Checkmate: лёгкий одномоторный истребитель построен. Уже? И для кого?
© РИА Новости
Полномасштабная модель длиной около 20 метров и размахом крыла порядка 12-13 метров выставлялась в специально возведённом павильоне Checkmate/Turn the Chessboard.

Checkmate: лёгкий одномоторный истребитель построен. Уже? И для кого?

Громкой премьерой аэрокосмического салона МАКС-2021 стала демонстрация экспоната под обозначением «Лёгкий тактический однодвигательный самолёт «Сухой», - именно так он проходит на президентском сайте www.kremlin.ru. Между тем сами разработчики используют иное, по их словам - «рабочее», название «Checkmate» (в переводе с английского «Шах и Мат»). Кому поставлен и поставлен ли этот шах и мат?
09 августа 2021, 05:43
Реклама
Checkmate: лёгкий одномоторный истребитель построен. Уже? И для кого?
© РИА Новости
Полномасштабная модель длиной около 20 метров и размахом крыла порядка 12-13 метров выставлялась в специально возведённом павильоне Checkmate/Turn the Chessboard.
Читайте нас на: 

Переверни шахматную доску

Полномасштабная модель длиной около 20 метров и размахом крыла порядка 12-13 метров выставлялась в специально возведённом павильоне Checkmate/Turn the Chessboard («Шах и Мат»/«Переверни шахматную доску»). На хвостовое оперение машины нанесён регистрационный номер RF-00075, на борта фюзеляжа в районе кабины лётчика - цифры «75», воздухозаборник - логотипы государственной корпорации «Ростех» и входящих в его состав Объединённой авиастроительной корпорации и компании «Сухой». Все надписи - кириллицей, за исключением «рабочего» названия The Checkmate (с определённым артиклем) - оно латиницей.

Согласитесь, применительно к самолёту употребление словосочетания «Шах и Мат» в разговорной речи среди русскоязычных собеседников весьма неудобно. Вместе с тем, сам факт использования английских слов и выражений говорит о том, что Checkmate создаётся в расчёте, прежде всего, на зарубежных покупателей.

Пятнистый камуфляж и красные звёзды на плоскостях выполнены в стиле Воздушно-космических сил России.
© Фото автора
Пятнистый камуфляж и красные звёзды на плоскостях выполнены в стиле Воздушно-космических сил России.

Раз уж продукт рассчитан главным образом на экспорт, его следовало бы раскрасить соответствующим образом. Но поступили иначе: пятнистый камуфляж и красные звёзды на плоскостях выполнены в стиле Воздушно-космических сил России, причём они не в точности передают принятые российскими военными цвета и стилистику.

Высокопоставленные руководители промышленности на все лады расхваливали крылатую машину с упором на её высокие лётно-технические характеристики при низкой стоимости покупки и затрат в эксплуатации. Порой в их устной речи проскальзывало «Су-75», однако вскоре шла поправка - это название пока неофициальное. Чтобы оно таковым стало, необходимы решения: о принятии самолёта на вооружение, о присвоении ему официального обозначения и о запуске серийного производства. А это - привилегия Верховного главнокомандующего и Министерства обороны.

Посетив 20 июля аэрокосмический салон «МАКС-2021», президент России познакомился с новинками отечественного авиапрома, среди которых оказался и лёгкий тактический однодвигательный самолёт «Сухой». Владимир Путин выслушал пояснения членов правительства и сотрудников авиастроительных компаний по данной разработке, но никаких замечаний и комментариев не дал.

Как можно судить по официальной хронике событий от правительственных структур и подконтрольных им средств массовой информации, никто из высокопоставленных военных за шесть дней работы аэрокосмического салона с RF-00075 близко не познакомился. Правда, в ходе осмотра авиатехники в день открытия МАКС-2021 Верховного главнокомандующего сопровождал заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов.

Президент России познакомился с новинками отечественного авиапрома, среди которых оказался и лёгкий тактический однодвигательный самолёт «Сухой».
© kremlin.ru
Президент России познакомился с новинками отечественного авиапрома, среди которых оказался и лёгкий тактический однодвигательный самолёт «Сухой».

После отбытия президента Борисов провёл краткую встречу с представителями СМИ, и ему задали следующие вопросы. А есть ли заказчики у новой разработки опытного конструкторского бюро имени П.О. Сухого? И правда ли, что первыми покупателями будут иностранцы?

«Лёгкий истребитель будет, в первую очередь, действительно, ориентирован на страны Африки, на Индию и Вьетнам, - ответил Юрий Иванович. - Спрос на подобные самолёты достаточно высокий, оценивается минимум триста экземпляров, причём это консервативная оценка на ближайшее время. Многое зависит от того, как быстро мы его выведем на международный рынок. Надеемся, что крайний срок - рубеж 2025-2026 годов».

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров (слева) и заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021.
© Фото автора
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров (слева) и заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021.

Со своей стороны, министр промышленности и торговли Денис Мантуров сказал: «Основной новинкой, представленной на МАКС-2021, которая должна выйти [на рынок] в ближайшие четыре года, выступает новый лёгкий истребитель с одним двигателем. Подобной машины у нас давно не выпускалось. Мы должны вернуться в когорту стран, которые сегодня продают на международных рынках аналогичную технику: Америка - F-35, Швеция - Gripen. Китай вместе с Пакистаном разработали JF-17, на котором, кстати, используется российский двигатель РД-93. Нам нужно с учётом максимальной унификации по авиационным средствам поражения, компонентной базе, агрегатам и конструктиву самолёта максимально унифицировать с Су-57 и по каким-то компонентам с Су-35. Это нужно, чтобы новая машина получилась как можно дешевле. Основной рынок дня неё будет - международные поставки».

На уточняющий вопрос, предлагается ли самолёт Министерству обороны России, Денис Валентинович ответил: «Конечно, мы также рассчитываем и на то, что наши Вооружённые силы приобретут определённый объём этой техники». Пока самолёт будут называть «Checkmate», но в дальнейшем хотят переименовать в соответствии с традиционной номенклатурой, скорее всего - Су-75, добавил Мантуров.

Приведённые выше слова Борисова и Мантурова - пока всё, что высокопоставленные члены правительства сказали о новом самолёте.

Помимо них высказывались и представители промышленности. Руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов назвал предполагаемую цену за единицу серийной продукции пока ещё несерийного выставочного экземпляра - от 25 до 30 миллионов долларов. Это в три-шесть раз меньше, чем у шведского и американского истребителей в данном классе.

«Это наше, российское, "суховское", видение самолёта»

В ходе презентации RF-00075 для прессы заместитель главного конструктора самолёта Алексей Булатов сказал, что лёгкий истребитель будет дополнять тяжёлый Су-57. «Мы видим перераспределение задач между ударными и воздушными целями, отсюда - изменение комбинации цифр «наоборот». Но пока это только номер». Словом, он тоже надеется, что в будущем самолёту будет присвоено обозначение «Су-75».

Расчётная дальность полёта - порядка 3.000 км, радиус действия с учётом возвращения на аэродром базирования - около 1.500 км. Максимальная скорость - до 2 Махов, перегрузка - до 8 единиц.

Геометрические параметры разработчик не приводит, но Булатов говорит, что ближайшим по размерности является F-35. Однако «это не аналог», поскольку разработка «Сухого» представляет «принципиально другой самолёт». Его отличают лучшие показатели скорости, дальности и грузоподъёмности, а также малозаметности. «Это наше, российское, "суховское", видение самолёта в лёгком классе. Это - истребитель, который может летать далеко и с большим количеством оружия, в том числе внутри фюзеляжа. У него уникальная аэродинамическая схема. Каждое из решений, представленное на этом самолёте, привело к определённому росту характеристик», - утверждает Булатов.

При разработке нового самолёта учтён опыт Су-57 в части выполнения короткого взлёта и посадки, для выполнения которых достаточно 400-500 метров аэродромной полосы. Такие цифры получаются за счёт высокой тяговооружённости и несущих свойств крыла, параметры которого подобраны так, чтобы оно обеспечивало высокую подъёмную силу на характерных скоростях. А отклоняемый вектор тяги служит и для быстрого выхода на большие углы тангажа.

Генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь и заместитель главного конструктора самолёта Checkmate Алексей Булатов.
© Фото автора
Генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь и заместитель главного конструктора самолёта Checkmate Алексей Булатов.

На показанном на МАКС-2021 экспонате установлен «существующий двигатель в классе тяги 14,5-16 тонн». «Он отработан годами и будет ещё более совершенным на этом самолёте на основе задела, который имеет ОДК, - пояснил Буланов. - Этот двигатель хорошо вписывается в однодвигательную компоновку». Булатов не назвал марку мотора, но исходя из величин тяги и размера сопла, можно догадаться, что это - доработанный АЛ-41Ф-1С, что ставится на выпускаемые серийно тяжёлые истребители Су-35С. Правда, у него несколько иное сопло, с изменениями в части снижения заметности в инфракрасном спектре.

Более продвинутый АЛ-41Ф-1 с иным управлением стоит на Су-57 «первоначального облика». Самолёты «второго этапа» получат силовой агрегат следующего поколения, известный как «Изделие 30». «Наши коллеги из ОДК не стоят на месте, работа над новой моделью для тактической авиации идёт», - пояснил президент ОАК Юрий Слюсарь. И добавил, что самолёт как платформа может быть использован для установки двигателя нового поколения, для чего может потребоваться «не критичная доработка» по планеру.

Проектирование нового самолёта было решено провести на базе обширного задела, полученного при создании Су-57. Руководитель ОАК охарактеризовал его как «большой, мощный, самый современный многофункциональный истребитель с выдающимися характеристиками». Отработанные технологии позволяли в короткие сроки спроектировать меньший по размерности боевой самолёт, оснащённый не двумя, а одним двигателем такой же тяги и марки.

«Однодвигательный самолёт даёт принципиально другую экономику, - утверждает руководитель ОАК. - Хорошая экономика - это не только привлекательная цена приобретения, а ещё стоимость в эксплуатации. Мало купить самолёт, важно ещё его эксплуатировать по экономически обоснованным ценам. Порядка 70% расходов в эксплуатации - затраты на двигатель, топливо, капитальный ремонт и техническое обслуживание».

Проектирование нового самолёта было решено провести на базе обширного задела, полученного при создании Су-57.
© Фото автора
Проектирование нового самолёта было решено провести на базе обширного задела, полученного при создании Су-57.

Словом, для тех покупателей, кто не может себе позволить тяжёлый и дорогой Су-57, будет предлагаться лёгкий и дешевый Checkmate. «Решение на проектирование было принято, когда мы увидели рынок сбыта для лёгкого самолёта и поняли, что обладаем необходимым заделом», - сказал Юрий Слюсарь.

Новый лёгкий истребитель - многоцелевой, предназначен для борьбы с авиацией противника в воздухе, уничтожения наземных и надводных целей, а также ведения разведки. «Идея проекта родилась "от экономики", - продолжает Юрий Борисович. - На наш взгляд, сейчас на рынке присутствует очень много самолётов, представленных различными разработчиками и производителями. Среди них, однако, нет истребителя пятого поколения с одним двигателем, экономически обоснованного по цене, которая была бы под силу большинству заказчиков многофункциональных военных самолётов. А именно этим заказчикам - в первую очередь странам Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки, и даже европейским странам, нужен недорогой самолёт, который бы имел возможность отвечать их задачам, который они могли бы сконфигурировать под себя».

От существующих однодвигательных самолётов данная модель отличается повышенной тяговооружённостью и самыми большими в классе внутрифюзеляжными отсеками вооружений. Их объём позволяет разместить всю номенклатуру средств поражения, которая используется на Су-57. Полезная нагрузка - 7,4 тонны, что тоже делает новый самолёт «чемпионом и лидером в своём классе».

Ориентация на клиента. Зарубежного

Что касается переговоров с конкретными заказчиками, то они ещё не велись, поскольку разработка держалась в секрете. Демонстрация RF-00075 на МАКС-2021 - способ привлечь внимание иностранных клиентов и журналистов. Премьера самолёта получила большой резонанс в СМИ. «Теперь мы можем проводить открытый разговор с заказчиком, предлагая весь тот обширный набор функций, которыми этот самолёт обладает», - говорит Слюсарь.

По части продвижения самолёта на рынок проделана следующая работа. Составлен бизнес-план проекта на ближайшие 15 лет, предусматривающий продажу 300 единиц серийной продукции. Рынки сбыта - прежде всего те, на которых уже представлены советские и российские самолёты.

Демонстрация RF-00075 на МАКС-2021 - способ привлечь внимание иностранных клиентов и журналистов.
© Фото автора
Демонстрация RF-00075 на МАКС-2021 - способ привлечь внимание иностранных клиентов и журналистов.

«Мы исследовали рынок вместе с коллегами из "Рособоронэкспорта". Цифра "300" является не просто нашей мечтой. Она просчитана по регионам и странам, по функционалам, по располагаемым бюджетам, по темпам отхода парка. Словом, непосредственно с заказчиками работу мы пока не вели, а тщательно исследовали рынок», - утверждает руководитель ОАК.

Лёгкий тактический однодвигательный самолёт «Сухой» - это, прежде всего, «клиенто-ориентированный самолёт», - подчёркивает Слюсарь. Сначала потенциальным покупателям будет предложена некая «базовая платформа». Собственно, пока у разработчика есть только она, поскольку, по словам Слюсаря, соответствующему проекту - всего чуть более года. Проектирование и «виртуальные испытания» прошли быстрыми темпами за счёт широкого использования цифровых методов и суперкомпьютеров.

Помочь заказчику настроить самолёт «под себя» призван принцип «открытой архитектуры» БРЭО и «модульная схема» планера. Если кому-то не нравится предложенный комплект бортовой аппаратуры - разработчики готовы разместить БРЛС, средства связи, ответчик государственного опознавания, выбранные клиентом. Помимо базового одноместного варианта существует возможность разработки беспилотного аппарата и учебно-боевого, с экипажем из двух человек. Адаптация будет с минимальными изменениями, как и в случае с корабельным (палубным) вариантом.

ОАК также хочет привлечь внимание Воздушно-космических сил. «Очень надеемся, что интерес со стороны ВКС к этой платформе будет проявлен», - говорит Слюсарь. Ради этого предполагается создание нескольких вариантов, включая беспилотный.

«А мы ещё предлагаем и интегрированную систему логистической поддержки "Матрёшка" на новой информационной базе. Она будет поддерживать эксплуатанта и минимизировать его расходы, начиная от наземного обслуживания (путём минимизации персонала) и заканчивая управлением складами запасных частей при поддержании лётной годности и технической исправности на высоком уровне. Наша задача - получить минимальную стоимость лётного часа».

Checkmate - инициативная разработка промышленности, на которую пока нет технического задания от министерства обороны.
© Фото автора
Checkmate - инициативная разработка промышленности, на которую пока нет технического задания от министерства обороны.

Экспонат RF-00075 - «не просто макет и не просто демонстратор», - говорит Слюсарь. По его словам, менее чем через год будут закончены статические испытания. «Необходимо доукомплектование, проведение всего комплекса наземных испытаний, подготовка к полёту. Самолёт полетит в 2023 году».

Фактор времени - очень важный. «Ищем варианты сдвинуть с 2027 на 2026 год. Наша цель - чтобы серийные самолёты начинали предлагаться заказчику с 2026 года».

Checkmate - инициативная разработка промышленности, на которую пока нет технического задания от министерства обороны, - признался Юрий Слюсарь. «Финансировали её мы сами. Конечно, рассчитываем на помощь государства. Она обещана, она будет. Но это помощь скорее на создание продукта, продвижение его на рынки, в первую очередь - внешние. Финансирование будет ориентировано на такой формат».

Первым делом «сушки», а Checkmate потом

Сам факт того, что отечественные конструкторы предложили новый проект боевого самолёта, быстро прошли стадию исследований и концепта, построили макет в натуральную величину и ведут подготовку к постройке прототипа для проведения лётных испытаний - отрадный.

Однако напрягает отсутствие технического задания МО РФ, а также практического интереса к новой машине со стороны военных. Возможно, это объясняется бюджетными соображениями. Главным приоритетом в области истребительной авиации остаётся оснащение строевых частей серийной продукцией - Су-30СМ, Су-34 и Су-35С. Пока что военные получили не более 400 таких машин, что недостаточно для замены остающихся в строю МиГ-29 и Су-27 советского периода.

Эти самолёты - тяжёлого класса, относятся к четвёртому поколению сверхзвуковых истребителей. Решают все возложенные на них задачи, хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации в ходе контртеррористической операции в Сирии.

Из 76 заказанных истребителей пятого поколения Су-57 промышленность поставила (в декабре 2020 года) только один серийный образец.
© Фото автора
Из 76 заказанных истребителей пятого поколения Су-57 промышленность поставила (в декабре 2020 года) только один серийный образец.

Принято решение дополнить их сравнительно небольшим числом истребителей пятого поколения Су-57, при этом из 76 заказанных самолётов промышленность пока поставила (в декабре 2020 года) только один серийный образец. Причём - в первоначальном облике, а вариант «второго этапа» (с новыми двигателями типа «Изделие 30») ещё не завершил испытания, и планируется к выпуску не ранее периода 2023-2025 годов.

Размеры оборонного бюджеты не безграничны. Логичным для МО РФ представляется путь концентрации имеющихся финансовых ресурсов на закупке серийной продукции, образцы которой уже имеются в войсках, создана материально-техническая база по их поддержке в эксплуатации, организован процесс обучения личного состава и так далее.

Соответственно, не приходится ожидать немедленной положительной реакции военачальников на появление у промышленности проекта нового лёгкого истребителя. Возможно, интерес к нему появится, когда потребуется заменить по износу «сушки» четвёртого поколения. А это будет ещё не скоро, ведь ресурс по планеру, двигателю и основным системам, заявленный промышленностью, в зависимости от модели, составляет от 4 до 6 тысяч лётных часов. Словом, ориентация Checkmate прежде всего на внешний рынок оправдана, а патриотам России можно, скрепя сердце, согласиться с использованием иностранных слов и выражений ради целей маркетинга при продвижении отечественной продукции на глобальный рынок сбыта.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама