«Вся образовательная и научная деятельность академии, непосредственно связанная с разработками в областях национальной безопасности, военной стратегии и оперативного искусства, военного управления, представлена на «Армии-2022»
Большой интерес у участников и гостей форума вызвали круглые столы, посвящённые проблемам региональной безопасности и межгосударственного взаимодействия, организованные Военной академией Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. Но, пожалуй, особое внимание было приковано к проблемам подготовки военных кадров. Чем удивила на МВТФ «Армия-2022» Академия Генштаба, еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации генерал-полковник Владимир Зарудницкий.
- Международный военно-технический форум «Армия-2022» зарекомендовал себя и как авторитетная площадка для демонстрации инновационных разработок в области военной науки и техники, и как место для заключения выгодных сделок, и как интересная дискуссионная площадка, и как сконцентрированная точка по военно-патриотическому воспитанию, и как место обмена передовым опытом. Владимир Борисович, какая из этих составляющих для вас самая важная и почему?
- Определить приоритет одной из составляющих достаточно сложно. Невозможно осуществлять подготовку современного командира без ориентации на инновационные разработки в области военной науки и техники, следствием которых станут изменения в тактике ведения боевых действий, оперативном искусстве.
Несомненную ценность для специалистов в любой сфере деятельности представляет возможность обсуждения актуальных профессиональных проблем, обмен опытом, установление полезных контактов. Особенно важны такие взаимодействия для научно-педагогической среды, поскольку результаты труда и учёного, и преподавателя всегда носят творческий характер, ориентируются на общественный запрос и нуждаются в профессиональной оценке.
Нельзя переоценить эффект форума для военно-патриотического воспитания, поддержания в обществе престижа военной службы и в целом любой деятельности, связанной с защитой Отечества. Сегодня эта составляющая обрела особую значимость, поэтому важно, что в атмосфере форума её действием охвачены все участники.
- Что показывает анализ внедрения новинок, представленных вашим учебным заведением на форуме «Армия-2022»? Насколько часто они оказываются востребованными, удаётся ли оперативно довести инновационные проекты до производства, как быстро и часто доходит разработка до главного потребителя - в войсках или в системе военного образования?
- Военная академия Генерального штаба ВС РФ - уникальное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов для высших звеньев военного управления. Поэтому вся образовательная и научная деятельность академии непосредственно связана с разработками в областях национальной безопасности, военной стратегии и оперативного искусства, военного управления. Так что все новации, представленные академией на экспозициях, посвящённых военному образованию, за четыре года участия в полной мере реализованы не только в образовательном процессе, но и в руководящих документах Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.
В качестве свежего примера хотелось бы привести электронный учебник «Оперативное искусство». На форуме «Армия-2022» были представлены инновационные доработки учебника. В текущем году доработанный учебник мы представляем не только на выставочной экспозиции «Военное образование» форума «Армия-2022», но и на конкурс Минобороны России «Лучший электронный образовательный ресурс». В учебнике предусмотрено три уровня усвоения материала (иллюстративно-описательный, репродуктивный и творческий), а также многоуровневая система тестирования (базовый уровень, повышенный и высокий уровень сложности), обеспечивающая контроль знаний и обратную связь с обучающимися.
- На ваш взгляд, каковы перспективы организации и проведения форума «Армия-2022»? Чем ещё можно заинтересовать участников, что «революционное» можно предложить для использования и от чего, возможно, стоит отказаться?
- На мой взгляд, перспективы форума вполне очевидны и прямо связаны с нарастающим интересом к его проведению как со стороны профессионального сообщества, так и всех людей, интересующихся военной тематикой. Такой широкий спектр потенциальных участников и зрителей даёт организаторам отличные возможности для постоянного расширения аудитории и за счёт демонстрации технических новинок, и за счёт предоставления дискуссионных площадок, и за счёт организации досуга, проведения культурных, образовательных, а также развлекательных мероприятий.
Полагаю, что «революционные» решения для повышения заинтересованности участников следует искать не столько в тематике и содержании проводимых мероприятий, сколько в их техническом «оснащении», совершенствовании качества демонстрируемых разработок.
Вместе с тем специалистов всегда будут интересовать принципиально новые решения в создании конечного продукта, будь то новая техника, вооружение или программная разработка, «среднестатистического» посетителя - зрелищность представляемого, молодёжь - возможность самостоятельно попробовать и испытать. Не сомневаюсь, что все эти вопросы находятся в поле зрения организаторов.
- В разделе, посвящённом военным учебным заведениям, на каждом форуме представлены поистине прорывные разработки в области современных тренажёров и симуляторов. Востребована ли уже сегодня эта учебная материально-техническая база в вузах, или она, по большей степени, является далёким будущим в развитии учебно-материальной базы?
- Тренажёры и симуляторы уже давно являются обязательными элементами образовательного процесса высшей военной школы. Их эффективность напрямую связана со способностью обеспечивать «погружение в реальность», соответствовать действующим образцам. Этим объясняется постоянный запрос на совершенствование технических средств обучения, стимулирующий появление новых разработок.
При этом активная проектная деятельность осуществляется и самими образовательными организациями, как никто другой заинтересованными в конечном результате подготовки обучающихся.
Таким образом, например, в академии создана функциональная программная система автоматизации деятельности центра военных игр, позволяющая полностью автоматизировать процесс подготовки и принятия решений на уровне командующего армией и выше, осуществлять моделирование вариантов и способов действий противоборствующих сторон.
- Может ли, на ваш взгляд, форум «Армия-2022» послужить продвижению инновационных научно-методических разработок по конкретным предметам обучения? Если это уже происходило у вас, расскажите на конкретном примере.
- Продвижение инновационных научно-методических разработок - одна из ключевых задач экспозиции форума, посвящённой военному образованию. При этом участникам предоставляются уникальные возможности для популяризации в профессиональном сообществе любых достижений научно-педагогических коллективов, поскольку в отличие от традиционных способов (публикации, участие в конференциях, семинарах и т.п.) здесь можно не только увидеть действующие образцы, но и оценить эксплуатационные характеристики. Важно, что всю интересующую информацию можно получить непосредственно от авторов (разработчиков), а также установить полезные контакты для профессионального взаимодействия.
Научно-методические разработки академии достаточно специфичны, поскольку рассчитаны на категорию обучающихся, получающих высшую военную оперативно-стратегическую подготовку. Вместе с тем ряд разработок привлекают интерес и более обширной аудитории специалистов и обучающихся.
Известно, что академия является ведущим в России научным центром в области военной истории. Кафедрой истории войн и военного искусства в этом году представляется на форуме «Армия-2022» интеллектуальная обучающая программа «Военная история Российской империи, Советской России и СССР в мировых войнах (1914-1945 гг.)».
В основе создания программы лежит принцип открытой архитектуры: её можно самостоятельно совершенствовать, наполнять новым содержанием. Пользователю предлагается основа, которую можно использовать при подготовке обучающихся на всех уровнях среднего, высшего и послевузовского образования.