«Мягкая сила» Америки против её же «грубой силы»
Даже на фоне обычной для Запада антироссийской колготни, его нынешняя истерика по поводу российско-белорусских военных учений «Запад-2021» выглядит из ряда вон выходящей. В таком воистину «волненьи жутком» ныне пребывают тамошние витии.
И сдаётся мне, что это нечто большее, чем просто пропаганда, которой эта прожжённая братия обычно занимается, что называется, с холодным носом. На этот раз они действительно по-настоящему перепуганы.
Не последний на поприще «Караул, русские идут!» - бывший американский посол в России Майкл Макфол предлагает своей аудитории вполне шизофреническую «угадайку». Что для Запада будет хуже - российский спецназ в Эстонии или переворот от ФСБ в Черногории?
«Вот, что случится, возможно. Первый сценарий: например, драка в (эстонском, - авт.) городе на границе между Россией и Эстонией между этническими русскими и этническими эстонцами. Молодые люди иногда дерутся. Допустим, этнического русского убивают. И Путин решает послать спецназ, чтобы наказать их. Они убивают группу этнических эстонцев и возвращаются домой. Они не остаются, они возвращаются к себе. Будем ли мы вступать в войну с Россией из-за этого? … Нарушение суверенитета. Какой будет дискуссия в Риме, какой будет дискуссия в Берлине, какой будет дискуссия здесь, в Вашингтоне? Я не знаю наверняка … Второй сценарий, который меня пугает: что, если будет переворот и пророссийские силы захватят власть в месте типа Черногории. Что мы будем делать, если это произойдёт? Это два сценария, которые меня пугают».
Другой экс-посол, взволнованный ничуть не меньше Макфола, но только по поводу Украины, истерично вскрикивает, что Россию ждут неминуемые санкции, если Украина войдёт в её (!!!) состав. Соединённые Штаты применят к России очень серьёзные санкции в случае присоединения Украины, заявил бывший посол США в Киеве Джон Хербст. «Я считаю, что действительно российская агрессия является угрозой, и её нельзя игнорировать. Если это произойдёт, я думаю, что Соединённые Штаты наложат очень серьёзные санкции», - сообщил Хербст в эфире украинского телевидения.
Вот уж действительно, напугал ежа голой задницей! Уж чего-чего, а американских санкций Россия насмотрелась лет на сто вперёд.
Но, вообще говоря, знатная получилась «оговорка по Фрейду»! Никто, вроде бы, пока не предлагает вводить Украину в состав России, ни тушкой, ни чучелом, но вот бывший посол (опять бывший!) знает об этом наперёд! Не иначе как по ночам ему вещие сны снятся на эту тему.
Однако, повторюсь, всё это отнюдь не случайно. И только косвенно связано с нынешними учениями «Запад-2021». Всё куда глубже и фундаментальней.
Тамошний «истэблишмент» действительно сильно напуган и растерян. И, конечно же, основная тому причина - растущая западная геополитическая немощь. И не только в чём-нибудь несущественном, а на важнейшем для Запада военно-стратегическом «треке». Красноречивым подтверждением чего стала афганская катастрофа. Да, да - именно катастрофа, а не какой-то «хитрый план», о котором наперебой разглагольствуют иные сложносочинённые эксперты и политологи.
Не бывает таких «хитрых планов», ради реализации которых крупнейшая мировая держава готова пойти на такие абсолютные издержки, как нынешний репутационный крах на глазах всего мира. И, уж конечно, вполне мифическая талибская атака на соседние страны, ради которой янки всё это якобы затеяли, такого вселенского позора и утраты статуса хотя бы относительно надежного союзника, явно не стоит. Так что это именно КРАХ в самом первоначальном смысле этого слова.
Но Запад и его беспокойные «оракулы» так отчаянно волнуются не только и не столько из-за Афганистана. Они-то ведь лучше знают и чувствуют собственную ситуацию, чем мы грешные понимаем про Америку. И наверняка то, что им открывается в последнее время, является полновесным поводом для действительно большого испуга.
Дело в том, что по большому счёту, США проиграли не только отдельно взятую афганскую партию. Речь идёт о том, что данное поражение является не чем иным, как универсальным мерилом их реальных возможностей контролировать весь остальной мир. То есть и на других участках глобального фронта, случись что, они будут вести себя точно так же. Потому что, как известно, человек - это стиль, а страна не может быть другой, если она стала именно такой.
А теперь о самом главном, что касается того, какой она стала.
Америка уже много лет страшно гордится своей так называемой «мягкой силой». То есть способностью, используя современные IT-технологии, глобальную машину своей медиа-пропаганды, гигантскую разведывательно- диверсионную организацию и, конечно же, неутомимый печатный станок, «наводить шорох» по всему миру даже без прямого участия западной военной силы.
И поначалу им действительно крупно везло на этом поприще, что не удивительно с учётом новизны технологии и размеров созданных ими «мягких» активов. Одни цветные революции чего стоят! Не говоря уже о «стратегии управляемого хаоса», в который они научились погружать целые регионы планеты.
Они и до сих пытаются удерживать мир под контролем за счёт всё тех же инструментов «мягкой силы». Правда, уже с гораздо меньшим успехом. Поскольку противоядия и отмычки к этим «подковёрным» приёмам уже давно найдены.
Но тут важно понимать другое. Сделанная Америкой ставка на «мягкую силу» в глобальном формате закономерно привела к глубинной перестройке самого американского и в целом западного общества. Главной фигурой коего на современном этапе стал уже не солдат, или, допустим, инженер-ядерщик, а такой себе очкастый инфантильный айтишник, который якобы может, лениво пожёвывая гамбургер, «хакнуть», между делом, целую страну.
Тридцать лет эволюции западного общества в рамках новой «мягкосильной» парадигмы привели к его, по сути, психофизиологическому перерождению. А это, в свою очередь, обернулось тем, что главной жертвой «мягкой силы» Запада оказалась его же собственная грубая сила! То есть военно-стратегическая мощь.
Те же американцы уже давно перестали быть приличными солдатами. Об их неспособности нормально воевать без регулярного подвоза свежей минеральной воды и без предварительного усмирения отдельно взятых кишлаков бомбёжками стратегической авиации, уже давно ходят легенды. Но раньше у них, по крайней мере, не было выбора. И Америке волей-неволей приходилось воевать за свою глобальную гегемонию. Но потом наступили другие времена.
Общество, которому внушили, что оно может достичь глобального всемогущества, не отрываясь от экрана компьютера, возможно, и преуспело по части соответствующих умственных и душевных качеств. Но, одновременно, оно очень сильно деградировало в части критериев, определяющих традиционную физическую, военную форму нации. Проще говоря, те же англосаксы, в их нынешнем виде, меньше всего напоминают нацию солдат, готовых сражаться с врагом на реальном поле битвы, а не только в режиме компьютерных «стрелялок».
Таким образом, Запад, в психофизическом плане, сам себя нокаутировал своей «мягкой силой». И, фактически, утратил тот потенциал физической и психологической готовности, который необходим для реальной войны. Особенно достаточно большой.
Для его же самоуспокоения было придумана очередная комфортная теория насчёт того, что «мягкая сила» нынче решает все вопросы, а традиционные силовые, в основном военные, рычаги продвижения своих интересов в мире уже якобы утратили актуальность. Однако реальная действительность, особенно с учётом образцово-показательного и отнюдь не виртуального, пинка под зад, полученного американцами в Афганистане, оказалась совершенно иной. И совокупность физического потенциала нации, как оказалось, не перестала играть решающую роль на мировой арене.
Именно в этом и заключается основная причина той небывалой паники, которая охватила ныне вашингтонский истэблишмент. Они просто почувствовали себя натурально голыми и босыми. И осознали, что Америка утратила статус великой военной державы, даже несмотря на то, что стреляющего железа у них по-прежнему навалом. Не тот нынче на Западе массовый человек, чтобы в реальном мире ложиться костьми за какую-нибудь великую идею или даже за свою страну. А это значит, что любой новый Афганистан обернётся для такой изнеженной компьютерным «софтом» западной публики новым безудержным бегством.
Между тем пресловутая «мягкая сила» Запада, угробив, по сути, его бывшую традиционную грубую силу, сама по себе оказалась слишком мягкой и ненадёжной, чтобы дать Западу верный шанс сохранить свою глобальную гегемонию. Просто потому, что её, при необходимости, можно просто-напросто «выключить из розетки». И никакие завывания о «правах человека» не помогут. Ибо уже не «цепляет».
Не случайно же именно в те минуты, когда американского посла распекали на Смоленской площади за беспредел заокеанских Гуглов и Ютубов в отношении предстоявших российских выборов, указанные западные сетевые ресурсы вдруг стали работать на моём компьютере подозрительно медленно. И наверняка не только на моём. Так, как будто в самом Кремле им сказали - не балуй, а то хуже будет!
Такая вот «картина маслом» для ставшего избыточно мягкотелым западного «гегемона». Как тут ему не запаниковать?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.