Идём вперёд. Кто будет «зачищать» тылы?
«Обесточенная» Украина
С нарастающей силой продолжается огневая подготовка атаки к предстоящему широкомасштабному наступлению в районе Донбасской дуги. Войска проламывают в разных местах оборону противника, занимают и берут под свой контроль населённые пункты. Причём не только в Донбассе, но и в других областях. Полностью освобождён второй по значимости город в ДНР - Мариуполь. По данным Минобороны России, только за последние сутки сдалось в плен почти тысяча военнослужащих Украины. Из них почти 700 человек, убедившись в бессмысленности сопротивления, вышли с территории завода «Азовсталь». По-сути, активная фаза боевых действий подходит к финалу.
В то же время, не менее сложную задачу приходится решать на освобождённых территориях. Как лучше зачистить тылы, чтобы наступающим не «ударили в спину»? Кто будет отвечать за проблемы гуманитарного и политического характера?
Подробно остановлюсь на примере одного из районов Харьковской области. Ещё в конце февраля части и подразделения российской армии заняли и контролируют там ряд населённых пунктов, непосредственно примыкающих к Харькову. С первого дня здесь возникла проблема восстановления энергосетей. Из-за отсутствия электричества на большой территории - райцентр Липцы и прилегающие сёла Терновая, Проходы, Циркуны, Борщевая (более 50 тыс. населения), - отсутствует водо- и теплоснабжение, не работают предприятия и, в первую очередь, пекарни. В поликлиниках остался медперсонал младшего звена, в основном медсёстры. Из-за отсутствия электричества не работают холодильники. Возникает проблема хранения продуктов. Нет возможности раздаивать коров (у фермерских хозяйств), местные жители вынуждены забивать скот. Назревает гуманитарная катастрофа.
Понимают ли это руководители местных органов власти? Идут ли они на контакт с нашими военными? Ведь наладить подачу электричества сейчас под силу только им. Причём самым простым способом - путём установки полутора десятков столбов (около 3 км) и подачи электроэнергии с блокпоста на территории РФ. Но кто этим будет заниматься?
Всё работоспособное население раньше было занято в Харькове и иных городах. Сейчас многие жители лишены возможности работать, а пенсионеры и инвалиды не могут получать пенсии и пособия. Возникла проблема дефицита денежной массы, с одной стороны. С другой, нет возможности приобретать продукты в магазинах. Их там нет, полки стоят пустыми.
Исправить положение только гуманитарными конвоями непросто, поскольку необходима постоянная адресная помощь (в силу физической немощи многие не могут добраться в центр населённых пунктов, где происходит раздача «гуманитарки»). Она должна складироваться в определённых местах (рассредоточенной по нескольким пунктам ввиду опасности уничтожения складов артобстрелами) и развозиться малыми партиями. При этом раздавать и распределять её целесообразно по именным спискам.
Можно не сомневаться, что с подобными моментами сталкиваются жители и других областей Украины, которых коснулась специальная военная операция. Проблема занятости населения, организация социальных выплат и восстановление инфраструктуры, возобновление торговли, посевная компания - далеко не полный перечень в череде гуманитарных вопросов.
«Нас не запугать. С нами - Россия»
В настоящее время полностью под контроль России перешла только одна область Украины - Херсонская. Интересно, как под защитой наших военных она возвращается к мирной жизни? Вот что рассказывает Кирилл Стремоусов, заместитель главы созданной там недавно военно-гражданской администрации:
- Нам удалось успешно провести посевную в первую очередь благодаря Министерству обороны Российской Федерации. Их сапёры создали все условия для того, чтобы мы вовремя начали посевную кампанию, очистив поля от неразорвавшихся мин и снарядов. Несмотря на то, что наш беглый губернатор Лагута призывал всех фермеров сидеть дома и ждать до лучших времён, посевной материал у нас был, а топливо мы получили от России по доступным ценам.
По словам Стремоусова, с помощью наших военных организованы не только гуманитарные конвои, но и экономические, что позволяет говорить о возобновлении сотрудничества с Россией. По упрощённой таможенной схеме грузовые фуры с разнообразным товаром спокойно пересекают границу.
- Сейчас на границе формируются такие очереди, как в лучшие времена, когда Россия торговала с Украиной, - не скрывает он своего удивления. Стремоусов - уроженец Горловки, детство и юность провёл в Донбассе. Занимался рыбоохранной деятельностью, но пришёлся не ко двору, поскольку принципиально не брал взяток, за что его дважды увольняли из рыбинспекции. Закончил службу в звании подполковника, уйдя с «хлебной» должности начальника оперативного управления рыбоохраны Украины. С 2009 года, переехав из Киева в Херсон, занялся общественной деятельностью, возглавлял местное отделение Социалистической партии Украины, два года назад создал информационное агентство «Таврия News». Развернул широкую протестную деятельность, не скрывая своих пророссийских взглядов. За что не раз подвергался преследованиям - дело доходило до обысков и арестов. Но сломать его нацистам так и не удалось.
- Когда пришли российские солдаты, - говорит Кирилл Сергеевич, - я, не думая ни секунды, был с ними, буквально в первых числах марта заявлял, что мы берём курс на интеграцию с Российской Федерацией.
С началом спецоперации в Херсонской области был создан «Комитет спасения за мир и порядок», объявивший своей целью поддержание правопорядка в ходе боевых действий. Руководителем организации выбрали Кирилла Стремоусова, а спустя месяц, уже в мае 2022 года, он оказался на посту заместителя главы военно-гражданской администрации Херсонской области. У политика пятеро детей, он активно пользуется социальными сетями, имеет свой телеграм-канал и всегда открыт к диалогу, что является большой редкостью для украинских чиновников. На днях он разместил там многозначительный пост:
«В соцсетях появилась группа, в которой нацисты выкладывают мирных людей, обвиняя их в государственной измене и предательстве. Хочу всех мирных жителей Херсона поблагодарить за Вашу позицию и понимание, что всех адекватных и прежде всего трезвомыслящих людей не запугать. Да и пугать в той ситуации, в которой мы все находимся, совершенно бессмысленно. Я больше чем уверен, нацисты и прочие элементы, скорее напоминающие чертей, больше никогда не ступят на Херсонскую землю.
Всё будет хорошо, всё будет как в #Россия - мир и порядок, потому что мы #СвоихНеБросаем».
Не стоит забывать, что многие лица, а их становится с каждым днём всё больше, наконец-то поверили русским и начали сотрудничать с российской армией. Да, они не только сделали выбор в пользу России, но и отрезали себе пути к отступлению. Киевская хунта автоматически заносит их во всевозможные списки типа «Миротворец», запугивает, угрожает. А сколько случаев физического устранения активистов… Они, к сожалению, не единичны. И люди должны понимать, что наша армия берёт их под свою защиту от националистов.
Впереди «бункерная» война?
Да, мир и спокойствие обязательно придут на Украину, если Запад не будет мешать. Нацисты, уходя, оставляют так называемые спящие ячейки. Их террористическая тактика и диверсионные вылазки проявляются уже сейчас. В данной ситуации может быть использован опыт, накопленный в борьбе с бандитизмом после Великой Отечественной войны. Полностью соглашусь с мнением моего коллеги, полковника милиции в отставке, писателя Василия Журахова: «Для борьбы с бандеровским подпольем на освобождённых территориях, сформированных не без участия СБУ, возможно, пригодится опыт спецподразделений НКВД 40-х годов. Они воевали не просто с "народными мстителями", а с хорошо слаженной структурой ОУН ("Организации украинских националистов", деятельность которой запрещена в РФ). Костяк бандеровцев состоял из бывших солдат и командиров стрелковой дивизии СС "Галичина", вырвавшихся из окружения под Бродами летом 1944 года. Вооружены они были до зубов, потому как их щедро снабжали оружием наши вчерашние союзники - Англия и США. Они направляли на Украину своих инструкторов, деньги и боеприпасы. Все это, как мы видим, повторяется и сейчас.
К 1950 году у бандеровцев была хорошо организованная сеть по всей Западной Украине. Они, как крысы, забирались под землю, пряча в своих схронах не просто ящики с оружием, а целые арсеналы, казармы и даже типографии! Причём не только в лесах. Устраивали глубокие бункеры прямо во дворах, маскируя вентиляцию под собачью будку или пчелиный улей. Больше 10 лет длилась борьба с бандитским подпольем на Украине, но НКВД всё-таки смог выиграть "бункерную" войну.
Причём довольно простым путём - стали объявлять амнистию всем бандеровцам, которые добровольно сложат оружие и чистосердечно признаются в своих преступлениях. Их ставили на учёт, но в Сибирь никого не отправляли, потому как страну надо было восстанавливать. Убедившись, что их не обманывают, националисты стали вылезать из бункеров - сначала с большой неохотой, но потом всё чаще и больше. В общей сложности за десять лет "бункерной" войны таких, вышедших из леса, набралось более 76 тысяч человек».
Ждёт ли нас «бункерная война» сейчас? Судя по тому, как умело зарылись под землю в Мариуполе боевики «Азова» (террористическая организация, запрещённая в России. - Ред.), всё это ещё впереди. Поэтому не исключено, что в ходе денацификации в структуре МВД РФ потребуется создание Главного управления по борьбе с бандитизмом. С так называемой украинской зоной оперативного обслуживания. Для поддержания общественного порядка и раскрытия уголовных преступлений в освобождённых районах целесообразно образовать ВОВД (временные отделы внутренних дел. - Авт.), как это было в Чеченской Республике в годы проведения контртеррористической операции. Комплектование личным составом этих отделов, по мнению Журахова, лучше всего производить из бывших сотрудников полиции МВД Украины, придерживающихся пророссийских взглядов.
Конечно, это субъективное мнение, но в нынешних условиях, когда киевский режим раздал населению десятки тысяч единиц стрелкового оружия и боеприпасов, оно заслуживает внимания. Политики должны понимать, что, если не предпринять никаких мер сегодня, завтра нас ждёт полномасштабная партизанская война на освобождённой от нацистов территории.
Как это было в Чеченской республике в конце 90-х, когда эмиссары исламистов промывали мозги местной молодёжи, вербуя их в отряды боевиков. Всё это закончилось операцией «Джихад» по захвату Грозного и Гудермеса в августе 1996 года, когда федеральные силы фактически потеряли контроль над городом.
Соглашусь с тем, что не вполне корректно сравнивать те события и нынешние, которые происходят на Украине. Но методы и способы, весьма специфические, применимы и сегодня. Вот весьма знаковый пример: плечом к плечу с русским спецназом и народной милицией ДНР самоотверженно участвуют в спецоперации росгвардейцы из Чеченской республики. Один только Мариуполь чего стоит!
Понятно, что сегодняшние боевые действия в Донбассе - всего лишь вынужденная мера по удалению злокачественной опухоли нацизма, не без помощи Запада выращенной на теле Украины. Для полного выздоровления ещё потребуется полностью заменить прогнившую русофобскую власть, так называемую украинскую элиту, а это процесс очень сложный. Но начинать надо уже сейчас, в условиях проведения специальной военной операции. Потом будет поздно.