Бить врага - всегда целесообразно
Оружейный экспорт для Зеленского
Вот обычная фронтовая сводка за произвольно выбранную дату. 24 октября 2022 года, в этот день украинские расчёты HIMARS нанесли удары по городам Сватово, Золотое, Зоринск и Старобельск в Луганской народной республике, а также выпустили ещё 19 ракет по Новой Каховке в Херсонской области. И так практически каждый день, начиная с 28 июня, когда ВСУ впервые использовали американские РСЗО, способные наносить высокоточные удары на дистанцию 80 километров, а то и дальше. Такое впечатление, что боезапас к установкам HIMARS (а их у ВСУ уже 42 единицы, примерно по 7 миллионов долларов каждая) Киев не считает.
По расчётам экспертов, сегодня Украина расходует более пяти тысяч ракет в месяц, тогда как их производитель Lockheed Martin Corporation выпускает в год примерно девять тысяч единиц. Вот и выходит, что сборочные цеха компании фактически «пашут» только на ВСУ. Причём аппетит пана Зеленского постоянно растёт, и он клянчит у Байдена всё больше оружия, нисколько не сомневаясь, что каждая установка обязательно попадёт на территорию «незалежной».
Кроме установок РСЗО HIMARS и 155-мм гаубиц М777, Киев уже получил от американцев десятки наименований вооружений на общую сумму 18,6 млрд долл. В том числе, как указано в последнем отчёте Госдепартамента США, более 8,5 тыс. противотанковых систем Javelin, 1,4 тыс. ЗРК Stinger, свыше 700 БПЛА Switchblade, 178 артиллерийских систем большой дальности, 629 бронетранспортёров и БМП, 8214 зенитных ракет, 20 вертолётов Ми-17 и 45 модернизированных танков Т-72Б, 18 патрульных катеров, 10,2 тыс. автоматов и пистолетов, более 63,8 млн патронов, 75 тыс. комплектов бронежилетов и далее по списку.
Помимо ленд-лиза от Пентагона, плотный поток оружия на Украину идёт и из других стран-участниц НАТО, в том числе из Германии, правительство которой открыто ведёт в Интернете реестр военных поставок Киеву, где перечислены 30 ЗСУ Gepard, 10 самоходных гаубиц Panzerhaubitze 2000, 54 БТР М113, 4 системы ПВО IRIS-T SLM, 14,9 тыс. противотанковых мин и почти 22 млн патронов для стрелкового оружия.
Больше всего коллективный Запад поставил Украине противотанковых систем (не менее 3211 единиц) и беспилотников (не менее 1026 штук). На третьем месте танки и боевые бронированные машины (не менее 798 единиц), затем - артиллерия (не менее 257 единиц) и ракеты класса «воздух-земля» (не менее 200 единиц). Всего за последние полгода страны НАТО и союзники альянса отправили Киеву более 6 тысяч единиц тяжёлых вооружений, и поток этот с каждым месяцем становится всё шире.
А составы идут за составами...
В связи с чем возникает закономерный вопрос: почему каналы поставки оружия и боевой техники на Украину до сих пор не перекрыты и что мешает сделать это здесь и сейчас? Вот и замглавы Международного комитета Совфеда Владимир Джабаров считает, что «стремление Запада активировать поставки оружия Киеву даёт основание уничтожить транспортную инфраструктуру Украины». То есть сровнять с землёй все дороги и мосты.
Однако координатор Совета национальной безопасности США отставной контр-адмирал Джон Кирби с некоторым удивлением отмечает, что с начала спецоперации до середины апреля, вопреки логике войны, разведка США не зафиксировала ни одной попытки блокировать поток американских и европейских вооружений, поступающих в распоряжение ВСУ:
«Рейсы на перевалочные пункты по-прежнему осуществляются, каждый день происходит наземное перемещение помощи в сфере безопасности, вооружений, оборудования. Мы будем продолжать это делать максимально быстро и в максимальных объёмах».
Как понимать такое заявление, если официальный представитель российского Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков периодически сообщает о нанесении ударов высокоточными боеприпасами по транспортным коммуникациям ВСУ и их складам с уже доставленными к линии боевого соприкосновения западными вооружениями? Тем более что уже был отмечен эпизод, когда в разгар самых тяжёлых боёв в Донбассе артиллерия ВСУ в Авдеевке внезапно замолчала, поскольку иссяк запас самых ходовых 155-мм гаубичных снарядов.
Но поскольку обстрелы Донбасса и новых российских областей не прекращаются не на день, получается, что предпринятых мер недостаточно? Или, как вариант, американцы с союзниками сумели сделать так, чтобы поставки западного оружия на Украину для российской разведки стали, что ли, «незаметными»?
При современных средствах разведки и наблюдения предположение, мягко говоря, сомнительное. Разберём ситуацию, что называется, на пальцах. Итак, по решению Госдепартамента США от 4 ноября 2022 года, дополнительно Киеву предполагается отправить ещё 903 тысячи выстрелов (снаряд, заряд) для гаубиц. И поскольку в армейских штабах расход снарядов принято считать вагонами, будет резонно перейти именно на эту систему измерения. А дальше всё предельно просто: например, по советским нормам загрузки в один крытый вагон можно поместить 792 выстрела (ящика) для 152-мм гаубицы (разница с 155-мм натовским снарядом незначительна. - Авт.). То есть, чтобы перевезти весь объем боеприпасов (903 тыс. выстрелов), придётся задействовать больше тысячи вагонов.
Это примерно столько же, сколько войска Воронежского фронта израсходовали в ходе контрнаступления во время Курской битвы - самого масштабного сражения Великой Отечественной войны. И вряд ли такое количество вагонов можно замаскировать - так чтобы совсем...
«Окна» на границе
Но самое примечательное, все транспортные коридоры, по которым Запад снабжает Украину оружием и боевой техникой, а также боеприпасами практически в промышленных масштабах, хорошо известны. Самая южная точка пересечения украинской границы с западного направления - порт Измаил, откуда по тепловозной ветке оружие доставляют в Одессу. Железнодорожные переходы Галац-Рени и Яссы-Унгены невозможно использовать, поскольку Тирасполь не пропускает военные грузы через территорию Приднестровской Молдавской республики, а у двух переходов на румыно-украинской границе низкая пропускная способность.
Самый мощный приграничный транспортный узел - город Чоп с большим количеством логистических терминалов, откуда идут двупутные магистрали в Венгрию и в Словакию, Северней Чопа тянется ширококолейная грузовая линия на Кошице. Как предполагается, именно по этому маршруту был отправлен на Украину словацкий ЗРК С-300, уничтоженный российской армией сразу после выгрузки в районе Днепропетровска.
Уже на границе с Польшей находятся сразу пять точек снабжения Украины военной помощью НАТО. В том числе мощная электромагистраль Львов-Пшемысль, откуда до аэродрома Жешув, который является главным логистическим хабом НАТО, всего 70 км. Особый интерес представляет и так называемая металлургическая линия LHS на «русской колее» 1520 мм, которая углубляется в Польшу на 400 км и также проходит мимо аэродрома Жешув (40 км). Но эта линия не обозначена на туристических картах, поскольку не предназначена для перевозки пассажиров и вообще рассчитана на высокие нагрузки. По ней с Украины на запад идут поезда с железной рудой, а вот с чем они возвращаются - большой вопрос...
Торговать - не воевать
Например, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук доктор военных наук Константин Сивков, который двенадцать лет прослужил в Центре военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ, со свойственной военному эксперту прямотой заявил на всю страну в эфире Первого канала, что «металлургическую линию» не бомбят и не обстреливают ракетами, поскольку в этом не заинтересованы некоторые украинские и российские олигархи: «Там проходит транзитная коммуникация, которая связывает Россию и Европу. По ней идёт огромное количество стратегических ресурсов. Это титан, это алюминий в первую очередь и многое другое».
По его мнению, если Россия производит до 87% мирового титана, то после начала специальной военной операции, когда компании Boeing и Airbus объявили о приостановке закупок российского титана, объёмы его экспорта должны были резко упасть. Но так ли на самом деле?
Как утверждает агентство «Ассошиэйтед Пресс» в статье Six months into war, Russian goods still flowing to US («Шесть месяцев войны, а российские товары всё ещё идут в США»), большая часть американских компаний, связанных с металлургией, не стала разрывать отношений с российскими поставщиками. Агентство уточнило: Россия до сих пор остаётся ключевым экспортёром в США таких металлов, как алюминий, сталь и титан. Потому что прекращение поставок «может резко поднять цены для американцев», а они считать деньги умеют.
В ту же точку бьют и данные Министерства торговли США, которые приводит экс-профессор кафедры международных финансов МГИМО доктор экономических наук Валентин Касатонов. Оказывается, с января по июль текущего года в Россию ввезено американских товаров на общую сумму в 1,3 млрд долларов. А импорт из России в США оценивается за этот период в 11,64 млрд долларов.
То есть наши поставки за океан превышают наши закупки почти в 9 раз! «Почему стратегические материалы из России - недоумевает экономист с мировым именем Касатонов, - до сих пор поступают в страну, которая нас прямо объявила своим врагом?»
Была бы политическая воля
Тоже вопрос не из простых. Есть и другие вопросы. Почему, например, Россия не наносит удары по тем маршрутам, по которым поставляются на Украину натовские вооружения? На этот счёт существует «экспертное» мнение, будто трудно угадать, по какому из тринадцати железнодорожных и автомобильных пропускных пунктов пойдут эшелоны специального назначения. Или, может быть, никто не знает, где расположены мосты?
«Будьте уверены, наши разведывательные ресурсы в порядке, - ответил генерал-майор ГРУ в отставке Александр Чубаров. - Просто в оперативном искусстве есть понятие целесообразности. Взрывать мосты принято при отступлении, чтобы создать тактическую паузу, выиграть время для перегруппировки войск. Для этого хватит двух ящиков с тротилом, уверяю вас. А здесь можно истратить полтора десятка крылатых ракет и результата не добиться - мост сложная цель для ударов с воздуха. Вон американцы во Вьетнаме семь лет охотились на мост под названием «Пасть дракона», почти девятьсот вылетов совершили, потеряли кучу лётчиков, а что толку? Мост потом восстановили, а пилотов уже не вернёшь. К тому же, взорванный мост, даже на участке со сложным рельефом местности, не станет таким уж непреодолимым препятствием для снабжения. Можно пустить состав в обход по другому пути, и всё. А мост в течение недели отремонтируют».
Дескать, именно поэтому мосты и не включены в состав важнейших целей СВО. Или, как считает китайское издание Sohu, Россия надеется, что эта инфраструктура ещё пригодится ей в будущем, и поэтому пока мосты не трогает. Впрочем, до поры до времени Россия не «трогала» и тягловые подстанции, а потом буквально в один день нанесла удары по железнодорожным узлам Красное, Здолбунов, Жмеринка, Бердичев, Казатин, Ковель, Коростень и Фастов. Продолжаются удары и по объектам украинской энергетики, от которой осталась едва ли половина.
Наверное, разрушить железнодорожные магистрали, по которым на Украину поставляется натовское оружие, а в обратном направлении - титан, также вполне разрешимая задача. Нужна только политическая воля, а Российская армия свою задачу выполнит. Тем более что бить врага - всегда целесообразно.