Военно-транспортный самолёт Ил-112В совершил второй испытательный полёт.

Подъёмная сила для нового Ила

В отечественном авиапроме произошло долгожданное и радостное событие: лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В, создаваемый по заказу Минобороны России, ровно через два года выполнил свой второй испытательный полёт. Успешно
04 мая 2021, 09:47
Реклама
Подъёмная сила для нового Ила
© rostec.ru
Военно-транспортный самолёт Ил-112В совершил второй испытательный полёт.
Читайте нас на: 

Испытательный полёт, по сути, - событие рядовое. Но, если учесть, что премьерный вылет состоялся два года назад, 30 марта 2019 года, то произошедшее на аэродроме воронежского авиастроительного предприятия ВАСО, в любом случае, явление неординарное и знаменательное.

В полёте испытатели опробовали разные режимы работы двигателей, устойчивость и управляемость самолёта, работу его систем. По заключению специалистов, сделанному по приземлении транспортника, его получасовой полёт прошёл без неприятных сюрпризов. В частности, двигатели «ОДК-Климов» штатно отработали, удовлетворённо констатировали представители предприятия из Санкт-Петербурга.

И тут впору вспомнить, что в своё время Ил-112В, призванный заменить в авиапарке российской армии устаревшие Ан-24 и Ан-26, уже получил высокую оценку от западных экспертов. Как подчёркнуло американское издание The National Interest, новая русская машина хоть конструктивно и схожа с украинским Ан-140, но имеет несравнимо лучшие показатели энергетической эффективности, дальности полёта и стоимости обслуживания относительно крылатого конкурента из Незалежной. И, вне всякого сомнения, немалая толика этого признания приходится на долю именно отечественных двигателестроителей.

Военно-транспортный самолёт Ан-26.
© mil.ru
Военно-транспортный самолёт Ан-26.

Испытано стендом и… летающей лабораторией

Для самого же АО «ОДК-Климов» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) второй подъём Ил-112В в небо - бесспорный повод для профессиональной гордости: турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ, разработанные и произведённые на предприятии, обеспечили успешный полёт Ил-112В в рамках лётных испытаний. Как отметил генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев, «для обеспечения лётной программы самолёта Ил-112В был проведён большой комплекс работ по силовой установке - двигателю ТВ7-117СТ и воздушному винту АВ-112». По его словам, в компании выполнили весь комплекс ресурсных стендовых и специальных испытаний в общем объёме наработки двигателей 700 часов. Были успешно завершены четыре этапа лётных испытаний силовой установки в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, а также проведены работы по наземным и цеховым отработкам в составе самого самолёта, в том числе проверки внедрённых мероприятий, и скоростные пробежки.

Стендовые испытания ТВ7-117СТ на модернизированном испытательном стенде АО «ОДК-Климов» стартовали в сентябре 2016 года.
© rostec.ru
Стендовые испытания ТВ7-117СТ на модернизированном испытательном стенде АО «ОДК-Климов» стартовали в сентябре 2016 года.

«На данный момент мы завершаем первую часть испытаний для подтверждения межремонтного ресурса двигателей 600 часов для типовой конструкции, - подчёркивает Всеволод Елисеев. - Всего предприятием были изготовлены семь стендовых двигателей и три пары двигателей для испытаний в составе самолёта».

Напомним, стендовые испытания ТВ7-117СТ на модернизированном испытательном стенде АО «ОДК-Климов» стартовали в сентябре 2016 года. А год спустя уже начались лётные испытания винта перспективного турбовинтового двигателя в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Как результат, в августе прошлого года был подписан протокол о завершении комплекса испытаний двигателей в составе летающей лаборатории.

Одновременно с проведением ОКР по ТВ7-117СТ АО «ОДК-Климов» уделяло много внимания развитию его гражданской версии - двигателю ТВ7-117СТ-01 для самолёта Ил-114-300, который впервые поднялся в небо в декабре 2020 года. С того времени и до конца нынешнего марта было выполнено девять полётов первого опытного образца № 108 с двигателями ТВ7-117СТ-01.

Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01.
© uecrus.com
Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01.

Русское «сердце»

Напомним, при создании турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ для перспективного отечественного транспортника нового поколения разработчики применили современные конструктивные решения, повысившие лётно-технические характеристики и безопасность эксплуатации воздушного судна. Теперь мощность двигателя на максимальном взлётном режиме составляет 3.100 л.с., а на повышенном чрезвычайном режиме - 3.600 л.с. При этом радует обстоятельство, что удельный расход топлива у двигателя соответствует уровню лучших мировых аналогов. Так, при сухой массе не более 500 кг удельный расход топлива у двигателя меньше 200 граммов на л.с. в час. Таким образом, ТВ7-117СТ мощнее, легче и экономичнее украинского АИ-24, который, к примеру, установлен на Ан-26. Безусловно, это делает его привлекательным с экономической точки зрения.

И это, заметьте, не все поводы для восторга. ТВ7-117СТ - полностью российское авиационное «сердце», один из самых ярких результатов программы импортозамещения, успешно реализованной «ОДК-Климов». И представители компании специально делают акцент, что двигатели ТВ7-117СТ собираются полностью из отечественных деталей, узлов и комплектующих: их производство осуществляется в широкой кооперации предприятий ОДК, которые не только избавились от импортозависимости в своей отраслевой сфере, но и улучшили технические характеристики замещаемой продукции.

Турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ, разработанные и произведённые на предприятии, обеспечили успешный полёт Ил-112В в рамках лётных испытаний.
© rostec.ru
Турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ, разработанные и произведённые на предприятии, обеспечили успешный полёт Ил-112В в рамках лётных испытаний.

Более того, его гражданская модификация - ТВ7-117СТ-01 - станет штатной для регионального пассажирского самолёта Ил-114-300. По оценке специалистов, применение унифицированного авиационного двигателя будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор. На предприятии также рассчитывают, что ТВ7-117СТ-01 уже сертифицируют не позже начала следующего года.

Помимо этого, ещё одной особенностью инновационного двигателя является то, что созданная «ОДК-Климов» система автоматического управления контролирует не только работу авиадвигателя, но и воздушный винт АВ-112 разработки ПАО «НПП Аэросила», который обладает высокими тяговыми характеристиками, особенно при взлёте самолёта. Электронный блок управления БАРК-65СТМ, произведённый АО «ОДК-Климов», реализует функции управления и контроля двигателем и работающим совместно с ним воздушным винтом - то есть всей силовой установкой судна. Такое совокупное управление, отмечают на предприятии, позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, а также в целом повысить эффективность силовой установки.

Новые российские двигатели ТВ7-117СТ-01 станут штатными для пассажирского самолёта Ил-114-300.
© rostec.ru
Новые российские двигатели ТВ7-117СТ-01 станут штатными для пассажирского самолёта Ил-114-300.

Добавим, что за разработку оптимизированного узла привода винта перспективного турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ для военной и гражданской авиации конструктор «ОДК-Климов» Владимир Коржуков удостоился Национальной премии «Золотая идея», присуждаемой Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Идеальный вариант

Честно говоря, путь к взлётной полосе у лёгкого транспортника Ил-112В оказался не из лёгких. И связано это, прежде всего, с многочисленными длительными приостановками работ по его проектированию. Причём первоначально в 1993 году начали разрабатывать версию машины в пассажирском варианте на 44 кресла. И только 23 декабря 2014 года Минобороны России и ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» (входит в ОАК ГК «Ростех») подписали госконтракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В.

Крылатая машина предназначена для транспортировки и воздушного десантирования лёгких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава, а также для транспортировки широкой номенклатуры разнообразных грузов максимальной массой до 5 тонн.

Новый транспортник Ил-112В.
© rostec.ru
Новый транспортник Ил-112В.

Как отмечают специалисты, главной особенностью транспортника является то, что его авионика, материалы и комплектующие - все российского производства. Ему будут одинаково подвластны как бетонные полосы, так грунтовые необорудованные аэродромы.

Ил-112В сможет развивать крейсерскую скорость 470 км/ч. Максимальная высота полёта составит 7,6 тысяч метров, а дальность (с максимальной нагрузкой) - 1,2 тыс. км.

Примечательно, Ил-112В - первый военно-транспортный самолёт, который создали в России вообще с нуля. С 2014 года работы по его постройке ведут на Авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина. Планируется, что его серийное производство начнётся с 2023 года. Предполагается выпускать до 12 машин в год.

В целом разработчики с оптимизмом смотрят на перспективы нового транспортного самолёта. Первоначально придётся в стране заменить порядка 150 Ан-26, устаревших и вырабатывающих свой ресурс, включая их специальные варианты. Помимо этого, в мире эксплуатируются, насколько известно, порядка 600 таких самолётов, и по этой причине у Ил-112В тоже отличные перспективы заменить эти машины в странах, которые хорошо знакомы с отечественной техникой и рады продолжить с Россией военно-техническое сотрудничество.

Сверх того, сегодня мировой рынок военно-транспортных самолётов всё больше отдаёт предпочтение лёгким машинам. Это обусловлено, прежде всего, опытом боевых действий в локальных конфликтах, когда нередко необходимо оперативно перебросить один-два контейнера с грузом или 20-30 человек на относительно небольшие расстояния с использованием ВПП, ограниченной всего лишь 700-800 метрами. Использование для этих целей тяжёлых транспортников вообще исключено по техническим характеристикам, средних военно-транспортных самолётов нерационально с экономической точки зрения. Но вот Ил-112В с этой точки зрения, пожалуй, - идеальный вариант.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама