Су-57 истребитель не V, а почти VI поколения
Американские военные аналитики обратили внимание на коаксиально-радиальную решётку, заметную на некоторых фотографиях российского крылатого хищника. Такая технология позволяет заметно снизить ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, исходящее от аппарата. Кроме того, выбросы радара, отмечает американское издание, также сократятся на 30%.
По этой, а также по ряду других причин, с точки зрения западной военной мысли, наш истребитель уже не просто достойный представитель пятого поколения боевой авиатехники (технологии производства которого, напомню, доступны двум-трём государствам в мире), а уже приближается к шестому поколению (в американском оригинале для недоверчивых: «(…) the design remains very much a work in progress with multiple technologies currently being tested on prototype aircraft to develop the fighter to a sixth generation standard»).
К наиболее сильным сторонам истребителя, с точки зрения натовских экспертов, относятся бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), позволяющее отследить фактически весь набор существующих целей, включая БПЛА, а также уникальное вооружение, созданное специально для этого типа летательного аппарата.
Су-57 или тайна за семью печатями
Совершивший свой первый демонстрационный 45-минутный полёт 10 лет назад Су-57 до сих пор, во многом, остаётся загадкой, так как точная информация о нём строго засекречена. Тем не менее в 2019 г. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) уже начала производство новейшей боевой машины для комплектации строевых полков ВВС России. Соответствующий контракт на поставку 76 единиц был подписан в мае 2019 г.
Возможности, заложенные в новое детище Сухого, восхищают всех более или менее причастных к авиационной тематике. Причём машина получила высокую оценку не только в России, но и за рубежом.
Справка
Су-57 - многоцелевой ударный истребитель, предназначенный для достижения господства в воздухе. Первый прототип полетел в 2010 г. За штурвалом сидел лётчик-испытатель Герой России Сергей Богдан. Для осуществления взлёта и посадки машина нуждается в пробеге в 2 раза меньшем, чем у предшественника - Су-35, что делает возможным его использование на авианосцах. Обладает искусственным интеллектом, позволяющим управление аппаратом без участия лётчика, а также диспетчером при большом удалении от базы. Самолёт способен работать в паре с боевым дроном «Охотник».
Однако все перспективные возможности самолёта, а также уже освещённые нашим еженедельником замечательные характеристики этого аппарата не дают ответа на вопрос, почему именно сейчас США решили обратить внимание на особую угрозу, которую, с точки зрения Пентагона, несёт им наша крылатая техника.
Скорее всего, паническая атака у звёздно-полосатых генералов связана сразу с двумя факторами - с возможной скорой установкой «изделия 30» на Су-57, а также возможной продажей нового российского «зверя» Алжиру (информация приводится рядом зарубежных изданий).
Справка
Согласно ряду зарубежных СМИ («Menadefense», «Military Watch», «Algérie Eco» и др,), ОАК подписала договор финансовым объёмом в 2 млрд долл. на поставку 14 Су-57 Алжиру. Скорее всего, самолёты будут поставлены на базу 193-й эскадрильи ВВС Алжира «Бусфер», в городе Оран, куда в настоящее время отправляют также МиГ-29 М. В свою очередь, индийский журнал «EurAsian Times» считает вполне вероятным возобновление переговоров с ОАК на поставку Су-57, так как собственная индийская программа строительства истребителя пятого поколения - Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA) - явно не на крыле.
Хитрые индийцы, возможно, перехитрили самих себя
На самом деле позиция Индии по выходу из совместной с Россией программы строительства истребителя пятого поколения FGFA связана с долгосрочной переговорной стратегией Нью-Дели по подписанию оружейного контракта с Москвой.
Дело в том, что договор предусматривал совместное финансирование и разработку новой машины на основе Су-57. Причём на момент подписания российский истребитель оснащался силовой установкой АЛ-41Ф1 («изделие 117»). Предполагалось, что со временем будет разработан принципиально новый тип двигателя - «изделие 30», который и обозначит после запуска в серию окончательный успех нашего военного авиапрома, построившего самолёт, не имеющий аналогов в мире.
Конечно, разработка перспективной военной техники стоит весьма серьёзных средств. Напомню, что 10 лет назад, наблюдая за полётом первого поднявшегося в воздух прототипа Су-57, Владимир Путин сообщил, что его разработка обошлась России в 30 миллиардов рублей, причём, по словам главнокомандующего, столько же ещё предстояло потратить на доводку изделия.
Не исключено, что хитрые индийцы предпочли временно выйти из программы, чтобы снять с себя финансовое бремя по совместной разработке по принципу «если у россиян что-то получится, то мы купим их машину, а если нет, то по крайней мере, останемся при своих».
Что ж, подобная логика, возможно, и помогла нашим друзьям сэкономить деньги, но зато лишила их передачи уникального российского ноу-хау, а также права на производство и на копирайт. Да и закупочная цена теперь может стать для них немного другой.
«Сердца пламенный мотор» с плазменным зажиганием
И вот, похоже, именно в настоящее время Россия подошла к знаковому рубежу. Согласно открытой информации, данной прессе Евгением Марчуковым, генеральным конструктором-директором «ОКБ им. А. Люльки», новая силовая установка, настоящее сердце Су-57, то самое «изделие 30» наконец-то готово к производству.
Впереди ещё длинный путь по проверке и доводке, но самое главное - двигатель существует в металле. Традиционно считается, что создание нового авиамотора даже сложнее, чем разработка нового типа самолёта. В среднем, такой процесс у технологически развитой страны занимает не менее 20 лет.
Справка
«Изделие 30» - двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, который способен выдавать тягу в 10 раз больше собственного веса. При этом удельный расход топлива остаётся на уровне одного из самых экономичных современных авиадвигателей АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме; такая моторизация стоит на Су-27, Су-30, Су-34 и J-20). Форсажная тяга изделия - до 19,5 тонн (официально подтверждено не менее 18.000 кгс) что превышает аналогичный показатель у F-35 (19 Т). Для сравнения, у АЛ-41Ф1 этот показатель равен 15 Т. Силовая установка построена по классической схеме этого семейства (АЛ-31 и АЛ-41), то есть «турбины-камера сгорания-сопло с УВТ».
Любопытнейшими особенностями двигателя нового поколения является изменяемая степень двухконтурности, а также плазменное зажигание, установленное прямо на форсунках. При таком инженерном решении топливо сгорает сразу при поступлении в камеру, что исключает факеление и, соответственно, снижает заметность самолёта.
А изменение степени двухконтурности - опять-таки делающее самолёт почти «невидимым» в инфракрасной и радиолокационной системах наблюдения - стало возможным благодаря новой архитектуре воздухозаборника и сопла. Задняя кромка сопла при этом специально сделана неровной формы.
На сегодня уже изготовлено более 20 единиц новых двигателей. За истёкший год изделие интенсивно дорабатывалось - на стендах и на крыле. Скорее всего, наш боевой самолёт уже готов к серийному выпуску с новым двигателем.
Важно отметить, что Су-57 обладает ещё и одним убойным аргументом - весьма конкурентной ценой. По информации газеты «Коммерсант», за единицу такой техники по ценам внутреннего рынка придётся заплатить не более 36 млн долл. Для сравнения, F-35 обойдётся Пентагону никак не ниже 100-120 млн долл. за штуку при возможном снижении (в будущем) и только при крупносерийном заказе до 86 млн за одну единицу.
Для сомневающихся в правдивости этих строк, можно сослаться и на мнение американских коллег - в частности, статью Марка Эпископоса, появившуюся в журнале «The National Interest» («Russia’s Su-57 Stealth Fighter Is a Real Threat» от 11.12.20).
И наконец, на мой взгляд, самое любопытное. F-35 при бешеной дороговизне уже исчерпал свой потенциал развития, а Су-57 только начинает осваивать все возможные ниши. И тут как раз впору вспомнить о боевом применении и, как следствие, системах вооружения нашей и американской новой техники.
Су-57 и F-35 соотносятся примерно, как человек и шимпанзе
Подобно тому, как, например, человек и шимпанзе оба относятся к классу приматов (разница всего в две пары хромосом), так и российский и американский истребитель относятся к классу многофункциональных истребителей пятого поколения. Однако они предназначены для достижения принципиально разных задач и стоят на разных ступенях эволюции.
F-35 обладает функционалом F-16. Он более лёгкий, чем Су-57 и не имеет возможности отработать по тем же целям, что его российский собрат.
Справка
Согласно отчёту Счётной палаты США (GAO) за номером GAO-18-321 от июня 2018 г. («F-35/Joint Strike Fighter Development Is Nearly Complete, but Deficiencies Found in Testing Need to Be Resolved») американский истребитель обладает 966 недоработками, из которых 111 относятся к первой категории, то есть способны привести к необратимой порче техники и гибели людей. Любопытно, что, как минимум с 25 проблемами из этого списка, по версии авторов, разобраться в ближайшем будущем не представляется возможным. В числе наиважнейших проблем - дисфункция посадочного гака при взаимодействии с аэрофинишером на палубной версии, перепад давления внутри кабины, 12 недостатков программного обеспечения, невключение аварийного маяка при катапультировании, некорректная работа лазерного дальномера и т.д.
Кроме того, F-35, опять-таки по американским источникам, пока не в состоянии поражать движущиеся цели (!). Об этом пишет Валери Инсинна в своём материале «Here's how the Air Force is fixing the F-35's moving target problem», вышедшем в 2017 г. в издательстве «Defense News».
Для исправления этой ситуации Пентагон намерен доработать корректируемую авиабомбу с лазерным целеуказанием StormBreaker Small Diameter Bomb II GBU-53. И хотя статья Инсинны появилась уже три года назад, ещё на конец 2019-го GBU-53 была только концептуально анонсирована. Напомню, что речь идёт о вооружении для самолёта, серийно выпускающегося с 2015 года.
В то же время наш Су-57 даже с точки зрения американских аналитиков способен нести новейшую гиперзвуковую ракету «Кинжал» (о чём, в том числе, пишет и Марк Эпископос). Кроме того, под него разработан целый арсенал ракет, делающих российского бойца воистину универсальным средством достижения господства не только в воздухе, но и над контролируемой им земной поверхностью. Причём всё это за весьма невысокую цену.
В общем, как водится, столь милый сердцам многих зрителей Голливуд всё-таки гораздо больше соответствует реальным возможностям США, чем ОПК - Америке проще создавать видимость результата, чем добиваться действительно новых открытий и разработки революционных военных технологий. Для такой «неблагодарной» работы есть другие страны - например, Россия.