Achtung! В небе самолёт-разведчик Ту-214Р
Укронацисты убегали от него даже от мёртвого
У авиаторов нет в лексиконе слова «последний», вместо него они говорят – «крайний». Но для заместителя начальника 344-го Государственного центра армейской авиации, руководителя лётной группы «Беркуты» полковника Василий Клещенко апрельский вылет в Изюмский район Харьковской области оказался именно последним. Его Ка-52 «Аллигатор» возглавлял вертолётную авиагруппу, которая настигла колонну бронетехники ВСУ, продвигавшуюся под покровом ночи в сторону наших позиций. Полковник дал команду на открытие огня и спустя несколько секунд, все вражеские «железки» заполыхали. Уйдя на малую высоту, чтобы обезопасить себя от контрударов, вертолётчики легли на обратный курс, но недалеко от деревни Гусаровка нарвались на засаду. Похоже, что нацисты использовали своих же сослуживцев на технике, как приманку для авиагруппы.
«Аллигатор» Клещенко шёл первым. Его и достала ракета из ПЗРК, уйти от которой шанцев не было. Полковник попытался сделать невозможное и увести машину, но её «раны» оказались смертельными, и она беспомощно упала на землю… Позже в украинских соцсетях появился видеоролик, снятый нацистами, которые словно шакалы, обшаривали сбитый вертолёт. Когда они наклонились над телом пилота в желании поглумиться над ним, изображение вдруг задрожало, а фокус камеры телефона сместился вниз на ноги. Это укровояки, увидев в одной руке мёртвого полковника неразорвавшуюся гранату, а в другой – пистолет, с криком бросились врассыпную.
Василий Клещенко, выполнявший боевые задачи в Чечне, Таджикистане и Сирии, считавшийся одним из лучших пилотов России, возглавлявший парад вертолётов над Красной площадью 9 мая в прошлом году, не сдался бы ни при каких обстоятельствах…
Останки его тела выменяли потом у киевского нацистского режима и со всеми почестями похоронили на Родине. А Василию Петровичу Клещенко Указом Президента РФ 6 августа посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.
«Кинжальный» удар долго ждать себя не заставит
Сегодня очень много умников высказывают своё «экспертное» недовольство по поводу того, что, имея абсолютное превосходство в воздухе, союзные войска вместе с подразделениями ВС РФ, никак не могут добиться нужных успехов на земле. А силы ВКС миндальничают, нанося удары лишь вдоль линии боестолкновений, а не по центрам принятия решений и местам разгрузки тяжёлой боевой техники в западных и центральных районах Украины.
Всё это правильно, только не следует забывать, что против нас «играет» сборная команда НАТО с использованием самых современных средств вооружения. И каждый российский самолёт или вертолёт, едва он берёт курс в сторону Украины, попадает на экраны американской информационной системы контроля воздушного пространства, которая в круглосуточном режиме, задолго до февраля 2022 года, начала работать в интересах Киева. Естественно, что данные о воздушных целях в режиме реального времени передаются вэсэушным системам ПВО (опять же западного производства), которые берут их на сопровождение. Командование ВКС РФ прекрасно об этом знает, поэтому руководит боевой работой пилотов таким образом, чтобы нанести противнику максимальный вред с минимальными потерями для себя. Осторожность и безупречность действий при такой тактике никогда лишними не бывают.
Долгое время украинская сторона воспринимала это как нерешительность. Но после событий, связанных с проведением референдумов на территории Донбасса и началом частичной мобилизации в России, от них вдруг стали раздаваться вопли опасений. Мол, если за дело теперь ВКС РФ возьмутся по-взрослому, бежать будет некуда. А к такому «разговору» уже готовы и Миг-31 – носители гиперзвуковых «Кинжалов», и стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-22М3 и Ту-160… Боевая мощь этих машин, против которой ни у западников, ни тем более у режима Зеленского нет приёмов, в состоянии кардинально повлиять на ход СВО. А поскольку территории ЛНР и ДНР совсем скоро, де-юре, обретут статус субъектов РФ, время «китайских предупреждений» с нашей стороны прошло. И хвалёной американской воздушной информсистеме останется лишь констатировать этот факт.
В небе самолёт-разведчик Ту-214Р
На прошлой неделе впервые после 2016 года (боевой операции в Сирии), российским командованием был применён самолёт-разведчик Ту-214Р. Цель полёта не раскрывается, но не трудно предположить, что сделано это было для более детального вскрытия местоположения военных объектов на территории Украины. Ту-214Р располагает техническими возможностями по выявлению командных пунктов, радиолокационных станций, узлов связи и т.д. на расстоянии до 400 километров. И можно не сомневаться: собранные экипажем самолёта данные уже переданы не только в штабы ВКС, но и ракетчиков. Ждать, когда эти координаты будут востребованы, осталось недолго.
Воздушный бой, перебазирование, удар и… нет десантирования
О всей серьёзности намерений наших ВКС можно судить по активизации тренировочных полётов истребителей МиГ-31БМ и стратегических ракетоносцев Ту-95МС, дислоцирующихся в Восточном военном округе. Совершив перелёт на один из запасных аэродромов в зоне ответственности Тихоокеанского флота, экипаж истребителя-перехватчика из состава смешанного авиаполка морской авиации на Камчатке одиночно выполнил поставленную задачу. Поднявшись на рабочую высоту, пилоты МиГ-31БМ обнаружили и классифицировали воздушную цель. Убедившись, что она «вражеская», по ней был произведён электронный пуск ракеты класса «воздух-воздух» с большого расстояния. Также лётчики отработали учебный элемент полёта по маршруту, проложенному над безориентированной местностью, в условиях отсутствия наземных радиотехнических средств аэронавигации.
В полку амурского соединения дальней авиации в это время состоялись плановые полёты Ту-95МС. Для отработки упражнений, наряду с опытными экипажами, к пилотированию и навигации привлекался молодой лётный состав, из числа выпускников лётных и штурманских училищ 2021 года. «Молодёжь» на деле подтвердила своё умение пилотировать тяжёлые машины в условиях ненастной погоды, как в светлое, так и тёмное время суток.
С не меньшей интенсивностью, если не сказать большего, проводят свои тренировки и лётчики-истребители Су-27 из авиасоединения морской авиации Балтийского флота. По замыслу командования, самолёты условного противника нарушили государственную границу России и предприняли попытку нанести ракетно-бомбовый удар по нашим стратегически важным военным объектам. Получив команду на взлёт, экипажи Су-27 вышли на перехват и в ходе учебного воздушного боя уничтожили машины «неприятеля». При выполнении этой задачи, лётчики (всего в воздух поднимались 10 экипажей) отработали ускоренную подготовку самолётов к вылету, парные взлёты и электронные пуски управляемых ракет.
В рамках двустороннего командно-штабного учения сил Балтфлота экипажи тактических фронтовых бомбардировщиков Су-24М и многоцелевых истребителей Су-30СМ отработали задачи по нанесению ракетно-бомбовых ударов по надводным целям в морских полигонах. Сначала с экипажами бомбардировщиков было проведено учение по перебазированию на запасные аэродромы в Калининградской области.
В ходе этой тренировки лётчики и инженерно-технический состав отработали подготовку техники к вылету, вывод самолётов из-под удара условного противника и непосредственно сам взлёт. При перебазировании на запасные аэродромы пилоты выполнили поставленную задачу, уложившись в нормативы. После, по легенде учения, на командный пункт соединения морской авиации поступила информация о планируемой «противником» десантной операции с высадкой десанта на побережье Калининградской области. Для проведения разведки и контроля за надводной обстановкой, в заданный квадрат моря был направлен Су-24М из состава дежурных сил.
После обнаружения десантного отряда условного противника, в воздух были подняты самолёты Су-24М и Су-30СМ. Их прикрытие обеспечивали истребители Су-27. В назначенном районе пилоты условно поразили морские цели, используя ракеты класса «воздух-поверхность». А экипажи истребителей на различных высотах, в том числе на предельно низких, отработали воздушный бой с самолётами «противника», прикрывавшими корабли с воздуха. Для имитации отряда вражеских кораблей были задействованы боевые корабли и суда обеспечения Балтийского флота.
Противник условный, боевая учеба настоящая
Очень неплохой уровень умения действовать в горной местности продемонстрировали лётчики армейской авиации сразу двух российских военных баз, дислоцирующихся за пределами нашей страны. Экипажи вертолётов Ми-8МТВ-5 и Ка-52 в Армении отработали поисково-спасательные работы в режиме зависания и эвакуацию условно раненных в районах горных ущелий. При выполнении этой задачи, пилоты уже не в первый раз взаимодействуют с военнослужащими базы и всегда показывают хорошую слаженность.
Кроме этого вертолётчики выполнили элементы сложного пилотажа, манёвры в одиночном порядке, в составе пар и звеньев. Высокогорный театр действий всегда требует от пилотов особой подготовленности. Такой, какую показали и вертолётчики авиагруппы в Таджикистане, отработав противозенитные манёвры на предельно малых высотах в горах Памира.
Экипажи вертолётов Ми-8МТВ5-1 и Ми-24 выполнили полёты на предельно малых высотах с использованием рельефа местности и резким набором высоты с изменением курса. Транспортно-боевые Ми-8МТВ5-1 действовали под прикрытием пары ударных Ми-24. Минимальная высота полётов из-за сложного ландшафта Памира составляла 30 метров, скорость – 250 километров в час. Такие параметры позволяют наиболее эффективно применять армейскую авиацию в горной местности и противодействовать незаконным вооружённым формированиям, имеющим на вооружении переносные зенитные ракетные комплексы.
Показали себя в деле и военнослужащие, работающие на равнине. В Московской области в 1-й армии противовоздушной и противоракетной обороны (особого назначения) Воздушно-космических сил прошло тактическое учение с подразделениями ЗРК С-400. В ходе учения боевые расчёты ПВО совершили многокилометровый марш в район развёртывания для выполнения учебно-боевых задач. Во время марша личный состав отразил нападение диверсионно-разведывательной группы условного противника.
По прибытию в пункт назначения, подразделения развернули технику и заступили на боевое дежурство по охране воздушного пространства в заданном районе. По условию учения, именно в этом направлении приближались десятки воздушных целей. Цели были обнаружены и взяты на сопровождение. После передачи целеуказания на командный пункт, расчёты ЗРК получили команду: «Огонь!» По результату анализа средств объективного контроля все цели были условно уничтожены на значительном удалении от охраняемых объектов.