Ядерная сделка с Ираном невозможна без ядерной сделки с Израилем
© flickr.com
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш высказался за скорейшее создание на Ближнем Востоке зоны без ядерного оружия.

Ядерная сделка с Ираном невозможна без ядерной сделки с Израилем

О ядерном оружии, которого у Ирана по некоторым данным нет, Израиль говорит больше и чаще, чем о собственном ядерном оружии, которое по некоторым данным, у Израиля таки есть
15 декабря 2021, 11:00
Реклама
Ядерная сделка с Ираном невозможна без ядерной сделки с Израилем
© flickr.com
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш высказался за скорейшее создание на Ближнем Востоке зоны без ядерного оружия.
Читайте нас на: 

В принципе, позиция ООН по вопросу создания зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке, несомненно, носит конструктивный характер. Однако эти благие намерения международной организации, увы, едва ли воплотятся в реальность, по крайней мере, в обозримом будущем.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш высказался за скорейшее создание на Ближнем Востоке зоны без ядерного оружия. Обращаясь к участникам проходившей в Нью-Йорке второй сессии Конференции по вопросу о появлении на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения, он подчеркнул, что проблема ядерной безопасности в регионе отнюдь не решена.

По его словам, Ближний Восток остаётся конфликтным, здесь погибают люди, в том числе мирные жители. Глава Всемирной организации призвал все страны региона проявлять сдержанность и не допускать эскалации конфликта.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш уверен, что расширение безъядерных зон станет содействовать построению более безопасного мира.
© un.org
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш уверен, что расширение безъядерных зон станет содействовать построению более безопасного мира.

Гутерриш уверен, что расширение безъядерных зон станет содействовать построению более безопасного мира. «Это особенно актуально для Ближнего Востока, где сохраняются опасения по поводу ядерных программ, а конфликты и гражданские войны приводят к многочисленным жертвам среди гражданского населения, подрывая стабильность и препятствуя социально-экономическому развитию», - сказал Гутерриш. Далее он напомнил о Совместном всеобъемлющем плане действий по иранской ядерной программе (СВПД), известном как «иранская ядерная сделка», и заявил, что возобновление переговоров в Вене по этой сделке является «знаковым шагом». «Все стороны должны обеспечить эффективность важного инструмента», - заметил глава ООН.

Ещё в ноябре 2019 года прошла первая сессия Конференции по вопросу о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Её участники, в том числе руководитель ООН Антониу Гутерриш, отметили актуальность этой задачи и напомнили об опасности ядерного оружия.

На сегодняшний день в мире уже существует пять безъядерных зон. Движение за создание таких зон началось в 1959 году, когда под эгидой ООН был подписан договор о запрете ядерных испытаний и захоронения радиоактивных материалов в Антарктике. В 1967 году подписали Договор Тлателолко - о создании такой зоны в Латинской Америке. В 1986 году соответствующее соглашение заключили государства южной части Тихого океана. В 1995 году была создана безъядерная зона в Юго-Восточной Азии, а в 2006-м - в Центральной Азии.

На сегодняшний день в мире уже существует пять безъядерных зон.
© un.org
На сегодняшний день в мире уже существует пять безъядерных зон.

Между тем, как пишет сейчас израильский портал isra.com, нынешняя инициатива Гутерриша по созданию безъядерной зоны на Ближнем Востоке якобы простимулирована «врагами Израиля, которые утверждают, что он единственный в регионе обладает ядерным оружием. Такие страны как Иран, Сирия, Египет, Турция, Иордания мечтают оставить Израиль без такого надёжного и мощного средства защиты, каким можно назвать ядерный щит».

Недавно даже в администрации президента США призвали Израиль отказаться от мер по силовому решению «иранского вопроса», так как стороны могут вернуться к исполнению своих обязательств в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий. Ранее США призывали израильское руководство и спецслужбы к отказу от ликвидации иранских физиков-ядерщиков и атак на иранские ядерные объекты. При этом в Вашингтоне при президенте Джо Байдене упрекают власти Израиля в том, что именно после силового вмешательства с их стороны Иран и активизировал работы по обогащению урана.

В Израиле такие призывы США отвергают. В ответ Вашингтону прозвучали официальные заявления от израильских лидеров о том, что возобновление США ядерной сделки с Ираном не станет для Иерусалима поводом для отказа от мер по противодействию получения Тегераном атомной бомбы и отмены операций по подавлению ядерных амбиций Ирана.

Министр финансов Израиля Авигдор Либерман подчёркивает: «Ясно то, что никакая сделка с Ираном не помешает ему получить ядерное оружие. Он может стать обладателем атомной бомбы в течение ближайших пяти лет». При этом премьер Израиля Нафтали Беннет заявляет: «Мы сохраним свободу в плане противодействия иранской ядерной программе. Никакими сделками мы себя связывать не собираемся».

Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет заявляет, что Израиль никакими сделками связывать себя не собирается.
© naftalibennett.co.il
Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет заявляет, что Израиль никакими сделками связывать себя не собирается.

Получается: Израиль сейчас по сути открыто подтверждает, что именно он занимался убийством иранских ученых-ядерщиков, а также впредь не откажется от подобных шагов. Тегеран такую деятельность Израиля именует государственным терроризмом.

В Иране, комментируя последние высказывания руководителей еврейского государства, отмечают, что примут заявления израильских властей во внимание и советуют международной общественности и международным политическим институтам не пройти мимо них. Также добавляется, что о ядерном оружии Ирана, которого нет, Израиль говорит больше и чаще, чем о собственном ядерном оружии, которое есть.

Справка

Израиль начал свою атомную программу ещё в середине 1950-х годов, Израиль никогда не подтверждал, но и не опровергал утверждения о наличии у него ядерного оружия, Израиль импортировал из Франции в конце 1950-х годов ядерный реактор, который был пущен в ядерном центре Димона.

Имеющиеся экспертные оценки ядерного арсенала Израиля лежат в широком диапазоне. Так, в СИПРИ полагают, что израильтяне обладают примерно 80 собранными ядерными боеприпасами: 50 боеголовок для ракет и 30 бомб для авиации. В ИСС Росатома предполагают, что суммарно в ядерном арсенале этой страны имеется от 130 до 200 боеприпасов. Есть и более максималистские оценки, согласно которым, к концу 1990-х у Израиля было 400 боеприпасов, включая авиабомбы, боеголовки для баллистических ракет, снаряды крупнокалиберных артиллерийских систем и мины.

Экспертный анализ структуры израильских вооружённых сил показывает, что страна располагает ядерной триадой, опирающейся на носители двойного предназначения, которыми являются тактические самолёты, мобильные ракетные комплексы и дизель-электрические подводные лодки.

В ИСС Росатома предполагают, что суммарно в ядерном арсенале Израиля имеется от 130 до 200 боеприпасов.
© techgenez.com
В ИСС Росатома предполагают, что суммарно в ядерном арсенале Израиля имеется от 130 до 200 боеприпасов.

Так что, несмотря на волю ООН, Израиль отказываться от своего ядерного оружия вовсе не собирался и не собирается. И не допускает даже мысли об этом. Не случайно издание Times of Israel со ссылкой на власти страны пишет: для Израиля «принципиально важно отстоять свои позиции в этом вопросе». В свою очередь Иран в случае намечающегося возвращения США в «ядерную сделку» с ним, конечно, притормозит обогащение урана, но трудно себе представить с учётом позиции Израиля, чтобы Тегеран решился на радикальный отказ от стремления в дальнейшем иметь собственное ядерное оружие. Кстати, ещё в сентябре этого года специалисты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) выражали мнение, согласно которому Иран весьма приблизился к созданию первого ядерного заряда, писала The New York Times.

Наряду с тем постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов отметил, что вторая сессия конференции по вопросу создания зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения на Ближнем Востока, прошла достаточно успешно. Словом, принципиальная позиция ООН по данной проблеме, несомненно, носит конструктивный характер. Однако эти благие намерения всемирной организации, увы, едва ли воплотятся в реальность. По крайней мере, в самом обозримом будущем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама