Неслучайная утечка от Чэнду
Как известно, нет предела совершенству, и авиастроение - не исключение. История наполнена множеством схем планера разной степени экзотичности и эффективности. Как оказалось, схема «бесхвостка» и поныне (о чём свидетельствует использование схемы «летающее крыло») остаётся хорошим полем для экспериментов. В частности, одна из крупнейших авиастроительных корпораций Chengdu Aircraft Corporation, создавшая истребитель J-20 и его модификации, ищет способы усовершенствования конструкции. Об этом свидетельствуют спутниковые снимки, на которых «засветился» летательный аппарат, значительно отличающийся от стоящих рядом истребителей J-20 и J-10, а также дронов.
Согласно материалам издания The Drive, принадлежащий компании испытательный аэродром, где был обнаружен необычный планер, начал расширяться с 2012 года, а в 2019 году был возведён ангар, возле которого и был обнаружен бесхвостый самолёт. Судя по фото, планёр представляет собой видоизменённую ромбовидную дельта-проекцию, отдалённо напоминающую Су-57, с размахом крыла примерно как у многоцелевого J-20.
Автор оригинальной публикации связал китайский планер с американским самолётом, который так и остался на стадии концепта - Lockheed Martin X-44 MANTA (Multi-Axis No-Tail Aircraft, многовекторный бесхвостый летательный аппарат). Главная особенность конструкции заключается в том, что для маневрирования в полёте используется не оперение, а трёхмерный вектор тяги.
Концепт «Манты» разрабатывался на основе F-22 Raptor и предполагал уменьшение радиолокационной заметности за счёт устранения киля (хвоста). Форма крыла обеспечивала дополнительное пространство для расширения топливных баков либо места размещения оружия за счёт упрощения конструкции, снижение веса самого планера, а также уменьшение радиозаметности с фронтального, боковых и заднего ракурсов. Помимо этого, обеспечивается уменьшение сопротивления воздуха, вследствие чего падает и объём потребления топлива. Однако на момент создания «Манты» проблема сводилась к устойчивости летательного аппарата при боковом ветре и малой скорости полёта - лишившись вертикального стабилизатора, планер терял не только манёвренность, но и такие, казалось бы, отдалённые характеристики как масса полезной нагрузки, дальность полёта и скорость.
Тем не менее эксперименты с данной компоновкой продолжаются, о чём свидетельствуют представленные в сентябре 2020 года концепт-арты Lokheed Martin с Next Generation Air Dominance (NGAD) - совместного проекта ВВС США и американских авиастроительных компаний по созданию истребителя шестого поколения. Возвращаясь к «Манте», стоит отметить, что предложенные конструкторами решения не были забыты - в 2018 году на авиационном фестивале Los Angeles County Air Show состоялась премьера экспериментального БПЛА X-44A, построенного основе сильно удлинённого крыла средней стреловидности. Ввиду отсутствия хвоста функции хвостового оперения брали на себя управляющие плоскости, расположенные на задней кромке консолей, брали на себя функции рулей.
Что касается китайского «самолёта-загадки», трудно сказать, является ли он прототипом истребителя шестого покорения, ранее представленного на выставке Airshow China 2021, или чем-то другим. Возможно, он и есть вариация истребителя пятого поколения, поскольку J-20 относится к тяжёлым (взлётный вес 35-40 тонн) многоцелевым истребителям. Нельзя исключать, что китайские специалисты могут работать над массовым лёгким многоцелевым истребителем пятого поколения, в том числе и для экспорта. Ведь, хотя США являются мировым лидером по продаже оружия, а российская продукция славится качеством сборки и живучестью, КНР уже в 2020 году был признан Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI) самым быстрорастущим экспортёром военной продукции.
Основные рынки сбыта китайского оружия - это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Ближний Восток, крупнейшими же импортёрами являются Пакистан и Бангладеш. В списке покупателей китайской военной продукции и такие страны как КНДР и Иран - Пекин не ограничен договорами, запрещающими поставлять оружие в те или иные страны. Кроме того, для стран со скромным бюджетом и, как следствие, отсутствием собственных разработок китайский ВПК является спасением - некоторые образцы техники с клеймом «Made in China» могут быть по качеству хуже, чем у конкурентов, но они и дешевле даже с учётом сервисного обслуживания и прочих дополнительных условий, которые предоставляются производителем. Отдельно стоит отметить, что импортёрами китайских ударных беспилотников наравне с Мьянмой, Пакистаном и Ираком являются богатые страны - ОАЭ и Саудовская Аравия, где китайская продукция не только закупается, но и производится по лицензии.
В связи с этим есть вероятность, что обнаруженный на спутниковом снимке самолёт может быть конкурентом Су-75 Checkmate - тем более, что по данным того же SIPRI КНР потеснил Россию и таким образом вышел на рынке ВПК на второе место после Соединённых Штатов. Но несмотря на жёсткое соперничество, Россия ещё надолго останется одним из ведущих экспортёров не только из-за соотношения относительно низкой цены и высокого качества, но и по той причине, что в современных военных концепциях действия производятся не только на земле, над и под водой, а также в воздухе и в космосе. То есть российские системы ПВО/ПРО - наиболее востребованный товар на военном рынке.