«Искусство» не заметить слона
Некий военный эксперт, фамилию которого я слышу впервые, хотя неплохо осведомлён о круге известных в этой сфере российских медийных персон, разъяснил широкой публике, так сказать, «основные причины», по которым Турция якобы приняла решение приобрести у России второй полковой комплект зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф».
Среди множества перечисленных им гипотетических мотивов такого решения Анкары присутствует всё что угодно - от соображений экономии до пресловутой «политики многовекторности», но только не самое важное.
«Своим заявлением Эрдоган демонстрирует политическое упорство: он не только не прекращает сотрудничество по С-400, как от него требуют США, а ещё и усиливает его. Во-первых, Эрдоган стремится продемонстрировать многовекторность Турции и ориентированность не на одного партнёра в лице США. Во-вторых, у Турции появляется возможность изучать и работать с новыми военными технологиями. Кроме того, помимо вопроса технологий и желания показать независимость, свою роль сыграл и ценовой фактор. Закупка С-400 обходится для турецкого бюджета дешевле, чем обошлось бы аналогичное сотрудничество с американцами. Впрочем, два полка С-400 - это не так много для страны, которая находится в столь сложной геополитической ситуации. Нельзя сказать, что закупка второго полка радикально изменит возможности Анкары в военном плане. Нет. Это скорее политический вопрос».
Поразительно, однако, как иные эксперты умудряются не замечать главного, или же просто не хотят этого делать. А ведь достаточно включить элементарную логику, чтобы понять следующее.
Все эти якобы экспертные доводы не имели бы ровно никакого значения, если бы проведённые турками абсолютно самостоятельные и полностью независимые от России полномасштабные и всережимные войсковые испытания российских ЗРС С-400 не показали полное соответствие этих систем заявленным параметрам боевой эффективности. Неужели Турция приняла бы решение потратить ещё несколько миллиардов долларов, которые для неё совсем не лишние, на приобретение дополнительной партии такого оружия, если бы оно не выдержало проверки турецкими военными специалистами? Конечно же, нет! Такая крайне дорогостоящая глупость абсолютно исключена в случае с любой страной, и Турция исключением не является.
Совершенно очевидно, что главным условием и краеугольным камнем турецкого решения о приобретении второго полка С-400 являются не все вышеуказанные «гарнирные опции», но, прежде всего то, что турецкие военные остались полностью удовлетворены боевыми качествами российских «Триумфов», о чём и доложили своему президенту.
Не будь этого положительного заключения военных, никакая «многовекторность» или «соображении экономии» не заставили бы турок приобретать заведомое барахло. На мой взгляд, это ясно даже младенцу, и, тем более, должно быть понятно военному эксперту. Но почему-то об этом решающем условии он не сказал ни единого слова.
Зато не пожалел слов на довольно странные в данном контексте умозаключения насчёт того, что закупка С-400 якобы имеет своим объяснением то, что «обходится для турецкого бюджета дешевле, чем обошлось бы аналогичное сотрудничество с американцами». Дескать, ничего особенного у русских в общем-то нет, просто они сбывают свой товар по дешёвке.
Но простите, о каком «аналогичном сотрудничестве с американцами» в данном случае вообще идёт речь? Мне никогда не приходилось слышать о существовании в вооружённых силах США зенитно-ракетной системы, обладающей характеристиками хотя бы отдалённо сходными с возможностями С-400. Да их там и нет вовсе! Та же американская ЗРС «Пэтриот» является оружием предыдущего поколения и обладает куда более скромными боевыми возможностями. Достаточно сказать, что максимальная дальность пуска основной зенитной ракеты MIM-104A комплекса «Пэтриот» не дотягивает даже до 100 км, тогда как радиус действия большинства ракет ЗРК С-400 находится в диапазоне от 150 до 380 километров.
Поэтому ни о каком «аналогичном сотрудничестве» турок с США речи быть не может, потому что американцам просто нечего предложить им в той сфере, где единоличным мировым лидером является Россия.
Что же касается ещё одного «турецкого мотива» - про то, что «у Турции появляется возможность изучать и работать с новыми военными технологиями», то эта возможность опять же упирается в высочайшие технические характеристики российских систем ПВО/ПРО. Подумайте сами, какой прок был бы тем же туркам изучать эти «новые военные технологии», если бы они оказались недоброкачественными?
Тем более странно, что именно это базовое и основополагающее обстоятельство напрочь отсутствует в данной экспертной оценке.
А теперь о том, что на самом деле следует понимать, оценивая решение Турции о продолжении военно-технического сотрудничества с Россией. Об этом вполне недвусмысленно заявил накануне своего очередного визита в Москву турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган:
«Насчёт покупки в России второго пакета С-400 у нас нет никаких сомнений. Мы с Россией предпринимаем много шагов, будь это С-400 или другие темы в сфере оборонной промышленности. Во время тушения пожаров [на юге республики в августе] мы использовали российские самолёты. В последнем телефонном разговоре [с президентом РФ Владимиром Путиным] мы обсудили эту тему. Когда я поеду в Россию, мы всё это обсудим ещё раз».
Независимо от всех прочих обстоятельств, данное заявление турецкого лидера, подчеркнувшего безусловную готовность Турции потратить ещё несколько миллиардов долларов на дальнейшую закупку в России зенитно-ракетных систем С-400, а возможно и некоторых других, является выдающимся событием.
Турки действительно получили уникальную возможность самостоятельно и независимо от России провести полномасштабные испытания ЗРК С-400. И можно не сомневаться в том, что они никогда не приняли бы решение продолжить закупки этой системы оружия, если бы не убедились полностью в её высочайших боевых возможностях.
Поэтому решение Турции продолжить закупки данного комплекса фактически равнозначно его независимой сертификации как лучшей и самой эффективной в мире системы ПВО. Что открывает перед российским оружием новые многообещающие перспективы на мировом рынке. Ведь одно дело - самореклама производителя и совсем другое - непредвзятая оценка независимого эксплуатанта, который не пожалел выложить за данный товар не один миллиард долларов. В мире это, несомненно, будет иметь большой резонанс.
Таким образом, политическое решение президента России Владимира Путина, открывшее дорогу реализации этого российско-турецкого контракта, оказалось весьма прозорливым и принесшим именно тот результат, на который рассчитывала Москва. Такова, в действительности и по большому счёту, подоплёка нынешнего решения турецкого руководства в отношении С-400.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.