Латинская Америка: тектоническое движение влево
© youtube.com/Alberto Fernández
Мексика и Аргентина начали строить латиноамериканскую антилиберальную ось, которая никак не устраивает Вашингтон.

Латинская Америка: тектоническое движение влево

США реально теряют вожделенные рычаги управления миром, в том числе и Латинской Америкой. Но до того, как Вашингтон окончательно потеряет свои «задворки», он может наломать ещё немало дров и принести много горя тем, кого называет «латинос»
Реклама
Латинская Америка: тектоническое движение влево
© youtube.com/Alberto Fernández
Мексика и Аргентина начали строить латиноамериканскую антилиберальную ось, которая никак не устраивает Вашингтон.
Читайте нас на: 

Политические события последних двух лет в Латинской Америке практически не оставляют сомнений в том, что страны континента разворачиваются «влево». Кто-то назовёт это очередным ожидаемым политическим циклом, который, мол, традиционно наступает после пяти-шестилетнего периода, когда практически везде в Латинской Америке у власти находились правые правительства. Их внешнеполитический вектор был направлен в сторону Вашингтона, а в экономическом плане они придерживались рецептов Международного валютного фонда (МВФ) и Чикагской экономической школы, диктующей всему миру устранение государства из экономики и провозглашающей царство свободного рынка. Между тем наступление левого цикла в Латинской Америке было ожидаемо отнюдь не по причине традиционного чередования правых и левых правительств в странах региона. Оно обусловлено провалом неолиберальной идеи как в Латинской Америке, так и на других континентах. И, что примечательно, к югу от Рио-Гранде разворот континента влево уже формализуется и оформляется в политические заявления государственных руководителей.

«Антинеолиберальная ось Латинской Америки»

Состоявшийся на днях официальный визит президента Аргентины Альберто Фернандеса в Мексику и его переговоры с мексиканским коллегой Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором вышли далеко за рамки двусторонних отношений и формально объявленной программы переговоров, предусматривавшей обсуждение вопроса о справедливом международном распределении вакцин против коронавируса. На этих переговорах на высшем уровне было вербально оформлено то, что называется «левым разворотом» Латинской Америки. Президенты Мексики и Аргентины заявили об общем политическом векторе, нацеленном «на закрепление новой прогрессивной, антинеолиберальной оси в Латинской Америке». Оба президента высказались за «укрепление геополитического альянса в регионе… с целью покончить с недавним прошлым и с наследием последних "неолиберальных" правительств».

23 февраля состоялся официальный визит президента Аргентины Альберто Фернандеса в Мексику и  переговоры с мексиканским коллегой Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором.
© youtube.com/Alberto Fernández
23 февраля состоялся официальный визит президента Аргентины Альберто Фернандеса в Мексику и  переговоры с мексиканским коллегой Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором.

То, что Лопес Обрадор сторонник левых взглядов и идейный противник США и идущих оттуда либеральных идей, всем было широко известно. Вместе с тем Лопес Обрадор шёл на выборы с обещанием сосредоточиться на национальных делах. Известно его заявление о том, что «лучшая внешняя политика - это внутренняя политика». Ею он преимущественно и занимался до недавнего времени. Однако в последние недели, как отмечает испанская El País, «стратегия его правительства, похоже, изменилась, теперь она нацелена на лидерство Мексики в регионе».

Между тем на лидерство в Латинской Америке можно претендовать при некоторых необходимых условиях. Главное из них заключается в наличии плодотворной идеи и в её поддержке политиками и народами стран региона. Причём эта поддержка должна иметь некую критическую массу, которая не позволит идее превратиться в пшик и, соответственно, оконфузить того, кто претендует на подобное лидерство. А данном случае идея такова: уничтожить «наследие неолиберализма» и утвердить в странах региона социально ориентированную государственную модель.

Именно в этом процессе Лопес Обрадор и намерен взять лидерство на себя. Эту инициативу Мексики без колебаний готова поддержать Аргентина. «Наш долг - объединить усилия Мексики и Аргентины. У них должно быть общее будущее - такое, которое поможет всей Латинской Америке. Это наша обязанность. От самой северной до самой южной страны Латинской Америки мы должны наметить ось, которая объединит весь континент», - заявил президент Аргентины Фернандес на совместной пресс-конференции с Лопесом Обрадором.

Мексика, Аргентина...

Вот так, довольно неожиданно для всех, Мексика и Аргентина публично взяли на себя роль лидеров антилиберализма. Близость политических проектов Фернандеса и Лопеса Обрадора является главной предпосылкой для укрепления этого партнёрства. Это очень смелый шаг для тех, кто живёт на «задворках США», как Вашингтон называет Латинскую Америку. Соединённые Штаты со времён рождения «доктрины Монро» в XIX веке не рассматривают Латинскую Америку иначе как регион, где только Вашингтон имеет свои стратегические интересы и никто другой, включая самих латиноамериканцев, не должен там править бал.

Соединённые Штаты имеют свои стратегические интересы в Латинской Америке и никто другой, включая самих латиноамериканцев, не должен там править бал. Карта военных баз США и НАТО в Латинской Америке.
© wikimedia.org
Соединённые Штаты имеют свои стратегические интересы в Латинской Америке и никто другой, включая самих латиноамериканцев, не должен там править бал. Карта военных баз США и НАТО в Латинской Америке.

На протяжении десятилетий все непослушные автоматически становились врагами США и, как правило, плохо заканчивали. Одних просто убивали, других свергали, третьи погибали в авиакатастрофе «при загадочных обстоятельствах». Однако в нынешних условиях «левый крен» Латинской Америки уже настолько очевиден, настолько очевидно разочарование латиноамериканцев либеральными мерами управления экономикой, что даже самый умеренный и острожный политик должен как минимум считаться с этим. Лопес Обрадор и Фернандес пошли дальше - они решили возглавить процесс разрушения либерального наследия прежних правительств.

Движение влево на континенте началось с Мексики, где на выборах в июле 2018 года в коалиции с другими левыми партиями победил лидер Движения национального возрождения (MORENA) Лопес Обрадор. Оппоненты упрекали его в том, что он получает поддержку от «венесуэльского диктора» Николаса Мадуро, тем самым давая понять избирателям, что хуже Лопеса Обрадора может быть только сам Мадуро, который считается одним из главных врагов США. Мол, и Мексику ждёт такая же участь. При этом Лопес Обрадор не скрывал своих симпатий к руководству Венесуэлы и… победил на выборах.

Николас Мадуро считается одним из главных врагов США не только в Южной Америке.
© twitter.com/NicolasMaduro
Николас Мадуро считается одним из главных врагов США не только в Южной Америке.

За Мексикой последовала Аргентина, где в октябре 2019 г. убедительную победу на президентских выборах одержал «перонист» и, значит, сторонник левых взглядов Альберто Фернандес в тандеме с бывшим президентом, также «перонисткой» Кристиной Киршнер, которая стала вице-президентом. Аргентинцы проголосовали против неолиберального курса президента Маурисио Макри, который, будучи открытым сторонником США и проводя экономическую политику под диктовку МВФ, баллотировался в президенты повторно. Ему не помог даже кредит в 50 млрд долларов, выделенный МВФ формально для «стабилизации экономики» Аргентины, а по сути - на поддержку Макри. Эти гигантские деньги были выделены действующему президенту в расчёте на то, что с их помощью он ослабит хронический экономический кризис в Аргентине, обуздает инфляцию и, следовательно, создаст из себя образ «спасителя страны» в канун выборов. Но и это не способствовало его победе.

… и дальше со всеми остановками

В октябре 2020 года всех удивила Боливия. Там на внеочередных президентских выборах уже в первом туре победил Луис Арсе - представитель партии свергнутого в 2019 году президента Эво Моралеса «Движение к социализму» (El Movimiento al Socialismo - MAS). Проамериканские кандидаты Карлос Меса и Фернандо Камачо остались далеко позади. Исход голосования в Боливии ещё раз опроверг тезис о том, что на президентских выборах 20 октября 2019 года сторонники MAS якобы совершили подлог, чтобы зафиксировать победу действующего на тот момент президента Моралеса. Напомню, что именно обвинение Моралеса и его сторонников в подлоге стало началом государственного переворота, в результате чего Моралес был вынужден бежать из страны. И, кстати, его приютила Мексика. Прошло время, и всё стало на свои места. За Арсе, сподвижника Моралеса, отдали голоса 52,4% избирателей. А Меса и Камачо, которые были главными зачинщиками массовых беспорядков после выборов, оказались посрамлёнными.

На президентских выборах в Боливии победил Луис Арсе - представитель партии свергнутого год назад президента Эво Моралеса «Движение к социализму».
© flickr.com
На президентских выборах в Боливии победил Луис Арсе - представитель партии свергнутого год назад президента Эво Моралеса «Движение к социализму».

И, наконец, состоявшиеся в Эквадоре в начале февраля этого года президентские выборы показали, что эквадорцы явно предпочитают «социалистическую идею». Они проголосовали против ультралиберального курса, который проводил нынешний президент Ленин Морено. Во второй тур выборов, который состоится 11 апреля, прошёл Андрес Араус - протеже и последователь бывшего президента Эквадора Рафаэля Корреа, который известен как жаркий сторонник теории «социализма XXI века». Эта теория продвигалась в своё время ныне покойным венесуэльским лидером Уго Чавесом и руководством Кубы. У политических наблюдателей практически нет сомнения в том, что Араус победит и во втором туре.

Влево снизу, а не сверху

На Южном конусе Латинской Америки есть ещё одно подтверждение «левого разворота» этого региона. В Чили в конце 2019 года имел место народный антиправительственный бунт, причина которого кроется в крайнем расслоении чилийского общества. Горстка олигархов владеет львиной долей национального богатства. В дни бунта страна стояла буквально на грани гражданской войны. Чтобы избежать кровопролития, власти согласились провести референдум по изменению действующей до сих пор конституции, принятой ещё в эпоху Пиночета.

В Чили в конце 2019 года имел место народный антиправительственный бунт, причина которого кроется в крайнем расслоении чилийского общества.
© flickr.com
В Чили в конце 2019 года имел место народный антиправительственный бунт, причина которого кроется в крайнем расслоении чилийского общества.

Дело в том, что конституция Чили закрепляет глубокое расслоение чилийского общества на бедных и богатых. В Чили на практике реализованы идеи Чикагской школы экономики. Государство отстранено от экономических процессов, в частных руках находятся образование, медицина и даже пенсионное обеспечение, доступ к которым имеет богатое меньшинство. А подавляющее большинство прозябает. В результате власти были вынуждены согласиться на референдум об изменении конституции, в которой будет пересмотрена социально-экономическая модель государства. Это тоже часть «левого разворота» Латинской Америки. Только в Чили изменения происходят не посредством выборов и смены исполнительной власти, а путём народного референдума по изменению основного закона. 

За Бразилию замолвите слово

В описываемом процессе есть исключение, но оно лишь подтверждает правило. Это крупнейшая страна континента Бразилия, где на выборах 2018 года победил правый кандидат Жаир Болсонару, которого называют «бразильским Трампом». Между тем победу Болсонару можно назвать насильственно спровоцированной. На тех выборах должен был однозначно победить любимец всех бразильцев Инасио Лула да Силва, лидер Партии трудящихся, который, занимая ранее президентский пост, проводил социально ориентированную политику, чем снискал глубокое уважение сограждан.

Президента Бразилии Жаир Болсонару прозвали «тропическим Трампом» из-за его нескрываемого восхищения американским лидером.
© thenational.ae
Президента Бразилии Жаир Болсонару прозвали «тропическим Трампом» из-за его нескрываемого восхищения американским лидером.

И лишь «активные мероприятия», предпринятые американцами против Лулы, не позволили ему стать президентом в очередной раз. В канун выборов его обвинили в «коррупции», судили и приговорили к нескольким годам тюрьмы. Кубинское руководство, которому Лула симпатизировал, и все левые силы в регионе убеждены в надуманности обвинений против Лулы и в том, что куратором «активных мероприятий» против Лулы был Вашингтон. У Лулы и большинства бразильцев украли победу. А победу Болсонару в отсутствии Лулы следует рассматривать как искусственное вмешательство американцев в естественный политический процесс в Бразилии и всей Латинской Америки.

США будут сопротивляться

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Мексика и Аргентина начали строить латиноамериканскую антилиберальную ось, основываясь на объективном положении дел, когда либеральная идея потерпела на континенте полный провал. Они взяли в руки то, что буквально лежит под ногами и чего просто невозможно не видеть. Вопрос заключался только в том, кто из латиноамериканских лидеров скажет об этом публично.

Естественно, «левый разворот» Латинской Америки никак не устраивает Вашингтон. Дело в том, что левые силы в регионе традиционно симпатизируют России. И не в силу того, что в России в ХХ веке правили коммунисты, а потому Россия рассматривается как антипод США и их эгоистичной политике по всему миру и, в частности, в Латинской Америке.

С этого момента дел у американской администрации на своих «задворках» прибавляется. Кроме традиционных попыток сместить разными способами руководство Кубы, Венесуэлы и Никарагуа (которых прошлая администрация США назвала «тройкой тираний» в Латинской Америке) и изменить там политический режим, Вашингтон наверняка предпримет атаку против лидеров Мексики, Аргентины, Боливии, Эквадора и всех тех, кто поддержит инициативу Лопеса Обрадора и Фернандеса.

Правда, надо помнить, что главным маяком для борцов против гегемонии США на континенте была и остаётся Куба, и её Вашингтон безуспешно пытается сломать уже более 60 лет. Именно Куба в своё время инициировала тектонический сдвиг в Латинской Америке и поставила под вопрос гегемонию США. Однако это не умаляет мужества президентов Мексики и Аргентины, которые, похоже, тоже впряглись в этот тектонический сдвиг. Их инициатива говорит и о другом: США реально теряют вожделённые рычаги управления миром. Латинской Америкой - уж точно. Но до того, как Вашингтон окончательно потеряет свои «задворки», он может наломать ещё немало дров и принести много горя тем, кого называет «латинос».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама