Армении и Азербайджану следовало бы начать переговоры о делимитации границы с последующей её демаркацией
Боевые столкновения на армяно-азербайджанской границе, произошедшие 15-16 ноября 2021 года, были остановлены благодаря вмешательству министра обороны России Сергея Шойгу. Кое-кто, не разобравшись, начал заявлять, а куда, мол, смотрели российские миротворцы, находящиеся в Нагорном Карабахе согласно договорённости, достигнутой в ноябре прошлого года между лидерами Азербайджана, Армении и России? Почему они не вмешались в противостояние?
К сожалению, так думают далеко не рядовые граждане, не обязанные в принципе разбираться в хитросплетениях современной политики, а рассуждают некоторые политики и эксперты. Хотел бы напомнить им, что зона ответственности российских миротворцев касается, как отмечено в упомянутом документе, только зоны нагорно-карабахского конфликта.
Идеальных решений не бывает. Всегда кто-то чем-то остаётся недоволен. Но в тех условиях, когда принималось решение, это был, пожалуй, единственный выход прекращения кровопролития. Другой возможности остановить гибель людей никто не предложил.
Неся круглосуточно службу вдоль линии разграничения в Нагорном Карабахе и в Лачинском коридоре на 27 постах и патрулируя основные магистрали, российские миротворцы свои задачи выполняют - прекращено военное противоборство, дальнейшая гибель людей и разрушение инфраструктуры.
Последние события показали, что конфликт действительно может вспыхнуть в любой момент. В ноябре уже были происшествия. Вначале азербайджанские военнослужащие обстреляли мирных жителей, проводивших работы на водопроводе неподалеку от Шуши. В результате обстрела три человека получили ранения, один погиб. Затем, через несколько дней житель Степанакерта, проезжая пост у Шуши, бросил гранату в сторону азербайджанских военнослужащих, в результате чего трое из них пострадали. Нападавший был задержан российскими миротворцами, а Лачинский коридор на несколько часов перекрыт.
Однако, если сравнивать с обстановкой на армяно-азербайджанской границе, где стороны периодически обстреливают позиции друг друга, как это и произошло 15-16 ноября, в Нагорном Карабахе благодаря присутствию миротворческого контингента ситуация в целом достаточно спокойная.
Изначально Россия выступала и продолжает выступать за урегулирование кризиса политико-дипломатическим путём. Желающих добиваться своих целей исключительно силой сейчас поубавилось как в Армении, так и в Азербайджане, но такие, к сожалению, ещё остались. От них исходит главная угроза урегулирования кризиса. Не исключено, что именно они являются авторами провокаций на линии соприкосновения.
В регионе за многие десятилетия накопилось много проблем. Это неоднократно отмечал в своих выступлениях и президент России Владимир Путин. Готовых рецептов как разрешить многолетний, запутанный, отягощённый взаимной жестокостью межнациональный конфликт нет ни у кого. Но судя по шагам российских госструктур, прежде всего МИД и Минобороны, наша страна предпринимает все возможные усилия и рассчитывает, что к их разрешению, прежде всего гуманитарных проблем, присоединятся другие страны.
Как положительный момент хотелось бы отметить достигнутую договорённость о сосредоточении усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта на решении гуманитарных вопросов. Люди на деле должны увидеть, что мировое сообщество действительно намерено создать все возможности для улучшения условий их жизни. В этом смысле деятельность сопредседателей, судя по их заявлениям, будет в ближайшее время сконцентрирована на создании условий для того, чтобы в регионе Карабаха люди разных национальностей и вероисповеданий устанавливали между собой атмосферу доверия и решали повседневные вопросы в духе конструктивных компромиссов.
Самое трудное - как вернуть в регион межнациональный мир. Это наитруднейшая проблема. Без взаимных шагов навстречу друг другу её никогда не решить. Для начала на всех уровнях: начиная от руководителей до рядовых граждан нужно серьёзно поубавить тон заявлений, не выдвигать обвинений, если нет конкретной доказательной базы, не способствовать распространению слухов и домыслов. Это касается и тех экспертов и журналистов, кто в своих публикациях упор делает на патриотическую и националистическую риторику. Не надо разжигать национальную и религиозную рознь. Это сравни тушению горящего дома бензином. Наоборот, надо способствовать поиску развязок накопившихся проблем с сохранением лица оппонента и находить устраивающие обе стороны компромиссы.
Да, у каждого своя правда. Но эмоции надо отбросить в сторону и перестать апеллировать к истории, которую недобросовестные политики и разного рода авантюристы не раз использовали для обоснования неправедных дел. Слишком много ни в чём не повинных женщин, детей и стариков погибли из-за чьих-то амбиций. Как бы тяжело не было, надо исходить из сложившейся реальности. От обеих сторон необходима сдержанность и стремление к решению любых спорных вопросов через диалог. Убеждён, что пока стороны конфликта сами не захотят перемен, возможности внешних игроков повлиять на ситуацию ограничены.
Присутствие российских миротворцев может помочь остановить большую войну, но отдельные эксцессы будут продолжаться до тех пор, пока армяне и азербайджанцы не научатся жить в мире. Повторю ещё раз - надо научиться слушать и слышать друг друга на всех уровнях, прекратить делить людей на своих и чужих.
Только при таких подходах можно будет создать условия для установления доверия, окончательного и полноценного урегулирования. Но для этого понадобится время и огромные усилия. Торопить события и форсировать вопрос о статусе Нагорного Карабаха ни в коем случае нельзя. Вначале должны зажить раны.
К сожалению, кое-кто, в том числе и некоторые официальные лица на Западе, к этому настойчиво подталкивают. Почему - трудно сказать - или специально, чтобы вновь обострить обстановку на Южном Кавказе, или в силу своей полнейшей профессиональной непригодности. Лично я не раз уже убеждаюсь, что нередко в страны СНГ приезжают работать дипломаты, не знающие истории, культуры, традиций и даже языка народа страны-пребывания.
Что касается деятельности российского миротворческого контингента, то наши военные с первого дня своей миссии активно участвуют в возвращении населения Нагорного Карабаха к мирной жизни.
Более 52 тыс. беженцев вернулись в свои дома. В регион поступают гуманитарные грузы, Продолжаются работы по восстановлению систем жизнеобеспечения, благодаря участию миротворцев восстановлена инфраструктура в 60 населённых пунктах. Жители получают медицинскую помощь, включая вакцинацию от коронавируса препаратом «Спутник V». Жизнь в Степанакерте вошла в привычную колею. Лачинский коридор выглядит достаточно оживлённым.
Важнейшим направлением деятельности российских военнослужащих является разминирование. Такая работа проводится и с армянской, и с азербайджанской стороны. За год обнаружено и уничтожено свыше 26 тысяч взрывоопасных предметов. Очищено от взрывоопасных предметов почти две с половиной тысячи гектаров земли, около 700 километров дорог и порядка двух тысяч зданий.
Но удалось проверить пока не более 30% территории. Работы впереди ещё много. Надо думать, как ускорить её, какие ресурсы задействовать. В этом году от мин и неразорвавшихся боеприпасов практически каждый месяц гибли и получали ранения десятки мирных жителей и военнослужащие с обеих сторон.
К сожалению, среди российских военнослужащих также есть потери. В конце ноября 2020 года в районе населённого пункта Мадагиз в результате подрыва мины был ранен российский военнослужащий. Там наши военные совместно с азербайджанскими коллегами и представителями непризнанной республики Нагорный Карабах искали погибших. При взрыве погиб офицер вооружённых сил Азербайджана, четыре представителя МЧС непризнанной республики получили ранения.
При разминировании участка дороги в районе населённого пункта Шуша 17 декабря также прошлого года произошёл подрыв взрывного устройства. В результате получил тяжёлое ранение, несовместимое с жизнью, наш офицер из группы разминирования. К сожалению, он умер в госпитале.
В нашей стране проживает свыше 2,5 млн азербайджанцев и около 3 млн армян. Из них большая часть являются российскими гражданами. Это, а также давние исторические связи с Азербайджаном и Арменией требуют от России внимательно взвешивать и продумывать каждый шаг во внешней политике, действуя зачастую по принципу древнегреческого философа и целителя - не навреди. Для нас и азербайджанский, и армянский народы одинаково близки. Возьму на себя смелость и скажу, что лично мне и моим коллегам всё равно, где и как между ними будет проходить граница. Возможно, так думают и большинство граждан России. Это предмет уже переговоров Армении и Азербайджана. Для нас главное, чтобы они жили в дружбе и мире.
И чтобы не возникло новых боестолкновений там, где нет российских миротворцев, Армении и Азербайджану следовало бы начать переговоры о делимитации границы с последующей её демаркацией. Это позволит создать условия для перехода к следующему этапу урегулирования отношений между Ереваном и Баку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.