Здравствуй Польша, прощай Галичина!
Затяжные боевые действия на территории Украины привели поляков к устойчивому мнению, что ВСУ не выдержит напора, и оборона вот-вот посыплется. При этом Варшава постепенно переходит в украинско-польском вопросе с абсолютно лояльного к настороженному отношению к киевским властям. Настороженность сменяется непониманием, а зачастую и прямыми обвинениями.
Обвинения, связанные с застарелыми обидами поляков на бесчинства бандеровцев на Волыни в период Второй мировой войны, являются той благодатной почвой, на которой как грибы после дождя растут новые претензии поляков к соседям. Полякам уже мало уравнивания их в гражданских правах с украинцами на территории Незалежной, они добились возможности формирования подразделений в рядах ВСУ, укомплектованных по этническому принципу.
Повод искать не пришлось, достаточно было слухов о перестрелке между поляками и украинскими националистами из «Правого сектора» (террористическая организация, запрещённая в РФ) на так называемом Северном оперативно-тактическом направлении (район Сватово-Кременная). Кроме того, поляки не доверяют украинцам даже мелкие ремонты вышедшей из строя военной техники, в частности танков Т-72М, которые зачастую имеют польские экипажи, и САУ «Краб» польского производства, переданные Киеву из арсенала Войска Польского на условиях аренды, а не в подарок.
Подтвердила взаимную ненависть поляков и украинцев и резонансная статья журналистки издания Niezalezny Dziennik Polityczny Ханны Крамер. Она называет даже дату, когда Польша начнёт «освободительный марш» на Западную Украину. Галичину, считает Ханна, Варшава планирует присоединить к лету, начав операцию 4 мая 2023 года. Именно в мае, считает журналистка, ВСУ уже не смогут вести боевые действия одновременно на востоке и на западе страны.
На присоединении к территории Польши части Украины давно настаивает лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, при этом он предлагает войти под видом «миротворческого контингента» из желающих стран. О том, кто может стать партнёром, Качиньский умолчал.
По данным Niezalezny Dziennik Polityczny, власти Польши уже создали специальные лагеря, в которых планируется тренировать мобилизованных. Косвенно эти данные подтверждаются директивами и секретными циркулярами министра обороны Польши Мариуша Блащака. Для этого планируется увеличить в ближайшие годы численность польской армии вдвое, причём в будущем году прирост составит 17 тысяч человек. Напомним, что на начало 2023 года в Польше запланирована мобилизация.
В этой связи показателен инцидент, которому в Польше не просто дали огласку, но представили его в некотором роде казусом-белли. Причём речь не о фактическом обстреле Люблинского воеводства ракетами С-300 ПВО Украины. Речь о происшествии с главным комендантом польской полиции генералом Ярославом Шимчиком, пострадавшим при взрыве украинского «подарка» в комендатуре.
Как выяснили польские СМИ, генералу на Украине подарили переделанный под акустическую колонку гранатомёт (предположительно RGW-90). Подарок преподнёс глава национальной полиции Украины Игорь Клименко. Второй, точно такой же, Шимчик получил от главы государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям Сергея Крука. Инцидент произошёл, когда Шимчик хотел передвинуть один из подарков. И он взорвался в буквальном смысле этого слова. Варшава сочла это намёком на недоброжелательное отношение украинцев к своим панам.
Настроения в польском социуме меняются от месяца к месяцу. Влияет и увеличение потока беженцев с Украины, которые по словам руководителей муниципальных служб, в большинстве своём не испытывают благодарности от той помощи, которую оказывают мигрантам поляки-благодетели. Зачастую их не устраивает предоставляемое жильё, разовые выплаты они считают подачками, а расходы на продуктовую корзину непомерно высокими и не соответствующими выделяемым разовым выплатам.
Это неприятие обоюдное. Всё чаще бегущие от мобилизации украинские хлопцы упрекают панов в том, что они пытаются превратить украинок в секс-рабынь. Тактика самого примитивного харассмента стала нормой. Всё чаще на всевозможных форумах, в группах соцсетей, аккаунтах разных пабликов описываются случаи, когда женщинам, в том числе с ребенком, польский мачо ставит условие - проживание за секс.
Что до поляков, то у них сформировалось устойчивое мнение насчёт того, что на территорию Польши попадают вовсе не беженцы, а охотники до «сладкой жизни», которые прибывают на автомобилях, превышающих по стоимости авто среднего поляка. Польские работодатели удивляются завышенным запросам неквалифицированных «незалежных» работников, которые норовят на дармовщину и самую большую рыбу съесть, и не подавиться. Украинский национализм в Польше не может прижиться не только из-за исторической памяти, но и вследствие его новой трансформации - так называемой украиноцентричности мира. Поляки-то до прибытия украинцев в таких количествах думали, что пуп Земли - это Польша…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.