенциальные ракетные удары по молодому израильскому государству со стороны арабских соседей.

Особо острая нужда у ЦАХАЛа была в ПВО малой дальности - удары мелких ракет и потенциальное авиавторжение всерьез тревожили израильский генералитет. Поэтому армия обороны Израиля почти сразу подсела на импорт средних и малых зениток. Самым распространенным и надежным были MIM-23 Hawk и зенитная самоходка M163 «Вулкан», которая легко крошила залетчиков своими 20-миллиметровыми скорострельными пушками.

К 80-м американские «Ястребы» безбожно устарели и ЦАХАЛ задумался о новой ЗРК. На экспорт решили не рассчитывать - ставку сделали на своих конструкторов. Задание смастерить свою ЗРК на колесном ходу в начале «нулевых» поручили спарке израильских компаний «Rafael» и Israel Aircraft Industries (IAI). И уже в 2005 г. Первый вариант по имени Spyder-MR представили на Парижском авиасалоне в Ле Бурже.

Spyder-MR
© wikimedia.org
Spyder-MR

Российский «Панцирь» в инженерных задумках обозначился намного раньше израильского коллеги - в середине 1990 года Советская армия заказала новое ПВО ближнего радиуса действия. В печати стало фигурировать имя комплекса - «Роман». Первый прототип уже в 95-м предстал перед публикой на выставке МАКС. Однако тогда «Роману» не суждено было стать  грозой небес - выкупить новинку никто не смог, и перспективное ПВО превратилось в «консерву».

Перспективный комплекс из «консервы» в живой продукт превратил внезапный госконтракт - в 2005-м российское Минобороны заказало пробную партию. Кардинальных доработок не потребовалось, изменили лишь имя - с непонятного «Романа» на строгое и конкретное - «Панцирь-С1». Новая машина зарекомендовала себя отлично и в 2008 году «Панцирь» встал на вооружение российской армии.

Внешне ЗРПК «Пацирь-С1» сильно напоминает «Тунгуску-М». Однако задачи у них разные. Призвание «Панциря» - защита от атак с воздуха особо важных стратегических объектов. Преимущество российского комплекса перед конкурентами - модульная конструкция. Платформа на основе КамАЗа-6560 несет модуль с вооружением, башенную установку, модуль управления и модуль электропитания и связи. Все это в разы повышает взаимозаменяемость систем и общую ремонтопригодность «Панциря».

«Панцирь-С1».
© wikimedia.org
«Панцирь-С1».

Израильский SPYDER-MR тоже заявляется как модульный ЗРК - на шасси чешской Татры размещается установка с восемью контейнерами, в которых и размещается ударная пачка из ракет.

Но в отличие от российского одноклассника такая система менее универсальна - скорострельного пушечного вооружения у «Паука» ЦАХАЛа нет.

Верхом по кочкам и ухабам

Если у российских конструкторов есть нужда поместить вооружение на колесное шасси, то они непременно выбирают лучшего «проходимца». Для версии принятого на вооружение «Панцирь-С1»  выбрали детище Камского завода. Базовыми вариантами решили пренебречь - специально для «Панциря» инженеры сконструировали спецверсию КамАЗа с колесной формулой 8 на 8. Увеличенный клиренс, 16-ти ступенчатая коробка передач в паре с турбодизелем в 400 лошадей без проблем стала тащить «Панцирь» и по среднерусским ухабам, и по болотной хляби, и даже по зыбким сирийский пескам.

«Панцирь-С1» на основе КамАЗа-6560.
© mil.ru
«Панцирь-С1» на основе КамАЗа-6560.

Показатели проходимости у израильского Spyder-MR, посаженного на чешскую Тatra 815, выглядят скромнее. Из-за большого веса пусковой установки, которую ставят на шасси с колесной формулой 8х8, дизеля мощностью всего в 310 сил откровенно недостаточно. На слабых грунтах это почти приговор.

SPYDER-MR на шасси чешской Татры.
© idf.il
SPYDER-MR на шасси чешской Татры.

В скорости оба ЗРК братья-близнецы - из своих дизелей они способны выжать до 90 км в час.

Ракеты с пушкой наперевес

«Панцирь-С1» - очень сердитый зенитный комплекс. Свой недобор в 20 километров дальности он легко компенсирует огневой мощью. 12 управляемых двухступенчатых ракет 57Э6Е с 20 килограммами взрывчатки гарантированно накажут любого на высоте до 15 километров и расстоянии от одного до 20 километров. Даже скорость в тысячу км в час вполне по силам российскому комплексу.

Ракета 57Э6Е.
© wikipedia.org
Ракета 57Э6Е.

Если в радиус действия «Панциря» рискнет ворваться низколетящий или зависающий объект - он мгновенно будет изрешечен парой 30-мм автоматических пушек 2А38М. Тысяча бронебойно-зажигательных снарядов, вылетающих со скоростью 960 метров в секунду, гарантированно приземлит любой вертолет или беспилотник в радиусе до четырех километров. Скорострельность в 5 тысяч выстрелов в минуту просто не даст шанса уклониться.  

Именно эта пушка в паре с ракетами превращает наш «Панцирь» в зенитно-пушечный ракетный комплекс - ЗРПК.

Израильский Spyder-MR в плане вооружения мальчиком для битья никто назвать не посмеет. В арсенале комплекса восемь авиационных ракет двух типов - Derby с активной радиолокационным самонаведением и Python-5 c  тепловизионным наведением. Такой тандем дает всепогодность, скрытность и эффективность. Сама же Derby абсолютный рекордсмен в скорости - она может разогнаться до четырех Махов! От такого мегаскоростного «жала» калибром в 160 мм попробуй улизни!..

Python-5.
© wikipedia.org
Python-5.

Вторая израильская ракета - тоже не подарок. Python-5 такая же скоростная авиаубийца. И действительно - «Питон номер пять» разгоняется до четырех Махов и способен поразить цель на расстоянии в 20 км. Правда, начинка у него скромнее сестренки Derby - 11 килограмм взрывчатки против 23 килограмм.

Впрочем, это оказался идеальный вариант для летающих средств - вертолетов и БПЛА. С темпом стрельбы между выстрелами всего в две секунды Python-5 способны «гасить» любой малозаметный, низколетящий воздушный тихоход. Это подтверждают видеокадры уничтожения беспилотников Ababil «Хезболлы» во время Ливанской войны 2006-го.

Однако все эти ракеты и скорострельные пушки мгновенно превращаются в бесполезный и дорогостоящий мусор, если бы не системы обнаружения.

Передовая зоркость «Паука»

«Глаза и уши» израильского «Паука» - это трехкоординатная радиолокационная станция обнаружения Elta EL/M-2106NG ATAR 3D. Она позволяет найти и сопроводить до 60 целей одновременно в радиусе до 35 км.

Важная «фишка» командного пункта Spyder-MR - он, словно огромный сервер, может складировать целеуказания из других источников и вести боевые действия в едином информационном пространстве всей системы ПВО Израиля. Для удобства визуального управления операторов «Паука» снабдили качественными ЖК мониторами.

Радиолокационная станция обнаружения Elta EL/M-2106NG ATAR 3D.
© idf.il
Радиолокационная станция обнаружения Elta EL/M-2106NG ATAR 3D.

Радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой российского ЗРК сечет любой летающий объект в радиусе 80 км. Одновременно с этим другая РЛС «Шлем» берет цель на сопровождение. Его «фишка» - он способен распознать объекты в режиме «висения» - это вертолеты и беспилотники. Дальше включается в работу центральный вычислительный комплекс. Его задача - рассчитать координаты для пуска ракет. После остается лишь нажать на курок. Для того чтобы цель не «сорвалась» вычислительный центр «ведет» их сразу по двум каналам: радиолокационном и оптико-электронном.

РЛС «Шлем».
© wikipedia.org
РЛС «Шлем».

Также российский комплекс может сбить одновременно до четырех воздушных объектов. За полторы секунды пусковая установка «Панциря» способна переключиться и изрешетить новые цели - и это абсолютный мировой рекорд! Однако всю эту ретивость российского «Панциря» неожиданно останавливает новинка от израильской компании IAI.

Взамен стремительно стареющей РЛС Elta EL/M-2106NG ATAR 3D Израиль в свои зенитно-ракетные комплексы уже внедрил «свежие» электронные «мозги». Новая обзорная радиолокационная станция по имени MF-STAR позволяет заметить и вести те же 60 целей, но уже на удалении в 100 километров. Также специалисты отмечают и серьезное ускорение в обработки данных центрального компьютера «Паука» ЦАХАЛа. И это жирный минус для российского «Панцирь-С1» - израильский Spyder-MR видит раньше и дальше.

Вывод: «Панцирь-С1» незначительно, но уступает в дальности обнаружения израильскому однокласснику. При этом время реакции остается за русским ЗРПК.

Российско-сирийский ветеран

Актуальность и боевая мощь комплексов практически сразу с конвейера бросила их в пекло войны. Первым в бой вступил израильский SPYDER, который был куплен грузинами накануне грузино-югоосетинского конфликта. 9 августа 2008-го ракетой Python-4 он сбил российский фронтовой бомбардировщик Су-24М. Самолет вспыхнул, экипаж катапультировался, однако штурмана Игоря Ржавитина осколки все-таки настигли… Других фактов применения «Спайдеров» зарегистрировано не было. Сегодня «Спайдеры» исправно несут боевое дежурство на палестинской границе и в самой «жаркой» точке - на Голанских высотах.

Spyder-MR
© rafael.co.il
Spyder-MR

А «Панцирь-С1» повоевал куда более основательно. Начиная с 2014-го года, он исправно бьет по воздушным целям. Сначала он отстреливался от беспилотников в Крыму в том же 2014-м, а три года спустя «Панцирь-С1» отметился дружеским огнем - в Йемене по ошибке «посадили» союзный саудовский вертолет. Но главное поле боя «Панциря-С1» - это Сирия.

Самым ярким боевым событием, где серьезно поработали российские ЗРПК «Панцирь-С1» стал ночной ракетный налет, который случился в ночь на 14 апреля 2018-го. Тогда США и их приспешники обстреляли территорию Сирии «Томагавками». Всего было выпущено 103 ракеты, сирийские ПВО перехватили 71, из которых 23 оказались на счету «Панцирей».

Главное поле боя «Панциря-С1» - это Сирия.
© youtube.com
Главное поле боя «Панциря-С1» - это Сирия.

В несухом остатке

Итак, в нашем «бумажном» противостоянии и «Панцирь-С1» и Spyder-MR показали себя отличными бойцами. Они оба претендуют на звание грозы небес. Им впору прописать паритет. И все же именно у российского «Панциря» есть преимущество, которое способно обставить израильского «Паука» на поле боя - это универсальность. Российский ЗРПК одинаково легко может работать и по воздушным целям разного класса и калибра, и ударить по наземным целям. Плюс - способен вести огонь прямо на ходу. Такими качествами «Паук» ЦАХАЛа похвастаться не может.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама