Залог дружбы: оружие и нефть
В конце июля в Тель-Авиве состоялось открытие первых Торгового и Туристического представительств Азербайджана. На мероприятии были сопредседатели совместной межправительственной комиссии - министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров и министр туризма Израиля Йоэль Развозов, члены азербайджанской делегации, израильские официальные лица, представители интеллигенции и бизнес-сообщества, израильско-азербайджанской торгово-промышленной палаты. Министр туризма Израиля Йоэль Развозов подчеркнул, что отношения Израиля и Азербайджана носят стратегический характер. Он отметил: за три десятилетия страны добились прорыва в сотрудничестве, а представительства станут платформой для деловых людей Израиля, желающих реализовать совместные бизнес-проекты в таких областях, как высокие технологии, энергетика, водоснабжение, сельское хозяйство, медицина, образование и инвестиции.
Министр экономики АР Микаил Джаббаров на переговорах с министром строительства и жилищной политики Израиля Зеэвом Элькиным обсудил новые возможности для сотрудничества, поощрения инвестиций, обмена опытом в не нефтяном секторе, а также процесс возвращения к жизни территорий Нагорного Карабаха. Теперь Израиль предлагает своё разностороннее участие в восстановлении этих земель после военных действий.
На фоне обстрелов Израилем сектора Газа государства преимущественно с мусульманским населением как правило выступают на стороне Палестины. Одним из немногих исключений является Азербайджан, где государство преимущественно хранит молчание. За стёртой реакцией Баку стоят тесные отношения двух стран.
После прошлогодней осенней карабахской кампании, когда Азербайджану помогли прямая военная помощь Турции, а также деловое военно-техническое сотрудничество с Израилем, Баку даже пытался убедить Анкару смягчить жёсткую позицию по Израилю, возникшую в годы правления Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако майская израильская операция в секторе Газа «Страж стен» вызвала у властей главного союзника Азербайджана - Турции - мощный взрыв негодования. Но данный факт, как это не парадоксально, не оказал негативного влияния на уплотняющееся взаимодействие между АР и Израилем. Впрочем, на этом, пожалуй, парадоксы тесных азербайджано-израильских связей заканчиваются, и речь пойдёт об их закономерностях.
Изначально толчком к развитию сотрудничества этих государств (дипотношения между ними установлены в 1992 году, на следующий год Израиль открыл посольство в Баку, а посольства Азербайджана в Израиле нет до сих пор) стали потеря Азербайджаном контроля над Нагорным Карабахом, и растущая потребность исправить эту ситуацию с помощью военной программы, превратившей Баку в крупного импортёра израильских оборонных технологий. В 2012 году Азербайджан закупил израильского оружия на 1,6 млрд долларов. В 2016 году в то время премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что Азербайджан приобрёл у его страны беспилотные летательные аппараты и спутниковые системы на сумму в 5 млрд долларов. В 2017 году Баку прикупил израильской военной техники на сумму в 127 млн долларов. Компании из Израиля, связанные с ВПК, обучали азербайджанский спецназ, построили системы безопасности для Бакинского аэропорта и модернизировали военную технику, например, танки советской эпохи.
12 октября 2020 года Высший суд Израиля отклонил ходатайство о запрете продажи оружия Азербайджану, исходя из отсутствия доказательств «его использования для совершения военных преступлений против Армении». В ходе разбирательства в Высшем суде были представлены выводы, что сейчас на Израиль приходится до 60% всех азербайджанских закупок оружия за рубежом, включая самое новейшее вооружение (и далеко не только беспилотники).
Привлекательным Израиль для Азербайджана делает и возможность продавать ему свою нефть. Согласно докладу Управления энергетической информации США, 40% спроса Израиля на нефть обеспечивает Азербайджан. Двусторонние отношения развиваются также в таких областях, как научное сотрудничество, информационные технологии, медицина, очистка воды, сельское хозяйство и культурный обмен.
Однако не только бизнес, в том числе военно-технический, и гуманитарная сфера лежат в основе поддержания столь долгосрочного взаимодействия. Существенно: заинтересованность Израиля в Азербайджане не ограничивается торгово-экономическим сотрудничеством, а выступает продолжением политики, направленной на продвижение своих интересов в регионе, исходящих, прежде всего, из противостояния с Исламской Республикой Иран (ИРИ). Иран является противником в понимании Израиля. В Азербайджане опасаются конкурентных действий Ирана, которые могли бы осложнить его положение на Южном Кавказе и в Каспийском море. Ситуация усугубляется настороженностью Тегерана по поводу политических устремлений АР в ИРИ и потенциального возникновения проекта «Великого Азербайджана». В Иране озабочены тем, что Баку может выступить активным защитником прав более чем 20-миллионного азербайджанского населения, сконцентрированного в северо-западных провинциях Ирана. Оно представляет собой крупнейшую неперсидскую этническую группу в ИРИ. В этих условиях между Тегераном и Баку существует определённый уровень недоверия.
Газета Irsael Hayom акцентировала внимание на геополитических узлах: «Внешняя политика Армении совпадает с устремлениями Москвы и Тегерана. Следовательно, её зависимость от Ирана представляет серьёзную угрозу интересам Запада на Южном Кавказе и в Каспийском регионе». Понятно, что армянский контроль над карабахскими территориями был выгоден Тегерану. Любое решение армяно-азербайджанского конфликта в пользу Азербайджана едва ли оценивается в Иране в свою пользу.
Географическое положение Азербайджана на границе с ИРИ делает его идеальным местом для сбора стратегических разведывательных данных. В середине 1990-х годов Израиль помог Баку построить на границе станции электронной разведки. Взаимодействие двух стран по Ирану привело к тому, что Азербайджан позволяет Израилю совершать вылеты самолётов со своей территории.
Несмотря на совпадающие геополитические и экономические интересы, АР до настоящего времени избегает прямой произраильской позиции. Важнейшей причиной этого было опасение негативной реакции мусульманского мира. Поэтому Баку всё-таки время от времени без особой тому огласки поддерживал пропалестинские проекты резолюций и аналогичные предложения в Организации исламского сотрудничества. Однако Израиль, должно быть, не против такой стратегии Азербайджана по этому вопросу. Бывший израильский премьер Биньямин Нетаньяху ещё в ходе своего визита в Баку в 2016 году привёл связи с АР в качестве примера для отношений с мусульманским миром. Более того, Азербайджан стал в своём роде аргументом для стран Персидского залива, с коими Израиль начал сближаться в 2020 году.
Из года в год Азербайджану приходится балансировать между открытым стратегическим партнёрством с США и Израилем и умеренными отношениями с Ираном, а также избегать появления своего посольства в Израиле. Однако израильская сторона выражает готовность открыть в стране азербайджанское посольство, но в Баку по-прежнему не спешат с этим решением, что, впрочем, не помешало в 2017 году жене и сыну президента АР Ильхама Алиева приобрести за 6 млн долларов большую виллу в Хайфе, охраняемую израильскими силами безопасности по просьбе Азербайджана.
В Азербайджане и Израиле понимают, что каждый из них способен внести свой вклад в столь необходимое лоббирование обоюдных интересов за рубежом. Баку может оказывать положительное по отношению к Израилю влияние на Турцию, в то время как Израиль быть полезным в продвижении интересов Азербайджана в ЕС и США.
Еврейское население Азербайджана численностью около семи тысяч человек, ныне в значительной мере проживающее в столице страны, также участвует в развитии связей Азербайджана с Израилем. В Баку часто подчёркивают, что сотни горских евреев Азербайджана принимали участие в карабахских противостояниях.
Пожалуй, в Израиле нелегко найти наряду с выходцами из Азербайджана ещё одну диаспору, которая со столь пылким патриотизмом воспринимала бы страну своего исхода, где добрососедство с евреями ничем не омрачалось на протяжении многих веков. Укреплением связей с АР специально занимается действующая в Израиле с 2007 года Международная ассоциация «Израиль-Азербайджан» (АзИз). Эта ассоциация имеет вес в государственных структурах Израиля и АР и декларирует интересы почти восьмидесяти тысяч израильских граждан - выходцев из Азербайджана.
Так что без малого тридцатилетний процесс нарастающего сближения между Азербайджаном и Израилем связан с рядом закономерностей. Составляющие этого взаимодействия - и совпадающие геополитические и стратегические интересы, и обоюдовыгодные прагматичные экономические проекты, и исторически сложившееся взаимопонимание у азербайджанцев и евреев. Между тем без специфического восточного лукавства в виде иной раз способности закрывать глаза на имеющие место определённые противоречия здесь тоже не обходится. Словом, всё это красноречивый пример долгосрочного партнёрства, выстраиваемого в условиях полной тонких хитросплетений и сложных противовесов восточной изощрённой политики, когда иной раз сотрудничающие стороны действуют по логике «цель оправдывает средства».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.