Приключения ЗРК Patriot, или Трансатлантические «конвои смерти»
«Европейская инициатива» с американским акцентом
Нет необходимости безостановочно крутить глобус, чтобы прийти к очевидному выводу: основной поток оружия на Украину идёт через Атлантику. Именно суда под американским флагом везут в Европу танки, бронетранспортёры, орудия, контейнеры с ракетами и снарядами. Пункты назначения - порты Северного и Балтийского морей, далее, через украинскую границу военные грузы попадают на фронт, который до сих пор предпочитают деликатно именовать линией боевого соприкосновения.
При этом надо отметить, что эти «конвои смерти» организованы администрацией США в рамках операции Atlantic Resolve («Атлантическая решимость». - Авт.), запущенной ещё восемь лет назад якобы в ответ на так называемую российскую агрессию. Цель операции, как было объявлено Вашингтоном - «защита восточных рубежей НАТО», которые, как надо теперь полагать, проходят через Киев.
По мнению большинства экспертов, в том числе и американских, боевые действия на Украине могли бы закончиться в течение недели, если бы НАТО прекратило поставки вооружений Киеву. Например, в результате мирных переговоров. Но такой вариант не входит в планы правящих кругов США, целью которых является эскалация военного конфликта, ведущего, как рассчитывают на Западе, к ослаблению России. Но с другой стороны, повышается риск прямого военного столкновения Москвы с Вашингтоном, который в ближайшее время собирается передать Киеву системы ПВО и ПРО Patriot. На что, кстати, уже отреагировал российский президент, пообещавший уничтожить это оружие, как только оно попадёт на территорию Украины: «Мы их пощёлкаем, сто процентов».
Тем не менее, батарея ЗРК Patriot, которую имел в виду Владимир Путин, уже учтена в «ассортименте» нового масштабного пакета военной помощи киевскому режиму на сумму 1,85 млрд долларов. И можно только восхищаться тем, как быстро американский ВПК умеет зарабатывать на ситуации. Едва Джо Байден на встрече 21 декабря пообещал Зеленскому батарею Patriot, как она тут же была соответствующим образом «упакована» и отгружена по назначению. И поскольку вскоре после начала специальной военной операции президент США подписал «Акт о защите украинской демократии с помощью ленд-лиза», несложно догадаться, что предприимчивые американцы, собираются играть на киевском направлении вдолгую и раздеть Украину, что называется, до нитки. Дело в том, что ленд-лиз - удовольствие не бесплатное.
Но пока механизм ленд-лиза, старт которого намечался на ноябрь 2022 года, не заработал, Киев продолжает получать безвозмездную помощь (согласно американскому закону о дополнительных ассигнованиях в поддержку Украины) по трём программам: «Инициатива содействия безопасности Украины» (Ukraine Security Assistance Initiative, USAI), внешнее военное финансирование (Foreign Military Financing, FMF) и пополнение запасов оружия США (Replenishment of U.S. weapons stocks). Об этом, в частности, сообщает новостной сайт politnavigator.net, основываясь на откровениях представителя МИД Украины Олега Николенко.
Кроме того, по инициативе США была создана Контактная группа по обороне Украины, состоящая из 50 стран, которые также накачивают режим Зеленского вооружениями и по сути, хотя пока что косвенно, тоже являются участниками конфликта. Одновременно происходит процесс встраивания Украины в Североатлантический альянс.
Но эта новость не первой, как говорится, свежести. Киев и раньше был основным получателем военной и экономической помощи от США на постсоветском пространстве, постепенно подстраиваясь «под стандарты» НАТО и принимая участие в многочисленных учениях под флагом альянса. Однако качественное изменение отношения НАТО к Киеву произошло после государственного переворота и начала войны в Донбассе. Уже в апреле 2014 года США с партнёрами по НАТО приступили к проведению «долгоиграющей» операции Atlantic Resolve, а в июне президентом Обамой была анонсирована программа под названием «Инициатива по обеспечению европейской безопасности» (European Reassurance Initiative, ERI). По сути, это была подготовка Украины к военному конфликту с Россией.
По данным Центра стратегических и международных исследований США, программа ERI предусматривала инвестирование средств по пяти категориям: для увеличения американского военного присутствия на ротационной основе; для проведения учений с партнёрами и «близкими друзьями» (Грузия, Украина и Молдова); для модернизации военной инфраструктуры в европейском регионе; для увеличения заблаговременных запасов вооружения и военной техники (ВиВТ) на границе с Россией и для наращивания военного потенциала партнёров США в Европе.
С 2015 года программа ERI (в 2017 году переименована в «Европейскую инициативу сдерживания» - European Deterrence Initiative, EDI) стала основой для финансирования операции Atlantic Resolve, в соответствии с которой осуществляются перевозки значительного контингента войск США с запасами материальных средств через Атлантику. Для размещения войск, вооружений и военной техники были созданы или реконструированы официальные военные базы и не менее пятнадцати объектов заблаговременного складирования запасов армии США в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах, Греции, Норвегии, Польше, Румынии, Болгарии и Литве.
Летят самолёты, плывут корабли
Причём поставки осуществляются всеми возможными способами. В перевозках оружия для киевского режима принимают участие как военно-транспортные самолёты С-17 и С-5 ВВС США, так и самолёты Boeing 747-8F, 747-400F/ERF и 777F американских авиакомпаний Atlas Air и Kalitta Air. Их преимуществом является высокая скорость доставки военных грузов (в первую очередь на хорошо известный аэродром Жешув в Польше, ставший основным логистическим центром НАТО). Однако у авиаперевозок есть существенный недостаток - низкая по сравнению с морским транспортом грузоподъёмность.
Например, для перевозки тяжёлой бригады необходимо выполнить 543 рейса самолётами С-17А, для чего по самым скромным подсчётам потребуется не менее двух-трёх недель. Тогда как три судна класса Ro-Ro (ролкер - от англ. roll «катить», судно предназначенное для перевозки грузов на колёсной базе. - Авт.) решат эту задачу за один рейс. Иначе говоря, возить оружие по морю хоть и несколько дольше, но гораздо выгоднее. И это учтено. Причём трансатлантические рейсы по плану операции Atlantic Resolve выполняют не только корабли ВМС США, но и суда американских компаний American Roll-on Roll-off Carrier (ARC), Waterman Steamship Corporation, Liberty Maritime Corporation и US Ocean.
До начала СВО поставки военных грузов на Украину осуществлялись непосредственно через её черноморские порты. В качестве примера можно привести доставку американской компанией US Ocean катеров типа «Island» в порт Одессы судами Ocean Freedom 21 октября 2019 г. и Ocean Grand 23 ноября 2021 г. Катера получили названия «Славянск», «Старобельск», «Сумы» и «Фастов». В 2022 году планировалась поставка ещё трёх катеров, но помешала начавшаяся демилитаризация Украины.
С началом СВО прямые поставки вооружений на Украину морским путём были исключены - Турция закрыла проход военным кораблям всех стран и судам с военными грузами через проливы Дарданеллы и Босфор в Чёрное море. Более того, северо-западная часть Чёрного моря была объявлена опасной для плавания и взята под контроль Черноморским флотом. Тем не менее 27 августа 2022 года в газете The Washington Post появилась статья о расширении морских перевозок США для отправки на Украину «некоторых товаров». Под «некоторыми товарами», как потом выяснилось, подразумевалась гаубичная артиллерия и другое тяжёлое вооружение с боеприпасами.
Существует мнение, будто поставки оружия на Украину морским путём, о чём проговорилась WP, после закрытия черноморских проливов и объявления зоны особого режима плавания осуществлялись по так называемому зерновому коридору. Например, некоторые эксперты утверждали, что для этого на торговых судах перекрашивались грузовые марки и после прохода проливов они прямо в море «загружались боеприпасами на 10-20% от максимального дедвейта с болгарских и/или румынских судов».
Версия, конечно, интересная, но фактами она до сих пор никак не подтверждена...
Поэтому можно утверждать, что расширение американских морских перевозок оружия на Украину происходит в основном в рамках операции Atlantic Resolve. Например, из анализа просочившейся в Сеть информации, можно установить, что судами компании ARC, Endurance и Integrity (дедвейт от 22,5 до 49 тысяч тонн) в декабре 2022 года была проведена ротация 3-й бронетанковой бригады 4-й пехотной дивизии после её девятимесячного пребывания в Европе на 2-ю бронетанковую бригаду 1-й пехотной дивизии. И с недогрузом транспорты, конечно же, не ходили. В трюмах нашлось место и для «товаров», предназначенных непосредственно Украине. Кроме того, судно Patriot в интересах Командования специальных операций ВВС США доставило в Европу самолёты CV-22 Osprey. А что кроме?.. Это остаётся за скобками, поскольку в трюмы никто из посторонних не заглядывал.
Причём ничего особенного в том, что «мирные» суда возят военные грузы, нет. Работа американских судоходных компаний в интересах американского военного ведомства является выгодным и хорошо отлаженным бизнесом, который регулируется национальными законами о преференциях от 1904 и 1954 гг., согласно которым 100% военных и 50% других грузов в интересах правительства должны перевозиться под американским флагом на частных судах, зарегистрированных в США. Уже хотя бы поэтому, а не только из соображений конспирации, морские поставки оружия по плану операции Atlantic Resolve будут оставаться в приоритете. Кстати, расписание рейсов на 2023 год уже составлено.
Как отмечается в бюллетене Госдепа США, с 24 февраля 2022 года по программе USAI Украине передано вооружений на сумму 21,3 млрд долл., в том числе: 142 гаубицы калибра 155 мм и около миллиона снарядов к ним; 276 транспортных средств для буксировки оружия; 22 машины для восстановления оборудования; 38 высокомобильных артиллерийских ракетных систем с боеприпасами; четыре машины командного пункта; восемь ЗРК Nasams с боеприпасами; 20 вертолётов Ми-17; более 1200 многоцелевых колёсных транспортных средств высокой мобильности; более 100 лёгких тактических транспортных средств; 44 грузовика и 88 прицепов для перевозки тяжёлой техники; 200 бронетранспортёров M113; 250 бронированных машин M1117; 477 противоминных транспортных средств (MRAP); шесть бронированных грузовиков общего назначения; 58 прибрежных и речных патрульных катеров и много другой габаритной и тяжёлой техники и т.д.
Призрак ЗРК Patriot бродит по Европе
Напомним, что в этом же бюллетене значится и передача Киеву батареи Patriot с боеприпасами. Но это вовсе не означает, что комплекс повезут непосредственно из США. Это к тому, что история «путешествий» американских ЗРК по Европе в принципе весьма занимательна. Как известно, к концу 2014 года на территории Турции было развёрнуто шесть батарей ЗРК Patriot, переданных Анкаре по мандату НАТО из США, Германии и Нидерландов (по две) и одна из Испании. Все они находились в подчинении Южной зоны ПВО НАТО и эксплуатировались отнюдь не турецкими военнослужащими.
Однако в 2015 году мандат закончился, и все батареи, кроме испанской, из Турции «уехали». И не факт, что они останутся без нового постоянного адреса. Поэтому у истории с батареей ЗРК Patriot для Украины могут быть три продолжения.
Первый вариант - передача Киеву системы от одной из стран НАТО, ближайшими из которых являются Германия, Польша, Румыния или Греция. Но единства мнений по этому вопросу пока что не наблюдается. Польша, например, не в восторге от такой идеи. Греция высказалась о готовности поставить Украине российские С-300 при условии, что США предоставят взамен Афинам ЗРК Patriot, но такой вариант не по душе Турции. Тогда как Румыния наблюдает за ситуацией со стороны и хранит многозначительное молчание. Но уже просочилась информация, что, возможно, на румынской территории планируют проводить обучение украинских специалистов, а переправить ЗРК Patriot через Дунай - это вообще не проблема.
Второй вариант - поставка ЗРК Patriot непосредственно из США (в рамках операции Atlantic Resolve, естественно) с последующей транспортировкой по территориям европейских партнёров.
Но есть и третий вариант. Не исключено, что Patriot вовсе не доедет до Киева. А на каком этапе большого пути зенитно-ракетный комплекс «щёлкнут», это уже детали.