«Поляк в буквальном смысле рождается с чувством врага, поэтому боеготовность Войска Польского всегда на высоком уровне»
© rueconomics.ru
Главный научный сотрудник Института Европы РАН профессор Николай Межевич.

«Поляк в буквальном смысле рождается с чувством врага, поэтому боеготовность Войска Польского всегда на высоком уровне»

О том, почему нет необходимости натравливать Польшу на Россию, поскольку антироссийские настроения в польском обществе передаются из поколения в поколение, ну а если Европу заполонят мигранты, то последним христианским государством на континенте останется не Ватикан, а Польша, а также о крестьянских истоках польскости и о том, почему «московские товарищи» не возражали, чтобы польская профессура содержала пивные заведения, еженедельнику «Звезда» рассказал главный научный сотрудник Института Европы РАН профессор Николай Межевич
09 ноября 2021, 06:15
Реклама
«Поляк в буквальном смысле рождается с чувством врага, поэтому боеготовность Войска Польского всегда на высоком уровне»
© rueconomics.ru
Главный научный сотрудник Института Европы РАН профессор Николай Межевич.
Читайте нас на: 

Нацизм польского разлива

- Если Прибалтику в советские времена на полном серьёзе называли витриной социализма, то к «братской Польше» относились как бы с лёгкой иронией - дескать, курица не птица, Польша не заграница. Но сегодня эти государства, пожалуй, самые патентованные российские недруги. Особенно Польша. Согласитесь, Николай Маратович, умеем мы наживать себе врагов на ровном месте.

- Когда сто лет назад на границе с Россией образовалась цепочка государств, состоящая из Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, тогда же возникло позаимствованное из несколько другой эпохи определение - лимитроф, то есть «пограничный» по латыни. Так эти государства и назывались - лимитрофы, а жизнь тем временем продолжалась. Эстония, Латвия, Литва так лимитрофами и остались и в этом качестве в 1940 году вступили в состав Советского Союза. Достаточно быстро полноценным государством, разумеется авторитарным, стала Финляндия, явно тяготевшая к Северной Европе. Также стремительно набирала политический и экономический вес Польская Республика.

При этом надо понимать, что в отличие от современной Польши у межвоенной был очень большой проблемный комплекс. Тогда поляков в Польше было чуть более пятидесяти процентов, остальные - белорусы, украинцы, литовцы, евреи, немцы - в общем, кто там только ни жил. И вот когда случилась беда - вспыхнула Вторая мировая - кроме поляков, мало кто был заинтересован в спасении польского государства.

Гитлер наблюдает за войсками во время вторжения в Польшу.
© historycollection.com
Гитлер наблюдает за войсками во время вторжения в Польшу.

- Для представителей других народов, особенно для украинцев и белорусов, у шляхетных потомков Речи Посполитой было одно определение - быдло, то есть скот. Это к тому, что нацизм в чистом виде не только германское явление.

- Конечно. Но ответьте: станет ли защищать польское государство человек, отец которого сидит, например, в концлагере Берёза-Картузская, куда без суда и следствия интернировали так называемых противников правящего режима? Ответ очевиден - не будет. Достаточно своеобразно развивалась и социалистическая Польша, возникшая после Второй мировой войны. С одной стороны, там прошла социалистическая модернизация, появилась мощная тяжёлая промышленность, в том числе и военная, с другой - в каноническом виде сохранилась такая традиционная опора польскости, как сельское хозяйство. Без крайней необходимости никто не трогал и католическую церковь. В результате в начале девяностых, когда у нас всё было плохо, Польша, пройдя через не очень долгий и не очень тяжёлый период реформ, начала весьма успешно развиваться.

- Хотите сказать, Польша исторически оказалась более приспособленной к капитализму, чем другие бывшие страны соцлагеря, включая Россию? И отсюда же растут ноги польского экономического чуда?

- Большевики в своей стране, в Советском Союзе, вели себя крайне жёстко и по отношению к крестьянству, и по отношению к церкви, и по отношению к оппонентам. А польские коммунисты с разрешения тех же самых московских товарищей, которые свой народ держали в чёрном теле, костёл не трогали, крестьянина не терроризировали, на кооперативы не покушались. В результате в Польше, страшно сказать, ещё во времена Сталина была создана некая гибридная система, которая пережила даже Никиту Хрущёва и его преемников из ЦК КПСС. При этом надо учитывать национальный характер. Поляки люди чрезвычайно предприимчивые - дай им возможность заработать, они эту возможность ни за что не упустят.

Польские коммунисты с разрешения московских товарищей и костёл не трогали, и крестьянина не терроризировали, да и на кооперативы не покушались.
© poland-today.pl
Польские коммунисты с разрешения московских товарищей и костёл не трогали, и крестьянина не терроризировали, да и на кооперативы не покушались.

Когда я преподавал в Польше, у всех моих польских коллег кроме работы был ещё свой небольшой бизнес - кто-то держал маленькую типографию, кто-то занимался изготовлением учебных пособий, у третьего бизнес вообще не был связан с высшей школой, например - маленькая пивная, оформленная на жену. То есть то, что у нас не было принято, там работало и давало экономический эффект. И даёт по сей день.

- Пивная, оформленная на профессорскую жену, капля в море. А вот сто с лишим миллиардов евро, которые Польша получила из бюджета Евросоюза в качестве безвозмездных дотаций, это на самом деле серьёзно. Ни Болгарии, ни Румынии от щедрот Брюсселя даже близко ничего похожего не перепало, хотя они тоже могли бы стать витринами капитализма.

- Брюссель и Берлин на том этапе относились к Польше с большим сочувствием, считая, что Варшава больше пострадала от социалистических идей, чем Будапешт или Бухарест.

- Жалко стало, так что ли?

- Частично. Второй момент, Польша - это безусловно не Румыния и не Болгария. Членство в Европейском Союзе такого большого европейского государства, как Польша, сам Евросоюз поднимало на новый уровень. Ну вступила в ЕС Литва, ну и что? А вот Польша - это весомо. Но именно с этого момента у Варшавы появилась возможность торговаться с Брюсселем, и поляки такой возможностью воспользовались.

- Что же бывшая столица Варшавского договора для себя сумела выторговать?

- Например, переходный период по сельскому хозяйству на всё - на сахарную свёклу, на квоты по зерновым, на сыры, на молоко, на свинину и так далее. А сельское хозяйство, напоминаю, это опора власти и опора костёла. По промышленности было сложнее, но никто в Польше не поступал как в Литве. Когда европейцы пришли и сказали, что надо закрыть Игналинскую АЭС, литовцы моментально взяли под козырёк: «Есть! Будет исполнено, в понедельник закроем». Поляки так разговаривать с собой не разрешили. А теперь вопрос на засыпку: можете назвать, например, эстонский банк?.. И не пытайтесь - не сможете, потому что его нет. Латвийских банков тоже в природе уже не существует. Два банка осталось в Литве, но какие-то они полумёртвые.

Польша свой банковский сектор никому не отдала.
© pkobp.pl
Польша свой банковский сектор никому не отдала.

А вот Польша свой банковский сектор никому не отдала. То есть так: поляки пустили на свою финансовую территорию всех, кто был им интересен, но не дали ни немцам, ни австрийцам, ни испанцам - никому другому добиться монопольного положения.

В результате с точки зрения банковской системы Эстония как страна не существует - это Швеция. И Латвия тоже Швеция - флаг вроде есть, а страны нет, потому что банковская, страховая и финансовая системы замкнуты на Стокгольм. Всё, привет государственности!

- Польша ещё и в еврозону не вошла, осталась при своём злотом. А вот франка больше нет…

- По этому поводу поляки говорят, что дураков нет, что не надо их держать глупее шведов, датчан, а до брексита упоминали ещё и англичан, не пожелавших расстаться с фунтом. А вот к Эстонии, Латвии и Литве, которые, теряя на ходу обувь, побежали вступать в зону евро, в Варшаве отнеслись с сочувствием. Если у государства не своя валюта и это не вы регулируете её эмиссию, вы не можете в полной мере управлять своей экономикой.

С американцами братья навек?

- И всё-таки не думаю, что Брюссель осыпал Варшаву траншами исключительно из жалости. Определённо, был и политический момент.

- Это так. С другой стороны, Польша умело показывала эффективность освоения ресурсов, которые ей предоставляли. 

- Интересно, а тяжёлую промышленность, которая появилась в Польше не без помощи СССР, поляки тоже восстановили?

- Тяжёлую польскую промышленность Брюссель не финансировал. Это было бы смешно. Тем более что в Польше её было откровенно много.

- Кстати, на Гданьской судоверфи, где зародилась «Солидарность», строили корабли и для советского ВМФ. А сейчас что там строят?

На Гданьской судоверфи зародилась «Солидарность».
© gdanskshipyard.pl
На Гданьской судоверфи зародилась «Солидарность».

- Верфь имени Ленина, где работал «великий электрик» Лех Валенса, естественно, обанкротилась и закрылась. Но не только судостроением сильна польская промышленность. Корейцы и французы вложились в польскую электронику. Немецкий капитал - в предприятия автопрома. И вообще, немцы быстро поняли, что бошевский комплект автомобильной электрики в полтора раза, а на первом этапе было в два с половиной раза, дешевле делать в Польше, чем в Германии. А довезти не проблема - из западной Польши до Берлина ездят на такси. Поэтому, вкладывая деньги в Польшу, та же Германия рассчитывала на отдачу и отдачу получала. Вот Украина для инвестиций - чёрная дыра.

- Украину Запад терпит по идеологическим соображениям. А вот к Польше за что такое расположение - за пещерную русофобию или в первую очередь это перспективная экономическая площадка?

- Воспитывать из Польши врага России бессмысленно, потому что состояние польского общества в целом антироссийское. Антироссийские настроения в Польше передаются из поколения в поколение.

- А антигерманские?

- Антигерманские тоже. Они зафиксированы на глубинном генетическом уровне, но демонстрировать их в рамках Евросоюза нельзя. Антироссийские можно, Евросоюз возражать не станет.

- Что сейчас представляет из себя Войско Польское? Это серьёзная боевая «единица» или так себе?

- Это очень серьёзная сила. В количественном отношении польская армия проигрывает германской армии, французской и примерно равна британской, хотя по флоту Британия, конечно же, впереди, и было бы странно, если бы было иначе. А боеготовность польской армии я оцениваю очень высоко. Выше, чем боеготовность немецкой армии.

Войско Польское - очень серьёзная сила.
© gov.pl/web/obrona-narodowa
Войско Польское - очень серьёзная сила.

- Что говорить, если бундесвер давно прячется под юбками, сначала Урсулы фон дер Ляйен, теперь вот - Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Какой уж тут тевтонский дух!

- Кроме того, польская армия мотивирована, носить погоны в Польше сейчас почётно, почётнее, чем при социализме.

- И чем же это Войско Польское так сильно мотивировано - уж не русофобией ли?

- Уверен: польский офицер, если возникнет конфликтная ситуация с Германией, подумает пять минут, перекрестится и развернёт свой танк на запад. Не вздрогнет! Поэтому не только русофобия формирует польский дух.

Понимаете, поляк с рождения слышит, что он в кольце врагов. И монгол, и чех, про швейцарца вообще ничего не говорю, воспитываются совершенно в другой обстановке. А поляк рождается в буквальном смысле с чувством врага. Поэтому в военно-политическом отношении я оцениваю польскую армию весьма высоко.

- Не по причине ли той же русофобии американцы из всего Евросоюза выбрали себе в качестве самых близких союзников поляков? Или Польша сама предложила свои услуги?

- Это было встречное движение. По понятным причинам американцам было проще выбрать в близкие союзники именно поляков, а не немцев. А поляк больше расположен к американцам, чем к немцам, потому что искать защиту у немца от русского поляку психологически не комфортно.

29 марта 2021 года в штаб-квартире Министерства национальной обороны министр обороны Мариуш Блащак встретился с командующим 5-м корпусом Сухопутных войск США генералом Джоном Колашески.
© gov.pl/web/obrona-narodowa
29 марта 2021 года в штаб-квартире Министерства национальной обороны министр обороны Мариуш Блащак встретился с командующим 5-м корпусом Сухопутных войск США генералом Джоном Колашески.

- Даже в Брюсселе Польшу практически в лицо называют троянским конём Соединённых Штатов в Евросоюзе. Получается, Польша союзник США в конкуренции с ЕС?

- США и ЕС, безусловно, конкуренты, но не политические, а экономические. Например, у Евросоюза много блестящих разработок в сфере ВПК, но зачем это американцам, которым своё оружие некуда девать? Соединённым Штатам европейские успехи абсолютно ни к чему.

- А что поляки рассчитывают получить от столь плотного союза с Соединёнными Штатами? Есть ли у Варшавы шанс после брексита и непонятной послевыборной ситуации в Германии при известной поддержке Вашингтона занять лидирующую роль в Евросоюзе - стать если не экономическим, то административно-духовным центром Европы?

- Это возможно. Вот смотрите: из-за наплыва мигрантов рано или поздно встанет вопрос, является ли Европа христианской. Не исключено, что отвечать на него придётся если не нашим детям, то внукам. И, как вы полагаете, какое государство будет последним христианским государством Европы? Не Италия и даже не Ватикан. Это будет Польша.

Исключительный народ

- Даже не сомневаюсь, что Польша святее Папы Римского… А вот нынешний конфликт Варшавы с Брюсселем с чего начался - в лучших католических традициях со скандального закона о запрете абортов, с мигрантов или с того, что Польша не хочет потерять «индивидуальность» в составе Соединённых Штатов Европы?

- Брюссель себя ведёт как очумевший старший прапорщик, который пытается всех расставить по весу или по росту - типа в прикроватной тумбочке зубная щётка должна лежать слева от мыла и никак иначе. А поляки спрашивают: а если справа, что изменится? Брюссель отвечает: положено слева!

Закон о о запрете абортов вызвал протесты как в самой Польше, так и в странах Европы.
© flickr.com
Закон о о запрете абортов вызвал протесты как в самой Польше, так и в странах Европы.

- А вы на чьей стороне в этом споре - на стороне поляков или Брюсселя?

- Разумеется, на стороне поляков, и если бы я был польским профессором, а не российским, то я занимал бы крайне правую позицию.

- И всё-таки уточните: роль первых недругов России страны Балтии и Польша на этом историческом отрезке времени выбрали по велению сердца или это геополитическая постановка в шекспировском стиле и, судя по всему, без британского участия здесь не обошлось?

- Без британцев, конечно же, не обошлось. Никогда не обходится! Это и понятно. Прошу только не ставить в один ряд Польшу и Прибалтику. Мы же договорились: Польша крупная страна, с мощным потенциалом, со своей уникальной ролью в истории, а Прибалтика была, есть и будет лимитрофом.

- Цель американцев - не допустить сближения России и Европы, препятствовать возможности объединить русские природные богатства с европейскими технологиями. И Варшава работает в паре с Вашингтоном. Получается, Польша - антиевропейское государство?

- Давайте сформулируем иначе. Американский интерес очевиден, и Польша в прямом и переносном смысле не даёт соединиться России и Германии. Если гипотетически представить военно-политический и экономический союз Германии и России, то китайская угроза, которую в Вашингтоне сегодня ставят на первое место, сразу становится угрозой №2. 

Понятно, что всё это геополитическое конструирование в стиле первокурсников, но если теоретически представить... Ещё в XIX веке, как только выстраивалась некая модель сотрудничества Берлина и Петербурга, тут же вмешивались определённые силы. И на этом всё заканчивалось.

- А в чём феномен партии «Право и справедливость», при которой Польша без стеснения стала мериться амбициями с Британией и Германией? Вот тебе курица не птица… А ведь одно время лидеров партии близнецов Леха и Ярослава Качиньских считали чуть ли не комическими персонажами. И тут такая мощь!

- Эти лидеры, один обладал - Лех Качиньский погиб в авиакатастрофе, второй обладает всеми качествами эталонного поляка. Или почти эталонного.

Ярослав Качиньский на фоне скандала с Брюсселем заявил: если Евросоюз предал Польшу, то и НАТО предаст.
© pis.org.pl
Ярослав Качиньский на фоне скандала с Брюсселем заявил: если Евросоюз предал Польшу, то и НАТО предаст.

- Когда Ярослав Качиньский на фоне скандала с Брюсселем заявил: если Евросоюз предал Польшу, то и НАТО тоже предаст, он что имел в виду - что всё идёт к разрыву между Брюсселем и Варшавой? Или без экзальтации поляки просто не могут?

- Некоторая экзальтация безусловно есть. Но если вы не учитываете фактор польской эмоциональности, вам вообще никогда не понять Польшу. Это не скандинавские «тормоза», это совсем другой народ.

- Уже понятно, что Ялтинское соглашение теряет силу и передела мира, скорее всего, избежать не удастся. Как вы считаете, поляки при случае напомнят, что Западная Украина - это их «сходни крёсы» или промолчат?

- Есть один фактор, который мешает Киеву и Варшаве уже сегодня устроить выяснение отношений по этому вопросу. Этот фактор - Москва. Вот если России не было бы, а Тихий океан начинался сразу же к востоку от Харькова, уверяю вас: мы бы уже давно наблюдали битву за Львов. Но поскольку Россия на своём месте, Варшаве и Киеву приходится терпеть стиснув зубы, время от времени сплёвывая друг дугу под ноги.

- А вот чем объяснить тот феномен, что поляки считают себя самыми лучшим, самыми европеизированными славянами? Или я в чём-то заблуждаюсь?..

- Всё так, это известнейший тезис. Поляки действительно считают себя лучшими. Проблема только в том, что в Европе так не считают.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама