Подъёмная сила для нового Ила
Испытательный полёт, по сути, - событие рядовое. Но, если учесть, что премьерный вылет состоялся два года назад, 30 марта 2019 года, то произошедшее на аэродроме воронежского авиастроительного предприятия ВАСО, в любом случае, явление неординарное и знаменательное.
В полёте испытатели опробовали разные режимы работы двигателей, устойчивость и управляемость самолёта, работу его систем. По заключению специалистов, сделанному по приземлении транспортника, его получасовой полёт прошёл без неприятных сюрпризов. В частности, двигатели «ОДК-Климов» штатно отработали, удовлетворённо констатировали представители предприятия из Санкт-Петербурга.
И тут впору вспомнить, что в своё время Ил-112В, призванный заменить в авиапарке российской армии устаревшие Ан-24 и Ан-26, уже получил высокую оценку от западных экспертов. Как подчёркнуло американское издание The National Interest, новая русская машина хоть конструктивно и схожа с украинским Ан-140, но имеет несравнимо лучшие показатели энергетической эффективности, дальности полёта и стоимости обслуживания относительно крылатого конкурента из Незалежной. И, вне всякого сомнения, немалая толика этого признания приходится на долю именно отечественных двигателестроителей.
Испытано стендом и… летающей лабораторией
Для самого же АО «ОДК-Климов» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) второй подъём Ил-112В в небо - бесспорный повод для профессиональной гордости: турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ, разработанные и произведённые на предприятии, обеспечили успешный полёт Ил-112В в рамках лётных испытаний. Как отметил генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев, «для обеспечения лётной программы самолёта Ил-112В был проведён большой комплекс работ по силовой установке - двигателю ТВ7-117СТ и воздушному винту АВ-112». По его словам, в компании выполнили весь комплекс ресурсных стендовых и специальных испытаний в общем объёме наработки двигателей 700 часов. Были успешно завершены четыре этапа лётных испытаний силовой установки в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, а также проведены работы по наземным и цеховым отработкам в составе самого самолёта, в том числе проверки внедрённых мероприятий, и скоростные пробежки.
«На данный момент мы завершаем первую часть испытаний для подтверждения межремонтного ресурса двигателей 600 часов для типовой конструкции, - подчёркивает Всеволод Елисеев. - Всего предприятием были изготовлены семь стендовых двигателей и три пары двигателей для испытаний в составе самолёта».
Напомним, стендовые испытания ТВ7-117СТ на модернизированном испытательном стенде АО «ОДК-Климов» стартовали в сентябре 2016 года. А год спустя уже начались лётные испытания винта перспективного турбовинтового двигателя в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Как результат, в августе прошлого года был подписан протокол о завершении комплекса испытаний двигателей в составе летающей лаборатории.
Одновременно с проведением ОКР по ТВ7-117СТ АО «ОДК-Климов» уделяло много внимания развитию его гражданской версии - двигателю ТВ7-117СТ-01 для самолёта Ил-114-300, который впервые поднялся в небо в декабре 2020 года. С того времени и до конца нынешнего марта было выполнено девять полётов первого опытного образца № 108 с двигателями ТВ7-117СТ-01.
Русское «сердце»
Напомним, при создании турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ для перспективного отечественного транспортника нового поколения разработчики применили современные конструктивные решения, повысившие лётно-технические характеристики и безопасность эксплуатации воздушного судна. Теперь мощность двигателя на максимальном взлётном режиме составляет 3.100 л.с., а на повышенном чрезвычайном режиме - 3.600 л.с. При этом радует обстоятельство, что удельный расход топлива у двигателя соответствует уровню лучших мировых аналогов. Так, при сухой массе не более 500 кг удельный расход топлива у двигателя меньше 200 граммов на л.с. в час. Таким образом, ТВ7-117СТ мощнее, легче и экономичнее украинского АИ-24, который, к примеру, установлен на Ан-26. Безусловно, это делает его привлекательным с экономической точки зрения.
И это, заметьте, не все поводы для восторга. ТВ7-117СТ - полностью российское авиационное «сердце», один из самых ярких результатов программы импортозамещения, успешно реализованной «ОДК-Климов». И представители компании специально делают акцент, что двигатели ТВ7-117СТ собираются полностью из отечественных деталей, узлов и комплектующих: их производство осуществляется в широкой кооперации предприятий ОДК, которые не только избавились от импортозависимости в своей отраслевой сфере, но и улучшили технические характеристики замещаемой продукции.
Более того, его гражданская модификация - ТВ7-117СТ-01 - станет штатной для регионального пассажирского самолёта Ил-114-300. По оценке специалистов, применение унифицированного авиационного двигателя будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор. На предприятии также рассчитывают, что ТВ7-117СТ-01 уже сертифицируют не позже начала следующего года.
Помимо этого, ещё одной особенностью инновационного двигателя является то, что созданная «ОДК-Климов» система автоматического управления контролирует не только работу авиадвигателя, но и воздушный винт АВ-112 разработки ПАО «НПП Аэросила», который обладает высокими тяговыми характеристиками, особенно при взлёте самолёта. Электронный блок управления БАРК-65СТМ, произведённый АО «ОДК-Климов», реализует функции управления и контроля двигателем и работающим совместно с ним воздушным винтом - то есть всей силовой установкой судна. Такое совокупное управление, отмечают на предприятии, позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, а также в целом повысить эффективность силовой установки.
Добавим, что за разработку оптимизированного узла привода винта перспективного турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ для военной и гражданской авиации конструктор «ОДК-Климов» Владимир Коржуков удостоился Национальной премии «Золотая идея», присуждаемой Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.
Идеальный вариант
Честно говоря, путь к взлётной полосе у лёгкого транспортника Ил-112В оказался не из лёгких. И связано это, прежде всего, с многочисленными длительными приостановками работ по его проектированию. Причём первоначально в 1993 году начали разрабатывать версию машины в пассажирском варианте на 44 кресла. И только 23 декабря 2014 года Минобороны России и ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» (входит в ОАК ГК «Ростех») подписали госконтракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В.
Крылатая машина предназначена для транспортировки и воздушного десантирования лёгких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава, а также для транспортировки широкой номенклатуры разнообразных грузов максимальной массой до 5 тонн.
Как отмечают специалисты, главной особенностью транспортника является то, что его авионика, материалы и комплектующие - все российского производства. Ему будут одинаково подвластны как бетонные полосы, так грунтовые необорудованные аэродромы.
Ил-112В сможет развивать крейсерскую скорость 470 км/ч. Максимальная высота полёта составит 7,6 тысяч метров, а дальность (с максимальной нагрузкой) - 1,2 тыс. км.
Примечательно, Ил-112В - первый военно-транспортный самолёт, который создали в России вообще с нуля. С 2014 года работы по его постройке ведут на Авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина. Планируется, что его серийное производство начнётся с 2023 года. Предполагается выпускать до 12 машин в год.
В целом разработчики с оптимизмом смотрят на перспективы нового транспортного самолёта. Первоначально придётся в стране заменить порядка 150 Ан-26, устаревших и вырабатывающих свой ресурс, включая их специальные варианты. Помимо этого, в мире эксплуатируются, насколько известно, порядка 600 таких самолётов, и по этой причине у Ил-112В тоже отличные перспективы заменить эти машины в странах, которые хорошо знакомы с отечественной техникой и рады продолжить с Россией военно-техническое сотрудничество.
Сверх того, сегодня мировой рынок военно-транспортных самолётов всё больше отдаёт предпочтение лёгким машинам. Это обусловлено, прежде всего, опытом боевых действий в локальных конфликтах, когда нередко необходимо оперативно перебросить один-два контейнера с грузом или 20-30 человек на относительно небольшие расстояния с использованием ВПП, ограниченной всего лишь 700-800 метрами. Использование для этих целей тяжёлых транспортников вообще исключено по техническим характеристикам, средних военно-транспортных самолётов нерационально с экономической точки зрения. Но вот Ил-112В с этой точки зрения, пожалуй, - идеальный вариант.