В-21 «Рейдер» примерил «Весёлый Роджер»
© flickr.com/secdef
Презентация новинки была по-голливудски пышной.

В-21 «Рейдер» примерил «Весёлый Роджер»

Пентагон и корпорация Northrop Grumman официально явили миру стратегический бомбардировщик B-21. Впереди комплексная программа лётных испытаний ещё одного носителя ядерного оружия, у которого просматриваются давние немецкие корни
20 декабря 2022, 13:00
Реклама
В-21 «Рейдер» примерил «Весёлый Роджер»
© flickr.com/secdef
Презентация новинки была по-голливудски пышной.
Читайте нас на: 

Дамы и господа, ваше «сдерживание» подано!

Символизм у американцев в крови. Особенно, когда показывать, в общем-то, нечего. Это из той же серии, что и гвоздь из сапога британского солдата времён Войны за независимость, который красуется в музее Бостона на самом видном месте. Но, как бы там ни было, какое-то впечатление всё-таки производит. А вот то, что происходило на «Площадке-42» Военно-воздушных сил в Памсдейле (Калифорния) останется в топе по крайней мере на ближайшие годы...

В результате бомбардировки самолётами B-2 было уничтожено посольство Китая в Белграде 7 мая 1999 года.
© flickr.com/bjcc
В результате бомбардировки самолётами B-2 было уничтожено посольство Китая в Белграде 7 мая 1999 года.

Последний раз зрители на «Площадке-42» наблюдали нечто подобное в ноябре 1988 года, когда из ангара гордо выкатилось невиданное до тех пор чудо - стратегический бомбардировщик B-2, разработанный по уникальной технологии «летающего крыла» с использованием техники снижения демаскирующих признаков «Стелс». И вот почти через 35 лет настала очередь B-21. При этом серьёзного народа собралось много, начиная с министра обороны Ллойда Остина и заканчивая исполнительным директором Northrop Grumman Кэтрин Уорден. О толпе журналистов всех мастей и без числа приглашённых зрителей можно даже не говорить.

Опять-таки символизма ради показ бомбардировщика увязали с историческим «Рейдом Дулиттла» - эпизодом Второй мировой войны, когда 16 бомбардировщиков B-25 «Митчелл» 18 апреля 1942 года под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, стартовав с американского авианосца «Хорнет», впервые атаковали территорию Японии - в частности, нанесли бомбовый удар по Токио.

«Мужество пилотов "Рейда Дулиттла" вдохновило целые поколения американских лётчиков. Символично, что следующая глава в развитии американской военной мощи, - самолёт, стоящий за моей спиной, назван в честь наших героев», - заявил на торжественной церемонии глава Пентагона. Образно и красиво, ничего не скажешь. Но главное министр Остин высказал сразу после этих пафосных слов: «Дамы и господа. Перед вами сдерживание по-американски».

Не прибавить, но и не убавить. Кстати, общее название всего будущего парка B-21 - «Рейдер» - также относится к событиям 1942 года.

 Строго говоря, рейдер, скажем в ВМС, - это, например, немецкий линкор «Адмирал Шеер» - морской пират-одиночка, призванный, появляясь «ниоткуда», уничтожать отдельные корабли и суда противника на коммуникациях, громить узлы связи, рвать на части маршруты тылового обеспечения и т.д. А вот у сухопутчиков Raiding Party - название разведывательно-диверсионной группы. Такие вот ассоциации...

Самолёты группы Дулиттла на палубе авианосца «Хорнет» перед легендарным рейдом.
© wikipedia.org
Самолёты группы Дулиттла на палубе авианосца «Хорнет» перед легендарным рейдом.

Теперь специально покрашенной и прошедшей цикл наземных испытаний новоиспечённой машине с бортовым номером 001 и полётным наименованием Т1 предстоит долгий путь испытаний. Первый старт - перелёт на базу ВВС «Эдвардс», там же в Калифорнии, может состояться, по данным фирмы-разработчика, где-то в 2023 году. Точную дату определят после завершения дополнительных наземных испытаний. 

В настоящее время в процессе производства ещё пять таких же бомбардировщиков. Согласно официальным планам Пентагона, парк самолётов B-21 должен насчитывать минимум 100 машин. По оценкам американских финансовых институтов, сделанным в 2021 году, общие затраты на программу B-21 составят 203 млрд долларов.

Без ядерной ракеты - никак

Серьёзно о программе B-21 заговорили ещё весной 2016 года. Именно тогда ВВС определились с новой крылатой ядерной ракетой воздушного базирования LRSO. Тогда же заместитель командующего ВВС генерал Стефан Уилсон заявил, что сотня самолётов B-21 - «это не потолок, а пол». По его словам, «минимальное количество в 100 B-21 наряду с остальными типами бомбардировщиков отвечает будущим потребностям Командования стратегических глобальных ударов ВВС». Ещё более определённо высказался сам командующий, генерал Робин Рэнд (сегодня это командование возглавляет уже генерал Энтони Коттен): «Я не представляю себе, как смогу выполнять боевые задачи с меньшим числом бомбардировщиков».

Согласно официальным заявлениям, B-21 призван заменить прежде всего американского стратегического патриарха - бомбардировщик B-52 Stratofortress, состоящего на вооружении ещё с марта 1956 года. Кроме того, B-21 придёт на смену своему «близнецу» - принятому на вооружение в 1994 году бомбардировщику B-2 Spirit. Этот стратегический бомбардировщик, как и его тактический ударный собрат F-117, также выполнен по схеме «несущее крыло» с использованием технологии «Стелс».

В-52 во всеоружии. Устарел...
© wikipedia.org
В-52 во всеоружии. Устарел...

В 1981 году ВВС заключили с фирмой Northrop контракт на разработку стратегического бомбардировщика на базе новой техники, получившей обозначение АТВ. Эта техника - «Стелс» - предусматривает различные меры, направленные на уменьшение радиолокационного сечения летательного аппарата и вообще его заметности для радиолокационного и оптического наблюдения.

Прежде всего речь шла о фюзеляже такой формы, которая обеспечивает обтекание излучения РЛС. Конструкция подобных самолётов предусматривает широкое использование композиционных материалов на основе углеродного волокна, графитовую обшивку, армированную волокном, а также специальные красочные покрытия. Расчёты показали, что наилучшей основой планера нового бомбардировщика является несущее дельтовидное крыло без хвостового стабилизатора. При этом гондолы двигателей размещаются непосредственно в корпусе.

Зачем же американским ВВС понадобился ещё один «стелс-бомбардировщик», если B-2 остаётся всё ещё новой машиной, проверенной в боевых условиях? Ответ однозначный. B-2 при всей своей внушительной ракетно-бомбовой нагрузке (может нести, в частности, 16 атомных бомб В-61) не предназначен для оснащения ядерными крылатыми ракетами. Модернизировать же его под новую стратегическую крылатую ракету не имеет смысла по финансовым соображениям. Тем более что, согласно оценкам ВВС, «более возрастной» В-52, оснащённый сегодня крылатыми ракетами с термоядерной боевой частью, останется в строю вплоть до 2040-х годов.

Несколько слов о самой ракете LRSO. В текущем году на эту программу американского ядерного сдерживания уже израсходовано 609 млн долл., которые головная корпорация Raytheon Technologies потратила на разработку в полном составе этой ракеты с тем, чтобы в 2027 году приступить уже к серийному производству.

Ракета LRSO, программа которой реализуется уже 10 лет, предназначена, как и её предшественница, состоящая сегодня на вооружении ВВС крылатая ракета АLCM - AGM-86B, для поражения высокозащищённых целей в глубине обороны противника. Согласно открытым источникам, дальность полёта LRSO составит порядка 2500 км, т.е. будет соответствовать дальности полёта ядерной ракеты АLCM, разработанной в середине 70-х годов. По всей видимости, ВВС, заказывая разработку новой ракеты, исходили из задач обеспечить глобальный удар воздушными средствами в условиях развёрнутой интегрированной ПРО. Последнее обстоятельство является принципиально новым по сравнению со второй половиной прошлого века.

Перспективная ракета LRSO (графическая визуализация).
© defensemedianetwork.com
Перспективная ракета LRSO (графическая визуализация).

Изначально планировалось создать две модификации новой ракеты, с ядерной и обычной боевыми частями. Впоследствии от конвенциональной боеголовки отказались. Нынешний вариант проекта предусматривает применение боезаряда типа W80-4 регулируемой мощности от 5 до 150 кт.

Несущее крыло от Геринга

Весной 1984-го заокеанские академики от киноискусства в очередной раз засвидетельствовали триумф Соединённых Штатов в области авиации и космонавтики. Четырежды оскароносный фильм «Парни что надо», продюсером которого выступил легендарный изобретатель Говард Хьюз, рассказывал о жизни лётчика Чарльза Йегера. Согласно официальной версии, 14 октября 1947 года Йегер первым в мире превысил скорость звука в управляемом горизонтальном полёте на экспериментальном ракетном самолёте Bell X-1.

В отличие от газетчиков, близкие к разведывательным кругам американские разработчики новой техники отнеслись к рекорду с будничной сдержанностью. Мировая сенсация не произвела должного впечатления и на научно-технический персонал бывшего рейха, разрабатывавший в рамках секретной программы «Скрепка» баллистическое оружие для Америки. Кому-кому, а немцам о переходе звукового барьера было известно существенно больше, чем их новым хозяевам.

Возможно, американцы никогда бы не решились инициировать в марте 1946 года эту программу по привлечению к сотрудничеству бывших нацистских учёных и конструкторов новой техники, если бы не были уверены в том, что у немцев имеются уже готовые или находящиеся на последней стадии создания образцы вооружений, о которых победители и понятия не имели.

Изучением в конечный период Второй мировой военно-технического потенциала Германии, в частности его аэрокосмической составляющей, разведка США занималась по сверхсекретной программе «Страсть». Только в первые три месяца 1945 года на территорию Соединённых Штатов из захваченных в Германии лабораторий и заводов было вывезено 110 тыс. тонн научной документации. Её изучение показало, что немцы реально подошли к массовому производству авиационной техники, неизвестной ни советским, ни западным разработчикам.

Аппарат «Трибфлюгель» от концерна «Фокке-Вульф» (графическая визуализация).
© topwar.ru
Аппарат «Трибфлюгель» от концерна «Фокке-Вульф» (графическая визуализация).

Вывезли американцы и готовые образцы летательных аппаратов. Так в распоряжении американских специалистов оказался аппарат концерна «Фокке-Вульф», который назывался «Трибфлюгель», что буквально переводится как «Несущее крыло». Этот самолёт с вертикальным взлётом и посадкой мог обходиться без стандартных, в массе своей уже уничтоженных аэродромов.

Машина представляла собой три вращающихся крыла вокруг центрального планера. Каждая плоскость была снабжена прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД), которые запускались после достижения самолётом определённой скорости при помощи реактивных двигателей.

В документах американской разведки указывается, что вертикальная скорость «Трибфлюгеля» составляла около 124 км/ч. Крейсерский полёт на средних высотах на максимальную дальность 640 км мог проходить примерно при 1000 км/ч. По итогам испытаний машина выдавала около 800 км/ч на высоте 11 километров.

Однако наибольший интерес у американцев вызвали подробные чертежи самолёта «Дельта», выполненного по схеме «несущее крыло», немецкого специалиста по ПВРД конструктора Александра Липпиша. Самолёт разрабатывался с мая 1944 года и фактически был готов в начале 1945-го. Согласно документам программы «Страсть», немцы впервые успешно испытали «Дельту» с комплексом вооружения ранней весной 1945 года предположительно в Южной Баварии.

Планер Delta V (DFS 40).
© topwar.ru
Планер Delta V (DFS 40).

Исследуя захваченные документы, союзники выяснили, что этот реактивный истребитель создавался с использованием технологии, предусматривающей снижение демаскирующих признаков, в частности - снижения радиолокационного отражения. Иными словами, уже тогда этот самолёт был практически невидим для радаров.

Благодаря уникальной конструкции камер сгорания двигателей «Дельта» могла развивать скорость до 2100 км/ч. Из немецких источников следует, что истребитель всесторонне испытывался в начале 1945 года и во время полётов действительно преодолевал звуковой барьер.

Так и хочется спросить, скажем, Ллойда Остина или лучше - руководство Northrop Grumman: «Современные американские парни что надо - это кто?» Точнее, сколько в B-21 немецкой технологической крови?

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама