Ядерный «Рейдер» Вашингтона
Верной дорогой...
Казалось бы, в области стратегических вооружений Соединённые Штаты уже традиционно придерживаются консервативной политики. Как был уже полвека «Минитмен» единственной МБР, так и остаётся до сих пор. Как вооружали уже десятилетиями подводные лодки-ракетоносцы БРПЛ «Трайдент», так и продолжают в том же духе. Как уже почти 70 лет назад взлетел легендарный B-52, так и продолжает исправно стоять на вооружении, хоть и замодернизированный изнутри до неузнаваемости и вооружённый согласно последним американским достижениям в области «умных» бомб и крылатых ракет. Как начал полёты в 1989 году стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит», воплотивший все наработки в области «Стелс», так и остаётся в строю самого воюющего, наряду с ВМС американского вида вооружённых сил.
Однако, несмотря на солидный парк стратегической авиации в лице неувядаемого B-52, его младшего брата, «капризного» B-1B и «Стелс»-бомбардировщика В-2 с истребителем-бомбардировщиком F-117 в придачу, командование ВВС решило обзавестись ещё одним бомбардировщиком, способным нести как ядерное, так и обычное оружие. Объяснений здесь видится два - военно-политическое, и связанное с ним - чисто военное с известной «долларовой примесью».
Направления развития ВВС США изложены в основополагающих документах, которыми являются концепция «Перспектива-2020 для американских ВВС: глобальное присутствие, досягаемость и мощь» и устав ВВС AFDD 1 «Базовая доктрина ВВС США». В них в качестве главных принципов боевого применения воздушно-космических сил на ближайшие годы определены: господство в воздухе; информационное превосходство; глобальная досягаемость; высокая точность поражения; глобальная мобильность и гибкое боевое обеспечение. Согласно официальной информации Пентагона, массовое оснащение боевой авиации ВВС обычными высокоточными средствами поражения в ближайшей перспективе значительно увеличат её боевые возможности.
Сегодня, когда градус накала обстановки в мире критически высок, а Белый дом и не думает отступать от базовой концепции всеобъемлющего доминирования, Пентагону видится как единственное решение - разработка универсальных стратегических ударных средств. В силу высокой скорости и манёвренности при выполнении боевых задач, ВВС наряду с флотом - наилучший кандидат на применение всё новых и новых систем оружия, в данном случае - ещё одного стратегического бомбардировщика.
Теперь понятны слова начальника Управления по вопросам оперативных возможностей ВВС США Рэнди Уолдена, который в конце 2020 года с чистой совестью заявил, что в целом разработка B-21 «на правильном пути».
С военной точки зрения эта машина интересная, но отнюдь не «прорывная».
«Рейдер» на подходе
Первые упоминания о программе разработки нового стратегического дозвукового бомбардировщика, выполненного по последним достижениям в области снижения демаскирующих признаков - техники «Стелс», предусматривающей в качестве аэродинамической схемы «летающее крыло», появились в начале 2016 года. Тогда действующий министр ВВС Дебора Ли Джеймс на проходившем в Орландо (штат Флорида) симпозиуме американской Военно-воздушной ассоциации впервые публично продемонстрировала компьютерное изображение и представила официальное название одного из наиболее секретных проектов Пентагона - разрабатываемого компанией Northrop Grumman малозаметного стратегического бомбардировщика B-21, ранее известного как LRS-B (Long-Range Strike Bomber).
Вероятно, новая машина будет оснащена двигателем Pratt & Whitney PW9000, который пока ещё только создаётся на основе двигателя F135.
Если посмотреть на немногочисленные открытые данные по ТТХ новой машины, то уже становится ясно, что В-21 - далеко не революция в создании стратегических бомбардировщиков, а довольно удачная система интеграции всех американских наработок в области боевого самолётостроения, в особенности техники «Стелс». Согласно мнению специалистов военно-аналитического Института Митчела, для «сокращения затрат и времени программа максимально использует преимущества других проектов, зрелых технологий и даже компонентов, разработанных для иных систем оружия. Другими словами, на данном этапе развития B-21 гораздо более зрелый, чем было с истребителем F-35 и программой стратегического бомбардировщика Northrop B-2.
Указанная «зрелость» достигается за счёт, например, улучшенной конструкции плоских воздухозаборников и оптимизированной геометрии планера у B-21 «Рейдер», по сравнению с B-2 «Спирит». Сократится и радиолокационное сечение нового бомбардировщика (у В-2 - 1 кв. м; у В-1В - 10 кв. м; у В-52 - 100). Отказ от пилообразной формы задней кромки в пользу клиновидной, вероятно, увеличит минимальную высоту полёта бомбардировщика, но затруднит его обнаружение на больших высотах существующими наземными радиолокационными системами. При меньших размерах B-21 и, возможно, меньшей массе новый бомбардировщик должен сохранить максимальную дальность полёта B-2 - 11 000 км при меньшем расходе топлива, и наверняка превзойдёт его потолок, который составляет 19 км.
Вряд ли масса вооружения B-21 по сравнению с B-2, которая составляет 27 т, существенно вырастет, однако этого и не требуется, учитывая использование композиционных материалов в современных образцах высокоточных вооружений.
Согласно открытым источникам, В-21 может нести обычное и ядерное вооружение, например, корректируемые боеприпасы Joint Directed Attack Munition (JDAM) и ракеты AGM-158 Joint Air to Surface Standoff Missile (JASSM). Кроме того, он может нести ядерные бомбы B83 и B61-12. Бомбардировщик также могут оснащать, в частности, морскими минами, беспилотными средствами и гиперзвуковым оружием.
Серьёзным аргументом побыстрее принять В-21 на вооружение является его цена по сравнению с бомбардировщиком В-2. Последний является самым дорогим серийным самолётом в истории. Стоимость одного такого бомбардировщика без оружия оценивается в один миллиард долларов, при полном оснащении цена возрастает более чем в два раза. Именно поэтому в период между 1987 и 2000 годами корпорация Northrop получила заказ и произвела всего 21 такую машину. B-2 обходился слишком дорого для расходной части бюджета даже Пентагона.
Стоимость одного B-21, оцениваемая примерно в полмиллиарда долларов (и с учётом некоторого удешевления доллара), не только не окажет значительной нагрузки на американский бюджет, но и вместе с качественным и количественным усилением наступательных возможностей Пентагона позволит США закрепить достигнутые инновации и поддержать свой высокотехнологичный ВПК.
Аналитики Пентагона полагают, что В-21 примут на вооружение к середине 2020-х годов. Общая сумма контракта на разработку и производство этих бомбардировщиков может равняться 55 млрд долл. Парк новых бомбардировщиков составит, согласно оценкам, 80-100 машин.
Как носитель ядерного оружия, согласно уже упомянутым доктринам Пентагона, американским ВВС действительно понадобился ещё один «стелс-бомбардировщик», несмотря на то,что В-2 остаётся всё ещё новой машиной, к тому же проверенной в боевых условиях. Однако В-2 при всей своей внушительно ракетно-бомбовой нагрузке (может нести, в частности, 16 атомных бомб В-61) не предназначен для оснащения ядерными крылатыми ракетами. Как известно, у ВВС на подходе очередное наступательное ядерное оружие - крылатая ракета LRSO. В то же время модернизировать для этого В-2 не имеет смысла по финансовым соображениям. Тем более что, согласно оценкам ВВС, «более возрастной» В-52, оснащённый сегодня крылатыми ракетами с термоядерной боевой частью, останется в строю вплоть до 2040-х годов.
И ещё. Весной 2016 года (именно тогда военные определились с новой ядерной крылатой ракетой) заместитель командующего ВВС генерал Стефан Уилсон заявил, что сотня самолётов В-21 - «это не потолок, а пол». По его словам, «минимальное количество 100 В-21 наряду с остальными типами бомбардировщиков отвечает будущим потребностям Глобального стратегического командования ВВС». Ещё более определённо высказался по этому поводу сам командующий, генерал Робин Рэнд: «Я не представляю себе, как смогу выполнять боевые задачи с меньшим числом бомбардировщиков».
Комментарии, кажется, излишни.
«Без протокола...»
Один пикантный момент. Сама идея «несущего крыла» - как ключевого элемента техники «Стелс» - далеко не американское ноу-хау. В самом конце Второй мировой войны американская разведка развернула широкомасштабную программу под кодовым названием «Страсть», основной задачей которой был сбор информации о немецких разработках в области перспективных вооружений. Наибольший интерес у американцев вызвали захваченные подробные чертежи самолёта «Дельта», выполненного именно по схеме «несущее крыло» немецкого конструктора, специалиста по прямоточным воздушно-реактивным двигателям (ПВРД) Александера Липпиша. Самолёт, получивший обозначение Р-13b, разрабатывался с мая 1944 года и фактически был готов к началу 1945 года. Согласно документам программы «Страсть», немцы впервые успешно испытали «Дельту» с комплектом вооружения ранней весной 1945-го где-то в Южной Баварии.
Исследуя немецкие документы, союзники выяснили, что этот реактивный истребитель был выполнен по всем правилам техники «Стелс», то есть был невидим для радаров того времени. Благодаря уникальной конструкции камер сгорания его двигателей, «Дельта» могла развивать скорость до 2100 км/ч. Из немецких источников ясно следует, что истребитель комплексно испытывался в начале 1945 года, и во время этих полётов самолёт действительно преодолевал звуковой барьер...
Если мы взглянем на В-2 и извлечём из архивов изображение «Дельты», то покажется, что «чертёжные доски» разработчиков обеих машин стояли рядом. И всё может быть… Как показывает практика, к тоннам ценнейшей трофейной информации, особенно в области авиации, американцы отнеслись с предельным вниманием. А лучшие умы Германии в области аэрокосмоса прочно осели в американских научно-технических центрах. Доктора Липпиша, разработавшего реактивные двигатели для «Дельты», признали непререкаемым авторитетом в области сверхзвукового полёта на базе ВВС США в Райт Паттерсон штата Огайо. Кроме всего, он в компании легендарного немецкого, а затем и американского законодателя ракетно-космической моды, «истинного» арийца-нациста, Вернера фон Брауна разработал проект орбитальной космической станции как носителя ядерного оружия для бомбардировки наземных целей.
«...Отнимите два с половиной часа и переложите на настоящий момент...», - кажется, так «инструктировал» Штирлиц Бормана. Весьма актуально насчёт «настоящего момента»...